О переносе завода, очистных без запаха, новых технологиях, цене на бензин

o perenose zavoda ochistnyh bez zapaha novyh tehnologiyah czene na benzin 1 Актуально

Атырауским нефтеперерабатывающим заводом продолжается реализация экологических проектов и планируется строительство газотурбинной электростанции. Данные актуальные вопросы обсуждены на состоявшемся очередном заседании общественного экологического совета ТОО «АНПЗ», члены которого посетили площадку проекта «Реконструкция механических очистных сооружений». Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Мурат Досмуратов рассказал членам общественного совета, что в рамках реализации этой фазы продолжаются работы по строительству усреднительных резервуаров, зданий насосных станций, площадок самопромывных фильтров и флотаторов.

На пятачке

Генеральный директор завода Мурат Досмуратов предварительно ознакомил участников общественного экологического совета с работой предприятия, показав на макете все объекты.

— Территория завода небольшая – 240 гектаров. А, например, Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы располагаются на площадях по 500 гектаров, то есть в два раза больше. В год перерабатываем 5,5 млн тонн нефти. Установка АТ-2 («Электрообессоливающая установка атмосферной трубчатки» спроектирована американской фирмой «Баджер и сыновья» и пущена в эксплуатацию в ноябре 1945 года как комбинированная с блоком термического крекинга – Прим. ред.), модернизирована. В 1960-х годах была построена ЭЛОУ, в 1980-х годах — установка замедленного коксования  и установка ЛГ. До реконструкции здесь и качество было плохим, не было вторичных процессов – ни гидроочисток, вообще ничего не было. И стоял и стоит вопрос переноса АНПЗ. Вот тогда надо было его решать, можно было решить. В начале 2000-х годов, когда Нурлан Балгимбаев (в то время Нурлан Утепович — президент национальной нефтегазовой компании «Казахойл» — Прим. ред.) принес сюда японские инвестиции, тогда, вероятнее всего, вопрос стоял, но завод решили оставить, никуда не переносить. Сколько новых установок уже построено, и сейчас переносить именно в таком виде  невозможно, завод надо строить заново, — пояснил Мурат Досмуратов.

На заводе построены уникальные установки, которых в мире не так уж и много. В их числе установка CCR каталитического риформинга  с непрерывной регенерацией катализатора с блоком извлечения бензола и комплекс ароматических углеводородов. На предприятии должны производить 493 тыс. тонн в год параксилола и 133 тыс. тонн бензола. На проектную мощность завод пока не вышел. В нынешнем году ее запускали, почти доведя до полного цикла, однако пришлось остановить по причине нехватки сырья — в стране бензина не хватает.

— После планово- предупредительного ремонта надеемся ее запустить, потому что зимой спрос на бензин небольшой. Мы хотим, чтобы она постоянно работала, производство параксилола и бензола прибыльное для завода, больше, чем выпуск бензина, — проинформировал генеральный директор АНПЗ.

Членов общественного экологического совета интересовало, возможно ли увеличение выпуска сжиженного газа? Потребность для реализации газа на АЗС составляет 9-10 тыс. тонн, но министерство распределяет лишь 5-6 тыс. тонн, и на последней неделе каждого месяца возникает большая проблема с газом на АЗС. Как выяснилось, завод выпускает в запланированном балансе, и больше не будет. На западе республики газа производят гораздо больше, чем в других местах. По мнению главы АНПЗ, проблему можно решить, если поднять цену, завод производит его себе в убыток.

Что касается глубины переработки нефти, то с пуском и выходом на проектную мощность ее добились на уровне 86 процентов. В сентябре она достигла даже 88 процентов, соответственно, выработано больше бензина, дизеля, а это значит, что больше акцизного налога идет в областной бюджет. С января по август т.г. на 30 млрд тенге нефтепереработчики увеличили сбор акцизного налога. До сентября собрано 80 млрд тенге, а в прошлом году на такое время было 50 млрд тенге.

После капремонта на заводе в два раза намерены увеличить выпуск авиакеросина, доведя со 100 тыс. тонн до 250-300 тыс. тонн. В Казахстане его нехватка большая – порядка 500 тыс. тонн.

o perenose zavoda ochistnyh bez zapaha novyh tehnologiyah czene na benzin 2

Забыть о запахе

На площадке реконструкции механических очистных сооружений закрытого типа членам ОЭС предоставили возможность ознакомиться с ходом реализации второго этапа. Столь важный проект планируется завершить до конца года. 

— По завершении проекта очистные сооружения обеспечат высококачественное очищение стоков, снижение объемов сброса загрязняющих сточных вод, а также прекращение испарения в атмосферу загрязняющих веществ. Например, по завершении проекта содержание нефтеотходов в стоках после МОС снизятся с 3500 мг/д3 до 45 мг/д3. А после биологической очистки — до 1.98 мг/дм3, — пояснил начальник отдела охраны окружающей среды ТОО «АНПЗ» Нурлан Ещанов.

Изменения большие.

— Кто видел старые очистные сооружения, знает, туда невозможно было зайти из-за сильного запаха, он пропитывал одежду надолго, — сказал Мурат Досмуратов. – Сейчас имеется лишь небольшой фоновый, но как раньше — нет. Система очистки современная. Установлено оборудование из Германии, запуск проводили специалисты немецкой компании. Проектная мощность подтверждена.

Грязная установка станет чистой

Разговор об экологических проектах продолжился непосредственно на заседании общественного экологического совета. Вначале был представлен новый экоомбудсмен Артур Шахназарян, а также новые участники совета. Председателем общественного экологического совета единогласно избрали профессор Атырауского инженерно-гуманитарного института Махамбета Жексенова. 

Далее представители завода выступили с презентациями о ходе реализации модернизации механических очистных сооружений – ликвидации открытого аварийного амбара и о повышении энергетической надежности нефтеперерабатывающего завода.

Директор капитального строительства ТОО «АНПЗ» Руслан Ажигалиев пояснил, что после реконструкции производительность механических очистных сооружений будет увеличена в два раза. Часть очищенной воды будет повторно использована на нужды завода, что на девять процентов сократит водопотребление из реки Урал.

Добавим, что в рамках реконструкции МОС были ликвидированы пять  открытых бассейнов  — источник отвратительных запахов нефтяного шлама. Аварийный амбар закрыт навесной конструкцией. В целом, завершение проекта планируется до конца 2023 года.

Генеральный директор завода рассказал, что сейчас на АНПЗ самая грязная установка – это установка замедленного коксования, которая была запущена в 80-х годах, и сделана по старой технологии, никаких улучшений там нет. Она поставлена на реконструкцию. Установка небольшая, а создает очень сильный запах, и этот запах необходимо убрать. Дело в том, что кокс горячий, и когда идет продувка, он не успевает до конца охладиться. И часть углеводородов уходит в атмосферу.

— По системе улавливания проект сделан, заказываем оборудование, в следующем году начнем монтировать. Там полностью будет все закрыто, в атмосферу ничего не пойдет, — ввел в курс дела Мурат Досмуратов. 

o perenose zavoda ochistnyh bez zapaha novyh tehnologiyah czene na benzin 3

Что светит автомобилистам?   

С докладом о предпринимаемых мерах по повышению надежности электроснабжения на АНПЗ, минимизации ущерба при энерго­авариях выступил главный энергетик завода Канат Камбарбеков. ТОО «Атырауский НПЗ» имеет в своем составе две схемы электроснабжения — старую и новую части. На данный момент старая часть «питается» от собственной ТЭЦ АНПЗ мощностью 30МВт и от двух линий Атырауской ТЭЦ. Практика показала, что данная схема является надежной и устойчивой.

— Электроснабжение КПА и КГПН новой части завода осуществляется от ПС «Атырау» АО «KEGOC» по двум линиям напряжением 220кВ, — проинформировал Канат Камбарбеков. — Согласно требованиям Правил устройства электроустановок Республики Казахстан для потребителей первой категории необходимо наличие двух независимых, взаимно резервируемых источников электроснабжения. Однако отсутствие свободных мощностей в Атырауском регионе и перегруженность линий 220 кВ для передачи электроэнергии с МАЭК и Западно-Казахстанской области не дают возможности достичь требуемого результата.

Вместе с тем, главный энергетик завода отметил, что если смотреть на статистику посадок электроснабжения в процентном отношении, то видно, что количество технологических нарушений, связанных с электроснабжением завода, по сравнению с 2021 годом заметно снизилось. Однако технологическое нарушение, произошедшее 3 июля 2023 года, когда на МАЭК аварийно отключился энергоблок №1, и произошло снижение генерации с 140МВт до 50МВт, привело к выходу на изолированный режим остальные энергопроизводящие организации с понижением генерации. В результате произошли отключения потребителей Атырауского и Мангистауского регионов. Необходимы дополнительные меры, направленные на стабильное электроснабжение.  Для минимизации отключения оборудования и снижения рисков вынужденных сбросов на факельные установки во время нештатных ситуаций на АНПЗ планируется строительство газотурбинной электростанции мощностью 154 МВт. 17-18 августа 2023 года состоялись Дни открытых дверей. Потенциальные инвесторы и заинтересованные компании обсудили актуальные вопросы, а также осмотрели строительную площадку. 4 сентября завершился прием предложений о сотрудничестве. В настоящее время продолжается этап определения потенциальных инвесторов. Ввод электростанции в эксплуатацию планируется до конца 2026 года.

Зачем у АНПЗ требуют строительство электростанции? В соседней стране ни один нефтеперерабатывающий завод ее не имеет. Необходима единая энергетическая система Казахстана. Об этом 30 лет уже говорят. А почему не делают? Тогда не нужно было бы строить эту электростанцию. И теперь, учитывая риски возможных отключений электроэнергии, завод вынужден ее строить со всеми вытекающими отсюда последствиями для автомобилистов. Себестоимость бензина будет увеличена.

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна