Назойливый спам: что казахстанцам делать с нежелательной рассылкой
С назойливыми СМС-сообщениями или спам-звонками сталкивается практически каждый. Они могут не только раздражать и отнимать время, но и быть опасными, если на связи мошенники. О том, как защитить себя от спам-рассылок, рассказывает Tengri Life совместно с адвокатом Ибрагимом Садуакасовым.
Специалист напоминает о законодательстве, а также о Правиле оказания услуг связи, который регулирует данный вопрос.
«Правило устанавливает, что есть лимит по пересылке абонентам в ночное время (с 22:00 часов до 06:00) информации (рассылок рекламного характера) посредством коротких текстовых сообщений и мультимедийных сообщений, не запрошенной ранее абонентом. Рассылка информационных сообщений рекламного характера на сетях сотовой связи допускается только при наличии согласия абонента», – говорит он.
Однако данное правило не относится к рассылки информации от экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной и аварийной служб, подмечает Ибрагим Садуакасов.
«Рассылки рекламного характера регулируют только условия между оператором и пользователями сети, и полагаю, что рассылка в тех же в мессенджерах и социальных сетях уже вне ответственности операторов сотовой связи», – отмечает Ибрагим.
Согласно закону «О связи» и «О персональных данных», абонентские номера, сведения о регистрации абонентского номера и прочие данные относятся к персональным данным. Поэтому сотовые операторы не могут предоставлять их третьим лицам без письменного согласия пользователя, за исключением запросов правоохранительных и специальных органов, уточняет юрист.
По словам специалиста, рассылки от микрокредитных и подобных организаций также относятся к рекламным.
«В случае, если рассылка идет в мессенджерах, то оператор сотовой связи за это ответственности не несет. В случае, если вы получаете их на свой номер посредством СМС-сообщений, то тут уже другой вопрос: откуда у них ваш номер? Если, например, вы ранее не обращались в данные организации.
Поэтому нередко бывают ситуации, когда банки, ЦОНы, порой даже госорганы «сливают» базу с номерами физлиц. Но это уже вопросы к правоохранительным органам», – поясняет он.
В случае, если ваш сотовый номер оказался в руках неизвестной вам микрокредитной организации, то для начала стоит связаться с ними и попросить удалить ваши контакты из их базы. Если попытка не увенчалась успехом, то необходимо обратиться в полицию с заявлением. Так как передача номеров третьим лицам является уголовно наказуемым деянием.
«Правоохранительные органы, те же органы внутренних дел не имеют право инициировать уголовное дело на пустом месте. Им нужно основание. Основанием может быть заявление физических лиц, рапорт должностных лиц об обнаружении преступления и так далее», – дополняет Ибрагим Садуакасов.
Наш корреспондент также обратился с запросом в Комитет телекоммуникаций. По закону на рассылки не имеют право лишь те лица, кто нелегально занимается сферой игорного бизнеса.
«Не допускается осуществления рекламной деятельности и распространения контента, содержащего рекламу электронного казино, интернет-казино, а также рекламу азартных игр и пари, организуемых и проводимых лицами, не имеющими права заниматься деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан в соответствии с законом», – говорят в ведомстве.
Согласно закону, в случае нарушения операторы немедленно принимают меры по ограничению доступа к запрещенной информации.
Вывод: адвокат предупреждает, что большинство спамеров берут номера из интернета. То есть, если вы вносили свой номер в базу данных магазинов, оставляли в социальных сетях, регистрировались на сайте, то он может без вашего ведома перейти к третьим лицам.
Фото Pexels/ Andrea Piacquadio