Актуально

Как Атырау не утонуть в мусоре

О необходимости повышения тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения города Атырау шла речь на брифинге в Региональной службе коммуникаций Атырауской области. Пояснения на эту достаточно болезненную тему дали руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Атырау Алибек Муханбеталиев, заместитель директора по финансам и развитию ТОО «Спецавтобаза» Есенжан Шауданов и председатель общественного совета города Атырау Ерлан Кумискалиев, которым задали вопросы журналисты.

По словам Есенжана Шауданова, если вернуться к 2020 году, когда тариф был утвержден на уровне 197-214 тенге, на тот момент представленный расчет составлял 300 тенге.

– К сожалению, тогда эта норма не была утверждена, а утвердили на уровне 205 тенге. За последние три года произошла большая инфляция. Мы в своих расчетах руководствовались методикой, которая была утверждена в 2021 году, и вышли на среднюю цифру 395 тенге, из которых 379 тенге для оплаты жителями, проживающими в квартирах, и 409 тенге для оплаты жителями частного сектора, – пояснил Е. Шауданов.

Заместитель директора Спецавтобазы предполагает, что увеличение тарифа практически в два раза приведет к тому, что многие жители могут избегать оплаты.

– В отличие от других наших коллег, которые занимаются коммунальным управлением, никаких рычагов, кроме как подсчета количества проживающих, предприятие не имеет. Если водоканал или энергослужба берут показания данных по счетчикам, и жители должны платить ровно столько, сколько потребили воды или электричества, то в отношении мусора применяется норма накопления к количеству проживающих людей в квартире или доме, – обратил внимание Е. Шауданов.

Зачастую квартиры сдаются в аренду, в городе Атырау много приезжих, но работники Спецавтобазы не имеют доступа к такой статистике, они руководствуются теми справками, которые жители им приносят. Не секрет, что иногда по прописке значится один человек, а на самом деле проживают до десяти приезжих.

– Из-за этой кривой статистики иногда вокруг дома образуются огромные свалки. Прежде чем поставить перед жилым комплексом контейнеры, оборудовать площадку для сбора мусора, мы проводим анализ количества квартир, исходя из этого, вычисляем объем контейнеров, которые необходимы для данного жилого комплекса. А по факту там, оказывается, проживает людей в два раза больше, – акцентировал Е. Шауданов. – На сегодняшний день средний переходящий долг абонентов ежемесячно составляет в районе 30-50 млн тенге. Это не фиксированный долг, за который нужно судиться, взыскивать через суд, просто люди оплачивают с опозданием – кто-то в конце месяца, кто-то за два месяца. То, что в случае увеличения тарифа этот долг возрастет, да, мы это предполагаем. Прекрасно понимаем людей, но с тарифом меньше 395 тенге работать уже невозможно.

Потребители разные: для физических лиц тариф предполагается 379-409, то есть средневзвешенный 395 тенге. Для юридических лиц другие тарифы. Такие потребители тоже делятся на две категории. У некоторых юрлиц имеются базы на собственной территории, обходятся своими контейнерами, с ними заключается прямой договор на вывоз ТБО, и они платят по факту, в договоре прописывается вывоз ежедневно или раз в неделю, в зависимости от того, сколько его накапливается. Другие компании вообще раз в месяц просят вывозить мусор. Таким юрлицам в городе оказывает услуги не только Спецавтобаза. В Атырау 5-6 мусоровывозящих компаний, у которых в наличии одна или две небольшие машины. А крупные компании, например рынок «Дина», имеют свои мусоровозы. И это – первая категория юридических лиц. Вторая категория юрлиц работает в основном на цокольных этажах, они не имеют возможности установить свой контейнер, поэтому пользуются централизованной системой сбора мусора, государственными контейнерами. Норма для них состоит в зависимости от вида предпринимательства. Например, популярный малый бизнес в виде парикмахерских, там рассчитывается оплата от количества посадочных мест, если детсад, то от коек, а магазины – от квадратных метров.

Обязательная сортировка

– Тариф так и называется – тарифный сбор, вывоз, сортировка и захоронение. В обязанности мусоровывозящей компании входит вывоз ТБО, а сортировка и захоронение – это уже обязанности той компании, которая управляет полигоном ТБО. На сегодняшний день полигон государственный. Он находится у нас в доверительном управлении до 2025 года. Раз уж мы находимся на полигоне, то и обязанность сортировать, обеспечивать на сто процентов возлагается на нас. До 2021 года такого обязательного условия не существовало, была просто инициатива. В 2020 году мы ее проявили, но с введением нового экологического кодекса это стало обязательным условием. Поэтому тариф будет обязывать нас реализовывать стопроцентную сортировку мусора. Мы видим, что себестоимость сбора и вывоза формируется в районе 80 процентов от 395 тенге, это 315-320 тенге, коридор сортировки будет 22-25 тенге, захоронение – 50-60 тенге. Таков предполагаемый расчет, – ввел в курс дела Е. Шауданов.

Обязанность обеспечить стопроцентную сортировку возлагается на то предприятие, которое управляет полигоном, вне зависимости от того, частное оно – будет ли это «Гринсити», другое ИП – или государственное предприятие. Каким образом она, то есть сортировка, будет достигнута – строительством собственного сортировочного комплекса, привлечением на аутсорсинг третьей стороны, будет известно после того, как депутаты утвердят тариф.

Для государства не принципиально, каким образом стопроцентная сортировка будет достигнута. По мнению заместителя директора Спецавтобазы, для жителей важнее своевременный вывоз мусора, их тоже особо не волнует, какая будет сортировка, кто ею будет заниматься, и эти 395 тенге, 80 процентов которых занимает сбор и вывоз, они как раз направлены на то, чтобы обеспечить чистоту.

– Конечно, мы искали варианты. Провели переговоры с поставщиком аналогичного комплекса, получили коммерческое предложение, ведем переговоры об уменьшении стоимости, понимаем, что срок возведения новой сортировочной линии, вполне возможно, займет три-пять месяцев. Если не будет привлечено третье лицо, то есть аутсорсинг, то мы пойдем этим путем, – довел до сведения Есенжан Шауданов.

Стало известно, что на сегодняшний день на линии выходят 21-25 машин, а в среднем, с учетом перспективного роста города, требуется ежедневный выход до 28, может даже 30 мусоровозов. Вот к этому показателю Спецавтобаза и стремится.

– Если вы обратили внимание, за последние два года было приобретено восемь мусоровозов зеленого цвета, договорились с хорошим поставщиком. Средняя цена одного мусоровоза – 55-62 миллиона тенге. Будем стремиться к достижению того, чтобы машин было больше. В тариф заложено увеличение заработной платы именно производственного персонала, были случаи, машины имеются в наличии, а водителей нет, – уточнил спикер.

Без шантажа

В свою очередь руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Атырау Алибек Муханбеталиев подчеркнул, что в последнее время подорожали дизтопливо, солярка, бензин, запчасти.

Председатель общественного совета города Атырау Ерлан Кумискалиев не знает, как депутаты решат вопрос касательно повышения тарифа.

– Думаю, пройдут заседания, презентации, будет защита этого тарифа. Как у нас было? Мы понимаем, что повышение тарифа может быть накладно для населения, но это – реальность, необходимость. Что произойдет, если Спецавтобаза уйдет с рынка? Достаточно на полдня остановить её работу, город утонет в мусоре. Мы приняли такое решение, и нам оно далось нелегко, мы тоже имеем сердце, эмоции, сами являемся жителями этого города, и у нас есть родственники с низким достатком. Но Есенжан Шауданов сказал, что в их компании среди работников прошло уже три протеста, они тоже хотят повышения заработной платы, какая сейчас их не устраивает. Тариф давно не менялся, а как все вокруг дорожает, ГСМ в том числе. Мы были вынуждены принять, иначе существовал риск. Благодарю предприятие за то, что не стало шантажировать, не встало в позу. В филармонии, когда первый раз рассматривался тариф, он был 680 тенге, и мы путем плодотворных переговоров пришли к 395 тенге. А дальше на сессии решат сами депутаты. Думаю, они все проанализируют, и, надеюсь, все это будет открыто, прозрачно. Общественный совет принял именно такое решение, то есть мы рекомендуем, но не утверждаем.

Светлана НОВАК

Фото автора               

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button