И ТЕОЛОГ, И ПСИХОЛОГ
В последнее время словосочетание «религиозная обстановка» начинает прочно укрепляться в нашей повседневной речи, становясь все более актуальным. Немало этому способствовало несвоевременное принятие нового закона, отвечающего требованиям времени, а также проблемы в вопросах подготовки педагогических кадров и множество других обстоятельств. Данные темы эти были обсуждены в ходе семинара, который прошел во вторник в средней школе им. И. Тайманова в поселке Жумыскер. В качестве главных консультантов для местных школьных учителей выступили члены республиканской информационно-пропагандистской группы по вопросам религии.
В состав группы вошли видные специалисты: теолог, представитель фонда поддержки исламской культуры и образования Самат Нысанбаев, старший преподаватель кафедры религиоведения Международного казахско-турецкого университета им. Ходжи Ахмеда Яссауи (г. Туркестан), религиовед Сержан Оразбай и теолог Аскар Сабдин.
Гости отвечали на вопросы педагогов, большая часть которых касалась темы формы одежды школьников, формы подачи материалов во время занятий, прав и обязанностей как учителей, так и учащихся. По словам религиоведа Сержана Оразбая, на данный момент прорабатываются вопросы подготовки специалистов для школ, которые могли бы проводить уроки религиоведения. Закон уже принят, на стадии разработки находятся методики преподавания, в которых предусмотрено обеспечение равных прав верующих.
Казалось бы, мы живем в светском государстве, но в действительности же нынешним учителям в школе приходится несладко: они одновременно выступают в роли теологов и тонких психологов, и это с учетом старой системы образования, основанной на принципе атеизма. Как посоветовали члены информационно-пропагандистской группы, нельзя отдавать предпочтение той или иной религии, несмотря на предусмотренное в новом законе доминирующее положение ислама и православия. Необходимо давать информацию в равной степени, не выделяя ту или иную религию, добавили они.
Как отметил в своем выступлении теолог Самат Нысанбаев, всего фондом поддержки исламской культуры и образования планируется выпустить около 20 книг тиражом 25 тысяч экземпляров каждая, через средства массовой информации распространить видеоролики, клипы на заданную тему. Вышеупомянутые пособия будут распространяться среди учителей и самих учащихся, где его создатели разместят ответы на все возникающие вопросы относительно ислама.
Интересные вопросы прозвучали в заключение работы семинара. К сожалению, большинство педагогов предпочло анонимность и не стало раскрывать свои имена и школы. В основном многих интересовала тема ношения платков в стенах учебных заведений, на что Сержан Оразбай ответил, что средние и высшие учебные заведения в скором времени должны разработать единую для всех форму одежды, пока же временно вводится запрет на ношение платков, длинных платьев и прочих атрибутов. Также планируется закрытие молитвенных комнат в общежитиях вузов. «Если у человека вера настоящая, а не мнимая, то он сможет найти в себе силы понять, подождать, встать на место других людей, — говорит теолог Аскар Сабдин. – Как раз это и станет испытанием – кто по-настоящему верующий, а кто просто прикрывается оной».
Одна из учительниц хотела узнать, имеет ли она право отпускать ученика во время урока, если тот просит разрешения выйти, чтобы совершить намаз.
— Нет, — категорично заявили члены республиканской информационно-пропагандистской группы. – По новому закону вы не имеете права отпускать ребенка на совершение религиозных обрядов во время занятий.
Далее, педагоги жаловались на детей, отказывающихся по религиозным соображениям посещать занятия физической культуры и… исполнять Гимн Республики Казахстан.
Подобные вопиющие случаи, к сожалению, не стали откровением для многих.
— Необходимо вести беседы, разъяснять детям, что они живут в светском государстве. Ни в коем случае не скрывайте такие факты, нужно сразу ставить в известность, чтобы потом мы не пожинали плоды своего попустительства, — посоветовали теологи.
Самый любопытный и в некотором смысле к месту был вопрос о том, как объяснить ребенку и при этом не запутать, если одновременно приходится знакомить с научной и религиозной точками зрения на тему появления жизни на Земле. Вполне резонно.
— Тут выход один. Да, теорию происхождения человека от обезьяны еще никто не отменял, но в этом случае вы предлагаете учащемуся самому принять какую-либо сторону. И при этом вас не просят склонять его в сторону религии или атеизма, — ответил религиовед Сержан Оразбай.
Как известно, большая часть проблем связана с так называемой религиозной неграмотностью, коей страдают не только молодежь, но и педагоги. По информации старшего преподавателя кафедры религиоведения Международного казахско-турецкого университета им. Ходжи Ахмеда Яссауи Сержана Оразбая, в скором времени данное учебное заведение планирует открыть дневные и дистанционные формы обучения преподавателей. Здесь будут готовить специалистов в области теологии.
Работа республиканской информационно-пропагандистской группы рассчитана на три дня, за это время религиоведы посетят районные центры области, встретятся с населением, ответят на вопросы.
Шынар ТЕКЕЕВА