ГДЕ ВЫ, ГИМНАСТЫ УМА?!
«Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации».
Нурсултан Назарбаев
Республика Казахстан сегодня развивается динамично. Повсюду налицо прогрессивные шаги — и в промышленном производстве, и в строительстве, и в энергетике, и в сельском хозяйстве. Сегодня перед нашим государством стоит задача форсированной модернизации экономики, перехода от сырьевой к индустриальной. Для этого, прежде всего, нужны высококвалифицированные кадры. «К сожалению, профессии ученого, инженера, педагога перестали быть престижными, – сказал Глава государства в своем выступлении в Казахском национальном университете имени аль-Фараби. — Люди стали меньше читать, усваивать новые знания. Для многих целью стало заработать деньги любым способом». Говоря это, Президент страны поставил задачу изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь, молодежи к образованности, к интеллекту, к служению Родине и народу.
— Самым трудным было справиться с ответами по физике и математике! – сообщали выпускники, сдававшие в этом году ЕНТ.
В областном управлении образования нам подтвердили, что обычно по результатам ЕНТ средние баллы по точным наукам всегда, как правило, ниже, чем по гуманитарным.
В то же время выяснилось, что по результатам ЕНТ нынешнего года самое большее число выпускников выбрало профильным предметом физику! Всего 1577 учащихся из всего общего числа участников ЕНТ. Отчего же получается такой парадокс: востребованность знаний по естественно-математическому циклу высока, но сами знания школьников оставляют желать лучшего?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы встретились с опытным учителем физики, за плечами которого почти 35 лет преподавания предмета физики в школе, почетным работником образования Республики Казахстан, учителем физики школы №17 Виктором РАССУХИНЫМ.
— Для того, чтобы нашему государству вырваться вперед и встать на один уровень с высокоразвитыми странами мира, стране нужны современно мыслящие кадры. А именно нужны инженеры. И готовить их надо уже со школьной скамьи. Вот такая задача стоит сегодня перед учителями физики, математики, химии. В первую очередь, все зависит от школы, а точнее, от учителя. Да. Далеко не все учащиеся по результатам ЕНТ показали хорошие знания по физике и математике. Действительно, средние баллы по точным наукам всегда бывают ниже, чем по гуманитарным. И так из года в год. Но рассудим так: главное ведь даже не в том, чтобы поступить в вуз. Нужно успешно учиться в выбранном высшем учебном заведении. Ведь в институте уже идет вузовская наука. Вуз учит высшей математике. Но если нет обычных знаний на уровне школьной программы, то о какой высшей математике может идти речь?!
Знаете, есть такое устоявшееся выражение «математика – царица наук, но служанка физики». И сказано это не без повода. Ни на одном промышленном производстве и, в первую очередь, инженеру, не обойтись без знаний физики. На любом производстве главная фигура – это инженер – человек, который ведет производство. Другими словами, это не тот, кто сидит в кабинете, а который непосредственно находится в гуще производственных дел. И подготовку будущих инженеров невозможно осуществить без основательной подготовки выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам.
За последние пять лет наблюдается увеличение числа одиннадцатиклассников, которые выбирают на ЕНТ в качестве пятого профильного предмета физику. Выбор объясняется тем, что эти выпускники делают ставку на поступление в технические вузы. А для успешного обучения в таких высших учебных заведениях выпускник школы должен иметь достаточную физико-математическую подготовку. Так что тот показатель, который мы назвали сейчас, в принципе, это позитивный фактор. Но настораживают некоторые факты в том, что отдельные учащиеся, которые учатся посредственно по предметам естественно-математического цикла, выбирают на ЕНТ профильным предметом физику. И делают это для того, чтобы в дальнейшем выбрать себе техническую специальность.
— Мотив, в общем-то, правильный…
— Да. Но, как всегда, есть но.
Здесь я вижу несколько причин. Прежде всего, такой выбор — это желание… родителей, чтобы их дети смогли получить государственные гранты. Ведь на технические специальности выделяется значительное количество государственных грантов по сравнению, скажем, с экономическими, юридическими специальностями. И третья причина: учащийся видит себя в перспективе работающим на производстве, причем, на престижной высокооплачиваемой работе. Плюс к тому, мечтает о карьере. И все это можно было бы приветствовать.
— Но…
— Но чтобы успешно овладеть технической специальностью в полной мере и стать профессионалом в своем деле, одних лишь таких намерений мало. Прежде всего, нужно иметь глубокие знания по точным наукам и достаточную подготовку по таким предметам, как математика и физика. Этот багаж может быть сформирован только лишь в процессе упорной учебы на протяжении нескольких лет обучения. При этом важно не просто и не только усвоить определенную сумму теоретических знаний, но и прийти к глубокому их пониманию, а самое главное, научиться самостоятельному применению этих полученных упорным трудом знаний. Иногда в среде учащихся складывается такое мнение, что если они выполняют тестовые задания успешно, то это и есть подтверждение того, что они достаточно хорошо знают предмет. Но это далеко не так.
— ?!
— Объясню. Так как тестовое задание — это всего лишь способ контроля знаний, для успешного овладения науками необходимо глубокое понимание основ теории, овладение навыками применения знаний в новых условиях – при решении задач, в процессе выполнения практических работ, и самое главное — необходимо иметь желание самостоятельно пополнять свои знания, опираясь на современные достижения науки.
— Так каким образом достичь этого?
— Это долгосрочный и сложный педагогический процесс, и ведущая роль остается за учителем. В данном случае, за учителем физики, который обязан иметь очень хорошую теоретическую и методическую подготовку, владеть современными методами и технологиями обучения. Заметим, что преподавание такого предмета, как физика, имеется в виду качественное преподавание, невозможно без надлежащей учебно-материальной базы. За последние годы в наших школах значительно обновилось оборудование кабинетов физики, химии, биологии, практически во всех школах области имеется компьютерная техника, интерактивные доски в классных кабинетах. Это радующий факт. Все это позволяет учителю на новом качественном уровне обучать учеников и успешно выполнить государственные программы. То есть грамотно проводить все лабораторные, практические задания, экспериментальные работы, физические эксперименты.
— Но что можно сказать о самих учителях физики? Каков их уровень?
— Сегодня учителя физики и математики – это в основном те, кого мы называем стажники. Это выпускники так называемых советских педагогических высших учебных заведений, которые получили хорошую подготовку в свое время и работают по призванию, то есть это не случайные люди.
Заботит нас то, что нужен приток высокообразованных молодых, энергичных, одаренных учителей физики и математики, и особо хотелось бы видеть в качестве учителей физики молодых парней. Так как это все-таки техническая наука, требующая особого склада мышления, особого подхода.
— Но все же есть, наверняка, школьники, и мы не раз писали о таких ребятах, которые имеют блестящие знания по точным наукам?
— Конечно, есть. Это наша гордость. Но вот в чем парадокс. Те выпускники, которые имеют хорошую подготовку по физике и математике, не идут на педагогические специальности, выбирая престижные технические специальности ведущих, зарекомендовавших себя вузов. Хотя у многих из них есть и педагогические задатки. Такие ученики очень часто с огромным желанием всегда участвуют в качестве дублеров учителей, когда проводятся дни дублеров в школе. Все школьные годы проявляют высокий интерес к предмету. Но не выбирают педагогическую специальность по причине того, что трудно работать с детьми, да и для парней это так непрестижно – учитель школы!
Сейчас редкий случай, когда мы видим в числе студентов-практикантов практикующихся в качестве учителей физики и математики.
Помню, когда мы в свое время поступали в институт, то на физфак конкурс был 23 человека на место, и в основном это были юноши. Факультет был сильным. Могу назвать из числа выпускников тех лет, с кем мы вместе учились, тех, кто остался верен свой профессии, стал профессионалом в своем деле. И до сего дня отличается багажом знаний. Насихана Джумамухамбетова, декана факультета Атырауского института нефти и газа, Дюсенбека Кульжанова, проректора АИНГ, Наталью Пееву, учительницу физики школы №20, Ирину Иодко, учительницу физики областной школы-лицея имени Жолдаскали Досмухамбетова, Аркадия Тепленького – сильного математика, много лет руководившего школой, работавшего с новосибирскими математиками из знаменитого академгородка, с которыми открывал летнюю физико-математическую школу, Светлану Исмагулову, директора школы №16, учителя физики.
— Но сегодня вы обеспокоены!
— Беспокоит то, какой же будет наша смена.
— И здесь мы уже невольно затрагиваем другую проблему – престиж учительской профессии!
— Вот вам опять парадоксальное явление: и дети хотят учиться у хороших учителей, и родители хотят, чтобы их дети учились у самых лучших учителей. Даже ищут таких. Но откуда же им взяться?!
Сейчас практически нет учительских династий. Мое мнение однозначно. Нужно поднять общественной статус учителя. Сегодня в нашей области уже идет такая работа под руководством акима области. Именно ему принадлежит инициатива социальной поддержки учителей, молодых специалистов. Ведется громадная работа. Такого никогда раньше не было, могу это с уверенностью сказать, имея за плечами опыт работы и зная историю образования области. Но надо и акима области поддержать. Всем миром взяться за проблему. Нужно, чтобы на местах грамотно решались поставленные акимом области задачи. Тогда и толк будет.
Учительская работа при всем при том — это все-таки призвание.
Поэтому, на мой взгляд, самому современному учителю не следует ждать, когда что-то будет меняться. Нужно шагать в ногу со временем, работать над своим самообразованием, повышать свою квалификацию. И быть интересным для современных учеников. Учитель, если он выбрал свою профессию осознанно, должен быть готов к самопожертвованию. Не случайно символ учительской профессии – пеликан — птица, которая заглатывает рыбу, предварительно переваривает ее и потом вскармливает своих птенцов. И только после этого принимает пищу сам.
— Что Вы посоветовали бы и учителям, и ученикам?
— Нужны глубокие системные знания. Нужно не механическое воспроизведение правильных ответов, а осмысленный выбор решения. Важно научить правильному ответу через мышление, выходить на правильный результат, а не угадывать ответ.
Было бы просто замечательно, если бы в школу пришли работать любящие свою профессию молодые учителя. И не надо ждать быстрых побед, постоянных поощрений и наград.
Надо думать о том, что ты сам можешь дать, а не о том, что могут тебе дать. Самоутверждение зависит только от самого себя. Успех обязательно придет к тому, кто работает. Имею в виду результаты, которые будут работать на все наше общество, на страну. Это ведь и есть наша самая главная цель!
Регина ВАЛИШЕВА