Актуально

БЕНЗИН ДЕШЕВЕЕТ, НАДОЛГО ЛИ?

1 июля в Казахстане произошло очень важное событие. Агентство по регулированию естественных монополий снизило предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов.

На них установлено государственное регулирование цен с вводом в действие с 1 июля текущего года в следующих размерах с учетом НДС: дизельное топливо — 90 тенге за литр; Аи-80 — 86 тенге за литр; Аи-92/93 — 106 тенге за литр. Причина, по которой были снижены цены — падение стоимости барреля нефти на мировом рынке. В мае цены на нефть на биржах упали в среднем на 16 процентов, а за первый торговый день летнего сезона потеряли еще более 3 процентов. По итогам торгов 1 июня официальная цена нефти впервые за 17 месяцев установилась ниже 99 долларов за баррель. В этих пределах она держится и в эти июльские дни.

Почему снижение стоимости нефтепродуктов на АЗС считается важным событием? Причин так считать много. Сегодня, наверное, уже нет людей, которые считали бы цены на горючее головной болью только водителей. Народ стал грамотный и понимает, что повышение цены бензина очень быстро бьет по кошельку каждого из нас — по цепочке начинают расти цены на вся и все. Поэтому новость эта позитивна действительно для всех казахстанцев, живущих в столице или самом отдаленном ауле.

Не менее важно и то, что снижая цены, что у нас, к сожалению, происходит не часто, Правительство выполнило свои обещания.

Напомним, что с декабря 2009 года Правительство нашей страны впервые устанавливает предельные розничные цены на ряд нефтепродуктов. В их числе бензин марок АИ-80, 92, 93. Согласно правилам, введенным 25 марта 2012 года, цены на нефтепродукты будут учитывать стоимость нефти и нефтепродуктов по мировым котировкам, а также российский фактор влияния на цены. Потому как казахстанский рынок на 30-40 процентов зависит от импорта российского высокооктанового бензина.

И если честно, то когда вводили эти правила, в очередной раз повышая стоимость горючего, слабо верилось, что цены когда-нибудь снизятся. Казалось, что баррель нефти на мировом рынке как рос, так и будет расти. А если он там и понизится, то нефтяные компании и продавцы горючего найдут массу оговорок, чтобы убедить Правительство не снижать цены.

И это не досужие вымыслы. Только в этом году антимонопольщики выявили множество фактов, когда цены на ГСМ завышали очень многие компании.

Если быть точнее, то административные дела по фактам антиконкурентных согласованных действий, в части установления и поддержания розничных и оптовых цен на топливо, были заведены в отношении 18 компаний и сетей АЗС.

Итак, стоимость бензина снизилась. Но, конечно, всех нас волнует ответ на вопрос: а что будет завтра? Ведь не успели объявить о том, что бензин и дизтопливо дешевеют, как компании-реализаторы начали массированную и хорошо проплаченную информационную атаку, убеждая нас в том, что они несут убытки. Мол, это только их заставляют снижать цены, а у поставщиков горючего стоимость не снижается. Правда, эта информационная атака быстро захлебнулась, когда антимонопольщики заявили, что посчитают прибыли реализаторов, если они будут нагнетать обстановку.

Не желая терять миллионы (а может, и сотни миллионов) долларов прибыли, лоббисты высоких цен зашли с другой стороны. Представители компаний начали утверждать, что цена все равно вырастет, так как  у нас сегодня сохраняется ценовой разрыв с Россией. Иными словами, в Казахстане  уровень цен ниже, чем в России, поэтому в перспективе мы будем ожидать такую динамику плавного роста цен на все сорта бензина. Потому что казахстанский рынок на 30-40 процентов зависит от импорта российских нефтепродуктов.

В последнем утверждении истина есть: нефтеносный Казахстан потребности в бензине своей продукцией не закрывает. Поэтому не надо быть большим специалистом, чтобы говорить: единственным спасительным «лекарством» от роста цен должно стать развитие собственного производства в Казахстане. На это сегодня нацелена промышленная политика страны. В первую очередь, это модернизация всех трех нефтеперерабатывающих заводов. На Атырауском она уже началась. В ближайшее время на предприятии будет сооружен комплекс глубокой переработки нефти.

Возведение комплекса, а работы уже начались,  ведется в рамках Государственной программы ФИИР и станет завершающим этапом реконструкции Атырауского НПЗ. Комплекс рассчитан на переработку 2 миллионов 400 тысяч тонн сырья, в том числе и темных нефтепродуктов — мазута и вакуумного газойля, из которых будут получать в год 1 миллион 700 тысяч тонн высокооктанового бензина.

— Если на сегодняшний день глубина переработки нефти на нашем заводе составляет около 60 процентов, то после окончания реконструкции предприятия глубина переработки сырья будут доведена до 85 процентов, — говорит генеральный директор Атырауского НПЗ Талгат Байтазиев. — Это значимо не только для нашего Атырауского завода, самого старого в Казахстане, но и значимо для всей страны. Мы будем выпускать бензины, дизельное топливо стандарта Евро-4, Евро-5, которые будут пользоваться спросом не только в Казахстане, но и за его пределами, в том числе в европейских странах. При этом  продукция будет соответствовать всем экологическим требованиям, на что делают упор и Глава нашего государства, и Правительство.

Кроме того, чтобы к 2015 году обеспечить автомобилистов недорогим, но качественным бензином, необходимо поторопиться со строительством четвертого НПЗ.

Но это все в, пусть и ближайшей, но перспективе. Сегодня же, как считают эксперты,  падение мировых цен на нефть — хороший повод для Правительства всерьез заняться сдерживанием цен на внутреннем потребительском рынке, поскольку благодаря Главе государства все необходимые рычаги для этого, включая поправки в законодательство, у Правительства имеются.

Ожидается, что предельные розничные цены на топливо Правительство будет мониторить ежемесячно. Конечно, с оглядкой на ситуацию на мировых рынках. Так что и нам всем, слушая новости по ТВ или радио, надо обращать внимание не только на сообщения о том, где что построено или какая погода ожидается, но и следить за котировками на баррель нефти на мировых биржах.

И если уж говорить о перспективах, то считается, что значительное влияние на дальнейшее развитие нефтегазовой отрасли Казахстана будут иметь интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства.

Об этом немало говорится и пишется. С 1 января 2010 года экономика Казахстана функционирует в условиях Таможенного союза. Одним из главных итогов деятельности ТС в 2011 году стало увеличение объема взаимной торговли между государствами-участниками. В частности, по данным Агентства РК по статистике, экспорт из Казахстана в страны Таможенного союза составил 7 618,0 млн долларов США, или на 43,1 процента больше, чем в январе-декабре 2010 года, импорт — 16 908,7 млн долларов США, что на 39,8 процента больше, чем в соответствующем периоде 2010 года.

Это, конечно, стало возможным благодаря тому, что в рамках ТС были созданы условия для ускорения товародвижения. Как известно, с 1 июля 2010 года на внутренних границах Таможенного союза были отменены процедуры таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года таможенный контроль с внутренних границ ТС перенесен на внешние.

С созданием ЕЭП значительно расширяются возможности для активизации сотрудничества государств-участников в нефтегазовой сфере. Для Казахстана актуальное значение имеет реализация таких правовых норм, как неприменение Сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, единые тарифы на транзит углеводородов, недискриминационный доступ в трубопроводную систему стран-участниц.

Таможенный союз помог решить и вопрос по поставкам нефти на Павлодарский нефтехимический завод, ориентированный на переработку российской нефти. В настоящее время достигнуты договоренности по поставкам нефти из РФ на ПНПЗ до 1 января 2014 года. Но не секрет, что для России в целом невыгодно поставлять нефть на Павлодарский НПЗ, поскольку эти поставки осуществляются беспошлинно и бюджет РФ при этом теряет ежегодно более 2 млрд долларов. Казахстан же, напротив, заинтересован в развитии взаимоотношений с Россией, поскольку, импортируя сырье из РФ, республика отправляет высвобождаемую нефть на экспорт. При этом бюджет и Национальный фонд РК ежегодно получают около 1,5 млрд долларов.

Кроме того, важное значение приобретает углубление взаимодействия Казахстана с партнерами по ЕЭП в части внедрения современных технологий по производству высококачественных нефтепродуктов. Тем более что в рамках ЕЭП, в связи с принятием соответствующей нормативно-правовой базы по свободному движению капитала, товаров, услуг, рабочей силы, создаются большие возможности для активизации инвестиционного сотрудничества.

Или, если говорить совсем просто: надо как можно быстрее так модернизировать наши НПЗ, чтобы они позволили увеличить производство горючего на 2 млн тонн в год. Это как раз тот объем, который мы сегодня вынуждены закупать в России.

Ну, и, конечно, ответ на вопрос: повысится стоимость горючего или нет, будет в немалой степени зависеть от антимонопольного комитета и Правительства, на которые идет давление со стороны реализаторов, как уже говорилось выше, пытающихся убедить общественность, что с 1 июля они торгуют себе в убыток. Однако, как недавно стало известно, компании, торгующие бензином Аи-92 и дизтопливом, получают немалую  прибыль с одного литра. Одна из  компаний-трейдеров, занимающаяся реализацией ГСМ в Казахстане, предоставила цены за тонну ГСМ со своей накруткой прибыли на Аи-80, Аи-92 и дизтопливо. Согласно этим данным, цена за тонну Атырауского НПЗ на Аи-80 составляет 693 доллара, ПНХЗ — 711 долларов, ШНПЗ — 733 доллара за тонну. Аи-92 АНПЗ реализует по 809 долларов за тонну, ПНХЗ — по 841 доллару, а ШНПЗ — по 855 долларов. Дизельное топливо самое недорогое у ПНХЗ — 653 доллара за тонну, затем идет — АНПЗ с ценой 654 доллара и, наконец, самый дорогой дизель у ШНПЗ — по 672 доллара за тонну.

Для информации, одна тонна бензина составляет около 1350 литров, дизеля — 1300 литров. То есть, Аи-80 производства АНПЗ стоит 75 тенге, Аи-92 — 88 тенге, Дт — 74 тенге. ПНХЗ реализует Аи-80 по 77 тенге, Аи-92 — по 92 тенге, а дизтопливо — по 74 тенге. Самые высокие цены у Шымкентского НПЗ, наверное, потому завод работает с так называемыми давальцами. Так, Аи-80 с завода выходит с ценой 80 тенге, Аи-92 продают по 93 тенге за литр, а дизель стоит 76 тенге.

Даже неспециалисту можно сделать расчеты, которые покажут, что реализаторам говорить об убытках просто неприлично. Да и видели ли вы хоть одного реализатора, добровольно ушедшего с рынка?  А вот людей, желающих заняться нефтепродуктами — пруд пруди.

Так что будем надеяться, что Правительство и дальше будет волевым решением сдерживать аппетиты бензиновых королей и принцев. Таким образом, сдерживая и инфляцию, во многом зависящую от стоимости горючего на АЗС.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

2 комментариев

  1. Передать все АЗС в аренду китайцам и топливо подешевеет на 30%.

  2. Это не на долго. Скоро все вернется на прежнее место и подорожает еще.

Back to top button