Неизвестное об известном

Глава государства, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал, что независимости Казахстана предшествовали усилия многих поколений нашего народа. И это верно. Со своей же стороны хочу сказать вот о чем. В четвертом пункте 3-ей статьи Конституции страны записано: «Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». В новом Основном Законе Казахстана, принятом 30 августа 1995 года по итогам общенародного референдума, впервые судебной ветви власти придан конституционный статус. Такого не было ни в одной из трех предыдущих Конституций Казахстана. И весьма символично, что только с обретением независимости был закреплен конституционно статус судебной ветви власти.

Барлыбек Сыртанов родился в 1866 году в Капальском уезде Семиреченского края. Его отец был известен в народе как мудрый, справедливый и смелый человек.

В возрасте 10 лет Б. Сыртанов поступает в мужскую гимназию в г. Верном. В 1886 году он с отличием заканчивает учебу. Несмотря на жизненные трудности и социальные проблемы, Сыртанов задается целью продолжить свое образование. Директор Верненской мужской гимназии Д. Новак замечает прекрасные способности и усидчивость Сыртанова. Он обращается с просьбой к военному губернатору Семиреченской области выделить средства для направления Сыртанова на учебу в Санкт-Петербургский университет.

В 1886 году Сыртанов поступает на факультет востоковедения Санкт-Петербургского университета. С ним также учились молодые люди, прибывшие из других областей Казахстана. Среди них: уралец Бахытжан Каратаев, костанаец Жанша Сейдалин, кокшетауец Мамбетали Сердалин, актюбинец Абдолла Темиров и др. Казахская учащаяся молодежь, как и представители других наций, объединились в организацию «Землячество». На собраниях организации казахская молодежь поднимала и обсуждала многие актуальные проблемы казахского народа. Они, получившие знания в различных областях науки, мечтали о настоящей свободе казахской земли и своей роли в развитии цивилизации в родном Отечестве. Наряду с этим, они ознакомились с творчеством и деятельностью Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова и А. Герцена.

Попытка покушения А. Ульянова и группы революционеров на Александра II в 1887 году оказала большое влияние на формирование социально-политических взглядов Сыртанова. В целом, демократические, революционные и научные традиции Петербургского университета способствовали росту его общественно-политического самосознания и оставили неизгладимый след в его мировоззрении.

В 1890 году Сыртанов заканчивает факультет востоковедения Петербургского университета и получает диплом с отличием по специальности: арабо-персидские и турецко-татарские языки. Б. Сыртанов является первым казахом из Семиреченского края, который получил высшее, университетское образование.

В 1889-1908 годах Сыртанов находился на ответственной работе в Семиреченском областном управлении. В 1903-1907 годах он активно участвовал в изучении пограничной полосы между Россией и Китаем, приложил много сил в использовании результатов проведенной работы. В 1911-1915 годах Сыртанов активно сотрудничал с издававшимся в Троицке на казахском языке журналом «Айкап» (издатель — Мухамеджан Сералин). На страницах этого журнала он вместе с другими просвещенными казахами обсуждал проблемы цивилизованного развития казахского общества того времени, остро говорил о необходимости ликвидации консервативных обычаев и нравов среди казахского народа.

Б. Сыртанов, как один из передовых казахов того времени, выступал против колониальной политики царского правительства и реакционной политики П.А. Столыпина. В 1910-1914 годах Сыртанов в своих публицистических статьях на страницах периодической печати вместе со своими университетскими однокашниками Жаншой Сейдалиным, Серали Лапиным одним из первых заговорил о необходимости созыва Всеказахского съезда, на котором обсуждались бы актуальнейшие проблемы казахского общества. Лишь затем о таком съезде начали говорить издательства «Айкап» и «Казак».

В качестве основных обсуждаемых проблем на Всеказахском съезде Б. Сыртанов предложил следующие: 1) возвращение казахскому народу отторгнутых у него когда-то и по праву принадлежащих ему земель; 2) выбор в Государственную Думу депутатов из представителей казахского народа; 3) выбор на местах по необходимости религиозных муфтиев; 4) уравнение прав местного населения с правами русских в Российской империи. Эти проблемы являлись актуальнейшими проблемами того времени. В эти годы Б. Сыртанов разработал устав и программу, согласно которым казахский край должен был выйти из состава России и образовать отдельное государство со статусом республики. Устав состоял из множества пунктов. Основной идеей устава было обретение Казахстаном политической независимости, признание его не российской колонией, а российским доминионом (фактически независимым государством в составе империи, союзником). Иными словами, в своей внешней политике Казахстан должен был находиться под патронажем России, а во внутренней — принадлежать сам себе. В дальнейшем эти идеи Б. Сыртанова вошли в основу программных установок партии «Алаш».

Б. Сыртанов скончался 26 ноября 1914 года от воспаления легких. Похоронен в Капале.

«Тарих»

 Об этом же более ста лет назад говорили известные казахские деятели Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакип Дулатов, составившие «Каркаралинскую петицию». Если же взять более раннее время, то об этом говорил великий казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов в своей работе «Письмо по поводу судебной реформы». А как не вспомнить труды о судебной реформе Барлыбека Сыртанова, уроженца Арасанской волости Капальского уезда (ныне территория Аксуского района Алматинской области), родившегося в 1866 году.

Хотя по образованию Барлыбек Сыртанов был востоковедом (он окончил факультет востоковедения Петербургского университета), не в меньшей мере его интересовали вопросы права и конституционного строительства. Об этом ярко свидетельствует «Устав Казахского государства», который он составил втайне от властей в 1910-1913 годы. Он состоит из 25 глав и вызывает восхищение тем, что уже тогда Сыртанов предвосхитил многое из сегодняшней нашей жизни. Барлыбеку Сыртанову глубоко импонировала теория Монтескье, утверждавшего, что «если законодательная и исполнительная власти будут находиться в руках одного человека или организации, не бывать демократии, поскольку этот монарх или сенат станет тираном… Если судебная власть не будет отделена от законодательной и исполнительной власти, также не бывать демократии». Эту мысль выдающегося французского просветителя, правоведа и философа Сыртанов развивает в своем «Уставе»: «В Казахском государстве власть должна состоять из законодательной, исполнительной и судебной. То, что они не подчиняются друг другу, и является гарантом недопущения беззакония». Эта идея нашла свое отражение в нормах Конституции Республики Казахстан только через 80 лет, после получения Казахстаном независимости.

Особое место во взглядах Барлыбека Сыртанова занимают вопросы судебной власти. Десятилетия назад он говорил о необходимости полной независимости суда и о путях ее достижения: «Судья, разрешая спор, не должен подчиняться ни правительству, ни какому-либо человеку. Суд должен принимать решение только на основе норм закона. К тем, кто влияет на судей, применяется судебный приговор. Судьи назначаются пожизненно… Судьи, нарушившие или не исполняющие законы, освобождаются».

Или возьмем такие положения из «Устава» Сыртанова: «В судах не должно быть партий. Судья лишается права входить в партию. Если он скрывает членство в партии, то должен быть уволен». Как известно из периода советской истории Казахстана, граждане, не являющиеся членами КПСС, не могли быть избраны судьями.

Немаловажное место в «Уставе» Сыртанова занимает проблема защиты прав человека в государстве. Он считал, что в демократическом обществе люди равны перед законом, независимо от религии, пола, социального положения, должности. Это требование, как известно, является краеугольным камнем цивилизованного, свободного общества. Вот видение Сыртанова по этому поводу: «В Казахском государстве все люди равны. Не допускается унижение людей по религиозному, кровному, родовому, половому признаку. Человек отвечает только перед законом и перед богом». А теперь вновь обратимся к действующей Конституции. В статье 14 закреплены следующие положения: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Как мы видим, базовое положение Конституции по своему содержанию напрямую перекликается с тем, о чем говорил в своем «Уставе» Сыртанов, по сути, является ее продолжением. И это еще более достойно нашего восхищения и уважения, если учесть, что при составлении Конституции Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме в 1995 году, был учтен опыт конституционного строительства более 30 стран мира, в числе которых самые развитые государства.

И еще. Отдельная статья «Устава» Сыртанова посвящена праву собственности: «Каждый человек имеет право на все виды имущества. Владение, пользование и распоряжение имуществом не должно приносить вреда людям. Имущества можно лишить только на основании закона или путем выплаты его стоимости».

Сто с лишним лет назад составил свой «Устав Казахского государства» видный просветитель, настоящий патриот Барлыбек Сыртанов, чей глубокий ум, любовь к знаниям и трудолюбие позволили ему освоить многие науки, высказать свое видение будущего Казахстана, в том числе в вопросах права, судопроизводства и конституционного строительства.

И последнее. Совсем недавно, по инициативе местных органов власти, аул Кызылту Аксуского района был переименован в аул Барлыбека Сыртанова. Память о великих деяниях гражданина и патриота, который более ста лет назад предвосхитил возникновение независимого государства, навсегда останется в наших сердцах.

 Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ,

г. Талдыкорган

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна