Здоровье

НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?

Современная медицина обновляется каждый год примерно на 20 процентов. Ежегодно в медицинской практике появляются новые методы работы, медикаменты, высокотехнологичное медоборудование. Поэтому периодически врачи должны проходить курсы повышения квалификации.

Каждый из нас, независимо от ранга и положения, рано ли поздно обращается к врачам, отмечая их отношение к пациентам.

Хотя бы раз в жизни вам наверняка попадались внимательные и участливые врачи, которым в откровенном разговоре можно рассказать многое. И так же, несомненно, вы встречали на своем пути бессердечного медика-циника, к которому вы едва ли пойдете в следующий раз на прием. Нечасто, но бывает и так, что два совершенно противоположных качества сочетаются в одном человеке. С утра врач может быть отзывчивым и очень любезным, а во второй половине дня такта, душевности и чуткости как не бывало.
Подобное можно встретить и в государственных поликлиниках, и в частных медучреждениях. В двух разных по форме собственности заведениях один и тот же врач может принимать по-разному.
В одном — он идеальный врач, а в другом может быть апатичным. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос мы попытались получить у самих же врачей и специалистов.
— Такое случается, — подтверждает главный врач областной детской больницы Нуркабыл Айтмухамбетов. — Врачи нередко ведут прием в больницах, поликлиниках и частных медучреждениях. В частных клиниках требования другие. В «Интертиче», например, врачей призывают улыбаться, приветливо встречать пациентов. Есть такое понятие, как внутренняя политика. Вот они и стараются соответствовать этому.
— А почему же тогда такой хорошей внутренней политики нет в наших обычных поликлиниках и больницах?
— Все дело в массовости, — считает врач общей практики, заведующий центром здоровья №2 Атырауской городской поликлиники №7 Дархан Шабдиров. — Врач, работающий в простой поликлинике, в час (!) принимает 8-10 человек. При этом пациенты, которые стоят в очереди в коридоре, без конца заглядывают в кабинет, торопят. Уже и часы приема заканчиваются, а у него еще полно ожидающих. Он устает, бывает измотан. А врач, который ведет прием в частной клинике, делает свою работу не спеша, так как к нему приходят пациенты по предварительной записи. И каждому из них он старается уделить максимум внимания. Отсюда и складывается такая разная картина. Поэтому надо стремиться к лучшему.
— Многое зависит и от самого врача, от его личных качеств, — считает председатель Атырауского обкома профсоюза работников здравоохранения Атырауской области Нуртан Сарсенова. — Законодательно мы не можем запретить врачу работать в частной клинике, так как совмещение допускается. А вот почему он такой разный, тут вопрос личный.
— Действительно, некоторые врачи, которые работают в наших медучреждениях, совмещают работу в частных медицинских учреждениях, — говорит руководитель областного управления здравоохранения Аманбек Жумиров. — Или сами работают по лицензии в частном порядке. При этом не всегда врачи сами идут на работу в частные клинки. Чаще всего клиники обращаются к нам с просьбой помочь со специалистами, особенно узкого направления. Мы идем им навстречу.
На этическую сторону вопроса: почему один врач принимает по-разному в зависимости от того, где он ведет прием — в частном или государственном медучреждении — наши оппоненты ответить однозначно не смогли. Из собственных наблюдений можем отметить, что одна из причин в ментальности людей. В частных клиниках в основном работают приезжие врачи. А в государственных — все больше местные. И все же, раз человек надевает белый халат, берется за лечение людей, он должен ставить на первый план пациента, его состояние, независимо от того, где он работает. Свои эмоции и нрав надо оставить где-то в кармане пальто или сумки, а вместе с фонендоскопом взять с собой благородство души и хладнокровие.

В ЧАСТНЫХ КЛИНИКАХ НЕ ДО УЧЕБЫ

Однако не все врачи рады работать в частных клиниках. Уют, комфортные условия, немногочисленные клиенты, конечно, радуют. Но только на начальном этапе. Там нет главного принципа для сегодняшнего врача — возможности совершенствоваться. Современная медицина обновляется каждый год примерно на 20 процентов. Ежегодно в медицинской практике появляются новые методы работы, медикаменты, высокотехнологичное медоборудование. Поэтому периодически врачи должны проходить курсы повышения квалификации. В частных медучреждениях этого не делают, считая, что все в интересах самого врача.
— Я работал в частной клинике, — вспоминает Дархан Шабдиров. — В основном врачевал по вахте на скорой помощи. При этом медсестры не было, все делал сам. А в так называемых простых или государственных станциях скорой помощи с врачом всегда дежурит медсестра. Но не в этом проблема. Дело в том, что в частной клинике врачей не обучают: это лишние расходы, капиталовложения… Врачу можно обучаться лишь за свой счет в нерабочее время. В такой обстановке я чувствовал, что начинаю тупеть, извините за выражение. Врач всегда должен совершенствоваться. И речь здесь идет не о самообразовании. Должно вестись именно обучение. Поэтому я из частной клиники ушел и вернулся в государственную поликлинику.
— А в нашей поликлинике все врачи и даже медсестры обучаются за счет бюджета, без отрыва от работы, — продолжает врач. — Это дистанционное обучение, которое проводят специалисты казахстанских медвузов или национальных центров. В прошлом году мы прошли шестимесячные курсы обучения в стенах поликлиники на своих рабочих местах. Это очень удобно, ведь теорию можно тут же применить на практике. По окончании курсов нам выдаются сертификаты.
Кроме того, врачи государственных медучреждений часто участвуют в разных конкурсах, семинарах, во встречах. Это дает дополнительный рабочий стимул, держит нас в тонусе.

А МНЕ НРАВИТСЯ

В Атырау частные клиники, несмотря на стоимость оказываемых услуг, пользуются спросом среди населения. Там лечатся люди среднего и даже ниже среднего достатка.
— Я уже давно не хожу в наши поликлиники, только в частных клиниках лечусь, хотя заработок у меня средний, — рассказывает 37-летний Марат Б. — И дело не только в персонале. В частных медицинских заведениях чистота и порядок, бахилы выдают бесплатно. Вода питьевая есть для посетителей. Всем этим тоже можно обеспечить в обычных поликлиниках, улучшить сервис.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ПАЦИЕНТА

В Атырауской городской поликлинике №7 хорошо поработали над тем, чтобы усилить персонал. Главный врач этой поликлиники Газиз Ескали во время нашей беседы не раз произнес известную фразу «Кадры решают все» и делает все, чтобы персонал чувствовал себя комфортно.
В рыночное время только достойной оплатой за труд можно удержать хорошего специалиста.
— Мы это знаем, поэтому увеличили перечень дополнительных платных услуг, чтобы иметь внебюджетные поступления, — говорит Газиз Ескали. — За счет этого врачам идет надбавка. Например, по договору к нам направляют жителей сел Дамба, Еркинкала и других участков в реабилитационный центр на восстановительную терапию. Только по УЗИ у нас работают 4 врача. Есть свой стоматологический кабинет, которого нет в других поликлиниках. Цены на услуги, которые не входят в перечень бесплатных гарантированных государством медицинских услуг, у нас ниже, чем в частных клиниках. Своих пациентов мы стараемся не упускать. Все это дает дополнительные доходы, часть из которых мы направляем на материальную поддержку врачей. Поэтому они в частные клиники не уходят.

ОДИН НА ВСЮ СЕМЬЮ

Несколько лет назад Министерством здравоохранения Республики Казахстан принято решение о реорганизации участковых служб. Теперь пациентов на участках обслуживают врачи общей практики. Процесс перехода должен идти несколько лет. В других регионах Казахстана врачи общей практики (ВОП) уже давно и активно работают. В нашем регионе эта работа активизировалась только в последние два года. Семейные врачи оказывают медицинскую помощь всем людям, независимо от их пола, возраста и вида заболевания, то есть и взрослым, и детям. Специалисты не сомневаются, что будущее первичной медицинской помощи именно за такими врачами. Врачи общей практики работают в большинстве стран мира.
При поликлинике №7 работает свой учебный центр, лекции в котором по интерактивному обучению ведут ученые Актюбинского мединститута. Для этого специально оборудован один зал. Это особенно удобно для женщин-врачей, которые не могут оставить семьи, детей и ехать учиться в другой город. А тут, пожалуйста, без отрыва от производства они повышают квалификацию.
Сейчас уже многие наши терапевты и педиатры обучены принципам работы врача общей практики или семейного врача, и давно практикуют. Врач общей практики, заведующая центром здоровья №1 городской поликлиники №7 Нурханым Умбеткалиева видит в этом только плюсы.
— Я веду одну семью от начала до конца, то есть от рождения до последних дней. Знаю их ситуацию, материальное положение всей семьи. Лечу и взрослых, и детей. Например, женщина была беременной, потом стала мамой. Как и когда родила, как проходила беременность, не сказалось ли это на состоянии ребенка — мне все известно. Разве это плохо? Поэтому убеждена, что будущее за врачами общей практики.

ВСЕ НА ОДНОГО

Правда, само население к этому относится не всегда с пониманием.
— Наш детский врач сказала, что теперь всю семью будет смотреть терапевт. Нам приходится в одной общей длинной очереди сидеть с ребенком рядом с пожилыми людьми, беременными, — говорит молодая мама. — Это же неправильно. У ребенка должен быть свой детский врач.
— А мне удобно, — говорит другой наш читатель. — Мы относимся к поликлинике №1. И там всю нашу семью — мужа, меня, детей и нашу бабушку — вот уже 5 лет обслуживает врач, которая до этого была педиатром и с рождения лечила всех наших детей. Она знает практически всех пациентов на своем участке. Как проходила беременность у женщины, каким родился ребенок, даже в какую школу ходит. Знает всех соседей, всегда спросит, как там бабушка из соседней квартиры или новорожденный. Иногда она даже как психолог работает. Старшему сыну на днях исполнилось 17 лет. Он к своему педиатру привык и не хотел ходить по другим врачам. И так все удачно сложилось, что теперь тот же врач будет смотреть его и дальше.
Но вот врач общей практики в соседнем кабинете возмущается, что ему приходится всех смотреть. Мол, не успевает и тому подобное. И у него около двери всегда столпотворение, а у нашего врача все чинно и аккуратно. Тут дело в специалисте. Но в целом идея очень правильная — один врач ведет всю твою семью, и здоровье всех членов семьи под единым врачебным контролем.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button