Помнить или пролистнуть?

Сегодняшнее поколение Z выросло в цифровую эпоху, где информация доступна в один клик. Историческая память о Великой Отечественной войне передается через учебники, фильмы, видеоигры. Но насколько это эффективно? Интересуются молодые люди темой Великой Отечественной или воспринимают ее как далекую историю?
Дедушка студентки Атырауского университета Нурикамал Кылышбек — Куаныш Имангалиев участвовал в освобождении Москвы, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Мариуполя, Симферополя, Львова, Ужгорода, Кракова и других городов. Он дошел до Берлина, а перед этим сражался в Сталинграде, а также на Украине в Карпатах. В одном из боев получил ранение, но после выздоровления снова вернулся на фронт.
— Этот момент жизни связан с нами невидимой нитью, ведь на фронте сражались наши прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки – за Родину, за народ, за победу. Даже если мы не знаем, что значит быть солдатом, мы можем почувствовать и понять с их слов или со слов их детей, через что прошли люди в те года. Ежегодно стараюсь участвовать в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Каждый человек должен знать о своих корнях, ведь история наших предков – это часть нас самих, – говорит Нурикамал.
О своем отношении к теме Великой Отечественной войны «ПК» рассказал студент-магистрант кафедры «История» Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Асланбек Орынбасаров. По его мнению, период с 1941 по 1945 годы — неотъемлемая часть истории, которую нельзя забывать. Хотя, несмотря на её значимость, среди молодых людей интерес постепенно снижается, наблюдает он. Но сам Асланбек увлекается изучением Великой Отечественной войны. Оба его деда — и по материнской линии Рза Байбагисов, и по отцовской Али Кошкаров — были ветеранами. Последний вернулся с фронта и прожил долгую жизнь, к тому же был награждён Орденом Отечественной войны II степени, а Рза Байбагисов погиб при обороне Москвы, в районе села Можайск.
— Долгое время его считали пропавшим без вести, но в 2017 году вместе с родственниками мы нашли информацию о его захоронении. Ездили в Можайск, посетили могилу, убедились, что он там похоронен. Как принято у казахов, привезли немного земли с его могилы на родину, чтобы совершить обряд возвращения, — рассказал в интервью «ПК» магистрант. Он признается, что современные студенты все реже обращаются к книгам, но новые технологии могут помочь привлечь их внимание. Он сам заинтересовался историей Великой Отечественной не только благодаря семейным рассказам, но и через видеоигры и кино.

— Игры, конечно, не передают события полностью, но они могут стать первой ступенью к интересу. Например, компьютерная игра «Call of Duty: World at War», в которой можно погрузиться в атмосферу Второй мировой войны, почувствовать динамику боевых действий. Там есть сюжетная линия как от лица американского солдата, так и от лица советского офицера, участвующего в штурме Берлина. Главная цель таких проектов — не просвещение, а дать игроку эмоции. Они создают напряженные сцены, и многие события там поданы в художественном формате. Поэтому важно, чтобы после игры у человека появилось желание изучить реальные исторические события, — объясняет собеседник.
Помимо видеоигр, современная цифровизация архивов также играет важную роль. По словам Асланбека Орынбасарова, сейчас идет активный процесс перевода исторических документов в электронный формат.
— Многие дела участников войны хранятся в различных архивах, но уже сейчас есть сайты, где можно найти карточки воинов. Например, обобщённый электронный банк данных «Мемориал». Я нашел там своих родственников. Какя знаю, в Казахстане тоже идет работа по цифровизации архивов, и это позволит будущим поколениям легче получать доступ к информации, не перелистывая пыльные документы в архивных залах, — отметил учащийся вуза.
Еще один способ привлечь внимание молодежи к вопросу Великой Отечественной войны, по мнению Асланбека — использование популярных цифровых платформ.
— Мы живем в эпоху TikTok и Instagram. Если хотим, чтобы молодежь узнавала об истории, надо доносить ее в удобном для них формате. Возможно, стоит создавать короткие ролики, объясняющие события того времени, рассказывать о героях, о которых мало кто знает. Недавно, на музыкальных сервисах стали появляться альбомы казахских композиторов, таких как Шамши Калдаяков. Почему бы таким же способом не распространять материалы о войне? Выпускать подкасты, мини-документальные видео, экскурсы о том, кто воевал, сколько людей ушло на фронт из нашего края, — рассуждает он. И отметил: ему нравится проект нашей газеты «Дети войны», где мы на аудиоинтервью горожан, родившихся в период 1935-1945 годы, с помощью искусственного интеллекта накладываем картину, которая помогает воссоздать те события (см. все ролики на канале «Прикаспийская коммуна» в YouTube).


Мы — мост между поколениями
А как обстоят дела в школах?
— Школьники, изначально интересующиеся этой темой, с нетерпением ждут уроков о войне. Однако большинство учеников воспринимают ее без особого энтузиазма, – признается учитель истории школы №5 имени Г. Мусрепова Арайлым Кайрош. – Судить о глобальном снижении интереса не берусь, так как педагогический стаж составляет всего четыре года. Однако за это время значительных изменений в отношении учеников к теме войны не заметила.
Чтобы сделать изучение Великой Отечественной более увлекательным, Арайлым Кайрош использует различные интерактивы, такие как просмотр фильмов, чтение писем солдат, а также истории о героической обороне Ленинграда.
— Детям гораздо интереснее, когда они не просто слушают сухие факты, а могут увидеть и прочувствовать события напрямую. Если сравнивать с тем, как я сама воспринимала эту тему в школьные годы, могу смело сказать, что нынешние дети стали гораздо дальше от истории войны. Они не проявляют особого интереса к ветеранам, парку Победы, к военной технике, которая там выставлена (а, может, дело в родителях, которые все семьей не посещают такие места? – Прим. Ред.). Еще одна распространенная проблема, что для многих Великой Отечественной войны – это просто часть Второй мировой, воспринимают ее как единое глобальное событие, не понимая разницы.
Как подчеркнула Аралым Кайрош, ветеранов Великой Отечественной в нашей области, к сожалению, не осталось. Все меньше становится их детей, поэтому, учителя, как мост между поколениями, должны максимально заинтересовать молодёжь.
— Заметно, что интерес к теме войны среди молодежи снижается, и это тревожный сигнал, — вторит профессор Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Шахман Нагимов. — Важно не просто рассказывать о событиях прошлого, а вовлекать студентов в обсуждение, давать возможность почувствовать связь с историей. Для этого в университете проходят тематические вечера, посвященные Великой Отечественной войне. Этот год юбилейный, и вуз планирует организовывать встречи как можно чаще не только с нашими студентами, но и учащимися различных колледжей региона, чтобы охватить как можно больше молодежи. Это первое, что может напомнить им о подвигах их предков, — говорит профессор.
Одним из ключевых проектов, направленных на сохранение исторической памяти, является сборник «Ешқашан ұмытылмайды» («Никогда не забудется»), который готовят в Атырауском университете. Он охватывает разные аспекты участия Гурьевской области в Великой Отечественной войне и должна выйти в свет к 9 Мая. Собираются уникальные материалы, чтобы сохранить память о вкладе нашего региона в события Великой Отечественной. В книге несколько разделов: очерки, посвященные Гурьеву и семи районам области, а также героям, чьи подвиги на фронте и в тылу оставили значимый след в истории.
— К примеру, одна из моих статей этого раздела — о Галине Курлиной, родившейся в 1924 году. Во время войны она работала медсестрой. Рискуя жизнью, будучи дважды раненой, в течение трех суток она спасла от смерти 30 бойцов, тем самым продлив жизни еще нескольким поколениям людей, — поделился историк. В сборнике рассказывается о судьбах воинов, которые по воле обстоятельств оказались в сложной ситуации после войны, в том числе и те, кто был вовлечен в ряды Туркестанского легиона. Также собраны архивные материалы, связанные с нашей областью.

Чтобы найти малоизвестные истории, авторы книги встречались с потомками участников войны. Одна из них — атыраучанка Ботагоз Темиргалиева, которая занимается исследованием судьбы своего дедушки, Султана Кунашева, участника двух войн, финской и Великой Отечественной. Он начал службу в 16-м Кавалерийском полку Внутренних войск НКВД, пройдя путь от наводчика артиллерийского орудия до кавалера орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени. На примере своей семьи Ботагоз убедилась, что интерес молодежи к Великой Отечественной войне во многом зависит от личных историй. Так, до определенного момента для ее 13-летнего сына тема войны оставалась лишь страницей из учебника: он знал, что это было, но не задумывался о деталях. Однако когда мама начала рассказывать ему о судьбе прадеда, мальчик сразу заинтересовался.
— Стал задавать вопросы: «А что, наш прадедушка с Гитлером встречался?» и тому подобные. А потом рассказывал об этом своим друзьям, одноклассникам, и они уже начинали интересоваться темой. Возможно, узнав не только об общих событиях, но и о том, что пережили их собственные родственники во время войны, молодежь будет больше изучать историю того времени, — уверена Ботагоз Темиргалиева.
По словам Шахмана Нагимова, в книге старались не просто повторить уже известные факты, но и включить новые сведения. Однако из-за сжатых сроков — на написание сборника (идея – председателя областного совета ветеранов Мурата Утешева, который предложил Атыраускому университету осуществить ее) было отведено всего полтора месяца — собрать совершенно уникальные материалы оказалось непросто. Поэтому ученые обратились к различным публикациям в газетах, книгах, строго соблюдая авторство.
— Планируется, что после публикации издание будет распространено во все библиотеки региона. Так как такие сборники — один из лучших способов донести историю до молодежи, — подчеркнул Шахман Нагимович.
Да, с каждым годом очевидцев военных лет становится всё меньше, и сохранение памяти о Великой Отечественной войне – всё более важно. Если внимательно вникнуть в слова наших героев, можно понять: ответственность за это лежит не только на историках и учителях, но и на каждом, кто помнит своих предков, кто готов рассказывать об их подвигах и передавать эту память дальше. Недаром говорят, кто забудет прошлое, рискует повторить его в будущем.
Георгий ШАПОШНИКОВ
Фото представлено героями