ЗА ЖИЗНЬ НАДО БОРОТЬСЯ

111010-01Впервые с этим понятием я столкнулась будучи много лет назад в одном из российских госпиталей для ветеранов Великой Отечественной войны, где оказалась в ходе служебной командировки. Совершенно случайно меня попросили помочь вместе с кем-то донести до столовой гигантскую (так мне показалось, наверное) кастрюлю с супом. Я помогала веселому жизнерадостному человеку, который без умолка говорил, пока мы следовали по месту назначения.
— У меня рак, — сообщил он, введя меня в состояние ступора, причем говорил, улыбаясь, от чего все его широкое лицо осветилось неким внутренним светом, по всему было видно, что это добрый, жизнерадостный человек. Его сообщение прозвучало как-то буднично. Но пока осваивалась с услышанной новостью, он уже перешел на другую тему. А я все никак не могла понять причину его веселья.
— Но что же мне делать?! Меня лечат! Ничего страшного, — «успокоил» он меня.
Этот случай почему-то запомнился на всю жизнь. Видимо, были сильны впечатления.

ОНКОДИСПАНСЕР
Первое, что сразу бросается здесь во внимание, необычная тишина. Не та, которая, как правило, наличествует в больничных учреждениях, объясняя необходимость покоя находящихся на лечении пациентов, а какая-то особая. Поймала себя на мысли, что хочу дать ей характеристику: тревожная, ожидающая, полная безысходности, не дающая радостных ожиданий. Как я ошиблась!
В дальнейшем лечебно-профилактическое учреждение вызвало у меня совсем иные ассоциации, невольно связанные с образом моего далекого незнакомца, словно невидимая ниточка соединила в единое целое восприятие того, что именуется грозным понятием «онкология».
Мне пришлось долго ждать главного врача, который с утра был на операции, вот уже на протяжении более пяти часов. И хотя мы и договорились на определенное время, пришлось провести еще почти два часа в ожидании. Он предупреждал об этом, готовилась к встрече с измученным ходом долгой тяжелой операции, уставшего донельзя мрачного человека. К тому же не обедавшего в тот день, целых полдня простоявшего за операционным столом. Но взору представилась совсем другая картина. Быстрым шагом в кабинет проследовал бодрый, энергичный мужчина в белоснежном халате, приветливо улыбающийся, явно оптимистично настроенный. Аура этого человека зримо была полна жизнелюбия, уверенности, благодушного настроения.
— Чем же оно вызвано? – недоумевала я, – кого это он оперировал так долго?!
Оказалось, что тот, кого оперировал известный врач-онколог, мужчина 1963 года рождения. Прибыл из Макатского района. У него обнаружена опухоль размером с человеческую голову.
— Случай не столь редкий. Но не совсем обычный, — объясняет хирург. — Затяжная болезнь привела к большому снижению уровня гемоглобина – до 33 единиц. И он с таким положением жил и не лечился. Прооперированному больному предстоит выйти из наркоза. А потом будет длительный адаптационный период.
— Будет жить! — утверждает врач.
Вера! Так вот причина позитивного настроя врача-хирурга, это она выступает главной спасительницей. Без нее здесь просто не обойтись.
Отличник здравоохранения СССР и Республики Казахстан, кандидат медицинских наук, доцент Алматинского медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова, хирург-онколог высшей категории, врач-организатор высшей категории Жекшенбай Калменович Нсанов в онкологической службе с 1986 года. Здесь его, если можно так выразиться, стихия.
— Наш девиз — каждого больного лечить как своего родного, близкого человека, — говорит он. — Каждому нашему пациенту говорю: не надо бояться онкозаболевания. Надо лечиться. Надо бороться за жизнь. И не нужно идти к разного рода знахарям. К тем, кто называет себя народным целителем и берется излечить человека от любой болезни. Лично я не знаю ни одного случая, когда подобные «лекари» вылечили хотя бы одного страдающего от онкологического заболевания. Больному необходимо просто настроиться на лечение. Сегодня в распоряжении врачей-онкологов современные методы лечения. Новейшие медицинские технологии, при помощи которых в половине всех случаев есть возможность вылечиться.
В том, что это не голословное утверждение, я убедилась сама, пройдясь по диспансеру, заглянув в палаты и кабинеты. Действительно, оснащение областного онкологического диспансера мощное, и отвечает требованию времени. Когда-то приходилось навещать здесь коллег, находившихся на лечении, наблюдала удручающую картину, от которой веяло тоскливой безысходностью, на всем лежала печальная печать. Стены давили неизбежностью. Сегодня налицо иная картина. Светло и уютно. Здание помолодело от капитального ремонта, преобразилось, оснастившись новыми аппаратами, самыми последними достижениями медицинской техники как для обследований, так и для лечения.
— Внимание к службе есть, – говорит главный врач, – финансирование возросло значительно, на 120 миллионов тенге ежегодно закупаем лекарства. Благодаря своевременным денежным вливаниям капитально отремонтировали больничное здание, закупаем нужное оборудование.
Вот так когда-то отличник учебы, ленинский стипендиат (что было не таким частым явлением в институтах) он прикипел к этой нелегкой вахте здоровья, верно служит любимому делу. Руководитель наладил онкологическую службу, где на сегодняшний день созданы все необходимые условия для лечения.
— Онкология – благородное дело, – делится своим мнением Жекшенбай Нсанов, – постоянно пребываешь в терминальном состоянии, находишься на некой грани. В критической ситуации нужно найти самое верное решение, от которого зависит жизнь, судьба пациента. Я не открою вам ничего нового – для любого врача превыше всего профессиональный долг. К нам приходят люди, несущие с собой гамму противоречивых чувств: одни охвачены страхом, другие, наоборот, безразличием, иные отчаянием, растерянностью… Требуется большая психологическая работа, чтобы помочь человеку справиться с трудной ситуацией. Врач обязан быть психологом. Чаще всего те же самые люди меняются на глазах: они без конца интересуются, когда их будут оперировать, мечтают о выздоровлении. Хотят жить! Ради этого стоит идти в онкологию. Помогать людям. Это будни. Это работа. Это жизнь.
В больнице мы беседовали с молодыми врачами, которых я бы назвала одним словом — фанаты. Абдулла Юсупбеков родом из Южно-Казахстанской области, с отличием окончил Западно-Казахстанскую медицинскую академию имени Марата Оспанова. Учился с мечтой о работе в онкологии. Сразу по окончании вуза приехал по направлению в Атырау. Вот уже три года работает в областном онкологическом диспансере реаниматологом-анестезиологом. Прошел первичную специализацию по реаниматологии. Влюблен в свою профессию.
— Я выбрал свое дело в жизни, – убежден он, – нам поверили. И мы должны оправдать доверие. Нам очень повезло: мы получили любимую работу. Ежегодно у нас есть возможность повышать квалификацию, расти в профессиональном плане. У нас хорошая заработная плата. Мне дали новую благоустроенную двухкомнатную квартиру, в которую мы въехали с семьей. Обеспечили всем, что нужно и для работы, и для жизни. Я всем доволен. Еще нам повезло с учителем. У нас хороший наставник в лице главного врача.
Махсат Шамшенов родом из Актау. По окончании медицинского института, а затем интернатуры в 2007 году приехал в Атырау, теперь он оперирующий врач-онколог.
— Вполне осознанно выбрал онкологию. Это очень нужное, актуальное направление, – убежден молодой врач Руслан Раскалиев из Актобе, начинавший врачом-онкологом, а ныне ему доверили руководить хирургическим отделением. — Лично я всегда верю в положительный результат. Зачастую люди приходят к нам поникшие. Но в нашей поликлинике они проходят дообследование, им назначают необходимое лечение. И люди выздоравливают. Живут и здравствуют! Никогда не надо опускать руки. Онкология не приговор!
— Новейшие медицинские аппараты помогают поставить точный диагноз, – вступает в разговор миловидная девушка, — например, при помощи вот этого аппарата, можно выявить опухоли изнутри. Есть возможность морфологической постановки диагноза, взяв материал на биопсию. То есть одновременно подтвердить диагноз на клеточном и тканевом уровнях. Высокая точность плюс возможность увидеть результаты диагностики сразу несколькими врачами — вот преимущества нового оборудования.
Это врач-эндоскопист Асель Кабдрахиева, которая признается мне, что мечтала о профессии врача с детства. По своему желанию выбрала онкологию.
Все эти молодые специалисты – выпускники Западно-Казахстанской государственной медицинской академии имени Марата Оспанова, все окончили вуз с отличием. Все с огромным желанием выбрали важное в медицине направление. И теперь буквально вгрызаются в любимое дело. Всем им выдан солидный социальный пакет поддержки молодых специалистов.
Онкогинеколог Эльмира Сапарова окончила Киргизский государственный медицинский университет, прошла клиническую ординатуру в НИИ онкологии и радиологии в Бишкеке.
— Никто не должен бояться приходить к нам на обследование. Например, есть вакцина, которая блокирует рост онкологических клеток и действует на вирус папилломы человека, – рассказывает молодой врач, — такие противовирусные препараты эффективны и безвредны.
Врачи рассказывают, что недавно в онкологическую больницу поступила женщина в возрасте 70 лет с опухолью весом в 20 кг. Она могла лежать только на боку. Ее привезли на «Скорой», оказали экстренную медицинскую помощь, прооперировали. Оказалось, что у нее доброкачественная опухоль! Часто бывает и так.
— За последние 4-5 лет к нам пришли 12 молодых специалистов. Это здорово, — рассказывает главный врач, – такого никогда не было в истории больницы. Радует, что эти ребята охотно идут в онкологию. Пришли к выбранной специальности осознанно, самостоятельно. А ведь в советское время никто из выпускников медицинских вузов не хотел становиться онкологом, избегал направлений в такие больницы. Служба трудная психологически, а пришедшие к нам молодые врачи и не думают уходить. Но специалисты еще нужны – радиологи, рентгенологи, цитолог. Кадры – самая большая проблема. Но душа болит за главное – здоровье людей. Каждому человеку надо задуматься о собственном здоровье и своевременно обращаться к врачу. На ранней стадии излечение произойдет обязательно: у 50 процентов из числа тех, кто болен, выживаемость составляет пятилетний срок. Сегодня мы внедрили европейские стандарты диагностики и лечения.

Регина ВАЛИШЕВА
ФОТО АНУАРА Абилгазиева

Справка «ПК»
В Атырауской области онкологические заболевания стоят на втором месте после сердечно-сосудистых в шкале заболеваний, вызывающих смертность.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна