Валерий Карапетов: про непобитые рекорды, Олимпиаду и…

54 Спорт

В Атырау вот уже месяц работает Валерий Карапетов – заслуженный тренер Советского Союза, воспитавший не одно поколение олимпийских чемпионов по всему миру, ученик основоположника советского спорта СССР Дмитрия Маркова!

«ПК» совершенно случайно узнала, что Карапетов начал тренировать юных атырауских теннисистов. Поэтому мы устремились за интервью с такой интересной личностью.

В теннисном центре застаём Карапетова за занятием с небольшой группой теннисистов, которые собираются на очередной чемпионат. Супертренер уделил нам всего час общения, но  рассказал столько всего, что, честно, даже мне захотелось записаться к нему на тренировку. И, кстати, несмотря на солидный возраст (нашему собеседнику за семьдесят), выглядит он, как в одной известной программе – на двадцать лет моложе.

Это вам не ракеточкой мотылять

– Валерий Васильевич, не можем не сказать: добро пожаловать в наш Атырау! Но – как вас сюда, извините, занесло? И разве теннис и легкая атлетика совместимы?

– Спасибо. А теперь давайте по порядку. В Атырау пригласила поработать директор филиала федерации тенниса Казахстана по Атырауской области Вера Тихомирова-Брегвадзе. Почему выбрал именно ваш город? Мне всегда интересно всё новое и неизведанное. В Казахстане-то я уже работал – сначала в Алматы, затем в Нур-Султане, а теперь вот пригласили к вам. Я заранее посмотрел всю информацию об Атырау – город недалеко от Астрахани. А Астрахань недалеко от моей малой родины – Кубани. Так что в общем-то всё рядом.

Насчет второй части вашего вопроса: теннис и легкая атлетика еще как связаны! Профессиональный теннисист – это и гимнаст, и легкоатлет, а также идет силовая подготовка. Нельзя просто ракеточкой мотылять! Есть внешний мир тенниса, и есть внутренний, и нужно знать, как человека готовить – я называю это функциональной подготовкой теннисиста. Чтобы он не страдал, а преодолевал страдания. Функциональная подготовка помогает сформироваться как личность. А личность дает возможность стать большим мастером. Если не сформируешься как личность, будет очень трудно зайти на высшую степень мастерства.

В большом теннисе я десять лет. Так оказалось, что мы уже работали в Ташкенте с теннисистами из Казахстана – с Дарьей Детковской и Данилой Озерным. Ребята – лидеры юниорской команды Казахстана. Затем мы переехали в Алматы, а потом какое-то время я работал старшим тренером в Academy Team Kazakhstan федерации тенниса Казахстана.

В Атырау пока присматриваюсь. Хочу понять, как развивается подготовка атырауских теннисистов. Пока мне нравится. Но я не гастролер какой-нибудь: если берусь, должен добиться результата.

– Валерий Васильевич, о вас так мало информации в открытом доступе, нашла только скудные сведения, что вы готовили атлетов для Олимпиады-80 в Москве…

– Как уже сказал, родился я на Кубани. А учился в Москве, у человека,   принесшего советской стране первую золотую олимпийскую медаль – у Дмитрия Петровича Маркова. Это – известный тренер, один из основоположников не только легкой атлетики, но и всего спорта СССР. Марков на протяжении тринадцати лет был главным тренером сборной команды Советского Союза и вырастил двукратную олимпийскую чемпионку в метании диска Нину Пономареву. После такой победы он стал работать завкафедрой Центрального института Москвы.

Тогда мне было всего семнадцать, но Марков, — наверное, уже для себя это решил давно, — формировал меня как тренера национальной команды. В двадцать один год я начал работать тренером и был кандидатом на Олимпийские игры как атлет. В 28 лет стал национальным тренером легкой атлетики, а спустя два года – заслуженным тренером СССР. Мои ученики устанавливали мировые рекорды, завоевывали полный комплект медалей. После Олимпийских игр в Москве я уже старший тренер легкоатлетического многоборья. И на протяжении десяти лет вёл сборную команду Советского Союза.

Рекорд СССР в десятиборье, установленный в 1984-м моим учеником Гришей Дегтяревым, остается непобитым по сей день, ни одна из республик нашей бывшей большой страны не может его установить.

В 1984-м у меня было семь атлетов, которые могли участвовать в Олимпиаде в Лос-Анджелесе, но по политическим вопросам не поехали (почему – рассказывать долго, но вкратце для тех, кто не в курсе: советский демарш в 1984 году принято рассматривать в качестве симметричного ответа на отказ США и их союзников приезжать на ОИ-1980 в Москву из-за вмешательства СССР в военный конфликт в Афганистане. Н. Ш.).

Мои ученики участвовали в Олимпийских играх в Москве, в Сеуле, в Барселоне, Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине (и это несмотря на то, что в лихие девяностые я покидал Союз). И недавно двое моих мексиканских учеников завоевали право участвовать в предстоящей Олимпиаде в Токио. Помимо тренерства, с 1988-го работал доцентом кафедры легкой атлетики Кубанской академии физической культуры, выпустил три поколения студентов.

В 1999-м неожиданно для себя уехал в Мексику, а через тринадцать лет вернулся домой, к сожалению, на похороны родителей. Тогда, в 2012-м, меня и попросили впервые поработать с теннисистами, чтобы заняться функциональной подготовкой спортсменов (опыт некий уже был: в Мексике я работал с теннисистами, футболистами). И как-то раз мои друзья из Кубанской академии тенниса «Горячий ключ» порекомендовали поработать в Ташкенте, а затем в Алматы и в Астане. Так я приехал в вашу страну.

Лихие девяностые в стране кукурузы

– А в Мексику как попали?

– Девяностые были очень сложные: СССР распался, и мне, доценту кафедры легкой атлетики, зарплату не платили по 3-4 месяца. Порой не на что было хлеб купить. А я не могу воровать, как некоторые в это время поступали. Я ведь раньше своих учеников одевал, кормил, покупал книги, – и тут мне не платят!

Однажды друзья предложили поехать поработать тренером в другую страну. Задумался. Первыми за мной китайцы приехали, в 1998-м – мы, говорят, о тебе все знаем, ты выберешь любого человека и тренируй. Но моя сестра, партийный работник, отговорила: они ж обратились ко мне за десять лет до ОИ-2008 в Пекине! Улавливаете? В общем, не согласился. Чуть погодя мексиканцы приезжают, с той же целью. Решил попробовать. Прилетел на границу с США, город Хуарэс, красивый (только потом узнал, что это был самый криминальный город!). В университете Хуарэса начал работать с тамошней командой, и за год появилось десять чемпионов Мексики! Ребята стали чемпионами универсиады страны, а одного атлета повез даже на Олимпиаду в Сидней – он выполнял прыжок с шестом, один из самых красивых и сложных. У парня было большое будущее, но он оказался из семьи религиозных фанатиков. Отец на ближайшие два года запретил ему заниматься спортом, а все это время молиться. Я лично просил у него за сына, говорил, что через три года он будет чемпионом мира! Но отец не соглашался. И только спустя шесть лет тот самый парень все же стал чемпионом, США.

Другой мой ученик в Хуарэсе приехал ко мне сам. Говорит, хочу у вас тренироваться, и в первый год стал чемпионом Мексики, потом он прыгнул 2,30 – рекорд Мексики по сей день! Затем участвовал в Олимпиада в Пекине. Его именем назван сегодня стадион в Мексике!

– Да, результаты отличные. Но вы упомянули, что попали, сами того не зная, в криминальный город этой страны кукурузы?

– Нет, вообще мексиканцы очень гостеприимные, доброжелательные – несмотря на то, из бедной семьи человек или из богатой. Уже восемь лет, как я покинул Мексику, но мои ученики, приятели до сих пор мне пишут. А поехал я туда, никогда не слыша испанской речи. Сам выучил язык. И вот до сих пор общаемся на испанском. Вообще, изучая языки, нужно просто окунуться в атмосферу и учить язык. Вот я в Казахстане более восьми лет и вместе с учениками познаю казахский.

Насчет криминала в Мексике: со мной в Хуарэсе не было ничего, к счастью. Но позже прочел, что Хуарэс – это граница Мексики с США, где господствует криминал, она поделена на кланы наркоторговцев, между ними войны идут. И если кто на их пути – безжалостно уничтожают. Я-то работал со студентами, был занят спортом.

В самом Хуарэсе два года проработал, всего в Мексике – тринадцать лет. Научился есть острую пищу. Я видел пирамиды, уникальные построения в Мексике; опускался в подземные реки со своими учениками. Мексика – очень красивая страна, нужно самому ее видеть. И тысячелетняя история Мексики тоже интересна!

Про моду, молоток и труд

– Как увлекательно вы рассказываете!.. Но давайте вернемся к нашим атырауским теннисистам, с которыми вы провели уже несколько тестирований. Что скажете об их физической подготовке, и как вам теннисный центр?

– Да, я провожу тестирование атырауских детей – смотрю на координацию, на взрывные способности. Нужно этих детей четко расставить по зонам, и нужно, чтобы был стимул. Я могу даже сказать как методист – насколько подготовлен тренер, как организовано занятие. Но я приехал не поучать, а советовать – как сделать работу в теннисном центре и подготовку ребят лучше.

Детворы в центре много, и я вижу, что каждый ребенок, по сути, талантлив, надо его просто раскрыть.

Однако многие сегодня считают, что в теннис модно играть. Но теннис – большая работа. Это далеко от всего лишь красоты – это не просто ракетку, форму, юбочку, кроссовки ребенку купили и все. Если в целом, для общего здоровья – пойдет. Нужно самим родителям и их детям определиться, какая задача стоит: просто приходить оздоровляться, спортивно совершенствоваться или достигать высшего мастерства.

Вообще, теннис – вид спорта затратный, чемпионаты идут по всему миру – и в Индии, и в Египте, и в США. Но и государственное вложение в большой теннис также нужно.

Сегодня в Казахстане для тенниса создана отличная инфраструктура. Но, к примеру, в Узбекистане, где я также работал, традиции теннисные лучше, там много играют, но с кортами не очень. Понимаете, можно иметь отличные стадионы, но нужно, чтоб и дети правильно занимались, и должны быть специалисты, чтобы в соответствии с базой готовить спортсменов.

– А сейчас, заметила, пошла тенденция отдавать ребенка в «драчливые» виды спорта – каратэ, например…

– Каратэ – не очень хорошее направление. Голова – не для того, чтобы по ней стучать отбойным молотком. Внутренняя сила человека может быть через все виды спорта устойчива. Благородство, готовность защитить себя и свою подругу – это формируется во всех видах спорта, если идет правильное формирование.

Родителю нужно точно определить – куда хочет ребенок. Например, в Германии семья приводит ребенка к специалистам, и те определяют по физическим данным – в какой вид спорта можно его отдать. И тогда государство берет на себя финансовую поддержку. Так было в Германии и в СССР, потому и успехи случались. Может, мы тогда и беднее были, но побеждали американцев и других, и все из-за правильной организации.

Некоторые слышат – теннис, значит, деньги (победу на чемпионатах имеет в виду Карапетов. Н. Ш.). Но это – напряженный труд. Да, деньги придут, если ты талантлив, и поначалу в тебя «вложили» государство, семья. Но ты должен все через горнило труда провести.

О насущном: о гаджетах

– Знаю, что некоторые дети очень переживают, что проиграли. Как с этим бороться, посоветуйте, пожалуйста, у вас ведь такой большой опыт.

– А вот для этого их и нужно готовить психологически и физически. Нужно смотреть на поведение ребенка с друзьями, с тренерами, в целом на корте как он себя ведет, как соревнуется. К примеру, есть атлеты, тренирующиеся хорошо, но не побеждают. А есть те, которые не очень тренируются, но они внутренние бойцы, и такие выходят на корт и побеждают.

Это зависит, в том числе, и от воспитания в семье. А еще от телефонов. Мобильники, интернет разрушают устои ребенка, он не готов к этому, но спорт может помочь! Может помочь сформировать истинную позицию ребенка, который будет уважительно относиться к родителям, к городу. Патриота такого нужно готовить, который на соревнованиях будет говорить: «Прежде всего, я представляю свою семью, город и страну».

Мне не нравится, что дети играют в телефонах. Очень много играют. Тем временем создатель айфона, Джобс, своим детям только по часу телефон давал. А у нас? Мы вот в теннисном центре проводили тестирование, и я заметил, что многие дети все время в телефонах, это разрушительно!

– Вы имеете в виду, что дети, играя в гаджетах и проигрывая там, в телефоне, не смогут потом нормально реагировать, скажем, на реальное поражение? Или вы говорите об агрессии в играх, недавно прочла: ученые выяснили, что половина участников воображаемых баталий спустя 20 минут продолжают мыслями оставаться в вымышленном мире. И больше половины из них на следующий день проявляют отклонения в поведении…

– Да, про эти разрушения я и говорю. Поэтому как альтернативу гаджетам своим ученикам всегда книги дарю. И буду продолжать это делать. Скоро проведу тестирование детей – прочтут страницу, потом попрошу пересказать. Одному хватит всего раз прочесть, чтоб пересказать, другому – десять, а третьему – вообще сто. Но это не говорит о том, что ребенок неодаренный! Вот пройдет месяц, и я увижу, как он эту информацию запомнил, и как он ею будет апеллировать.

А вообще меня удивляет, как нынешние родители пишут по нескольку раз сообщения детям: «Надень то и это». Раньше была определенная культура, и если сказали тебе – сделать то и то и во столько-то – ты делал. Без напоминаний! А сейчас что? Идет нарушение, из-за этих телефонных сообщений люди не организованы.

– Хочется немного о вашей семье расспросить.

 – У меня двое детей: сыну 21 год, он пошел по моим стопам, а дочь в Америке, у нее уже семья своя, недавно родился малыш, мой внук! Пока лишь в инстаграме его видел (кстати, в этом плане телефон, напротив, как связующая нить. Вывод: надо умело пользоваться гаджетами!). Сын со мной с 17 лет, окончил Кубанскую академию физкультуры.

Но мы расстались с супругой после довольно долгих лет совместной жизни. Я называю это ценой моего высшего мастерства, моих достижений. Я очень люблю своих детей. И своих учеников. Помню всех по именам. Думаю, что и они меня тоже помнят.

Кстати, я тут прошелся по Атырау, прочел об истории вашего края. Какие у вас были сады, сколько было рыбы, и это преступление перед будущими поколениями, что не уберегли. Вот над чем надо задуматься, чтобы детвора знала о своем родном крае.

Поделиться с друзьями

Заведующая отделом общественно-политической жизни

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна