Спорт и религия

sport i religiya Спорт

«Я строго контролирую сына-спортсмена, хотя он уже давно не маленький, сам привожу и забираю после тренировок, в дни отъезда на соревнования. Вынужден так делать, потому что сегодня тренеры склоняют детей к религии». Это слова подвозившего меня таксиста, мужчины примерно лет 40.

По его словам, уже давно молодежь вовлекают в религию не только в учебных заведениях и на улице, но и в спортивных секциях. Горожанин рассказал, что они с супругой всегда ведут профилактическую беседу с сыном, чтобы оградить его от  этого.

– Тренеры уже поняли, что я – ярый противник религиозности, и уже открыто не давят на сына, зато обрабатывают других детей. Сейчас очень опасное время – детей забирают на наших глазах, и если упустить момент, они уже зомбированы и отдалены от родителей. Я всем говорю: берегите детей, будьте осторожны со спортивными секциями. Спорт – это хорошо для развития ребенка, но сегодняшняя реальность такова, что можете там его потерять. Мой сын неоднократно побеждал на различных соревнованиях, любит спорт, поэтому поддерживаем его стремление. Но каждый раз, забирая его, я спрашиваю: не было ли предложения читать намаз и т.д., звоню ему по несколько раз в день во время поездок на соревнования. Не от того, что мне нечего делать, я хочу видеть сына образованным, открытым к жизни и реализовавшим себя человеком. Став адептом, основное время он будет посвящать религиозным обрядам, учеба отойдет на второй план. Зачем им школа, поклоняйся Богу и закройся от всего мирского! Мне очень жаль наших молодых людей, которые становятся жертвами религиозных фанатиков, и вместо образования выбирают путь невежества, ограничиваясь назиданиями исламистов. Я думаю, Бог должен быть в сердце, в поступках. Просто живи честно, соблюдай законы предков, традиции! Также я знаю, что эти фанатики занимаются неблаговидными делами. Мой родной балдыз ушел в религию, отрастил бородку, бросил свою семью, переехал в Актобе, жил там с молодой единоверкой, пока его финансировали «братья». Через три месяца вернулся ни с чем, сейчас что-то мутит подозрительное с местными братьями по вере. Поэтому нужно ограждать детей, спрашивать, контролировать посещение кружков-секций, – сказал мужчина.

После его слов я поняла, что не то, что не знала, а просто не обращала внимания на происходящее вокруг, считая, что это меня не касается. Мой сын тоже с детства занимался спортом в секции водного поло, там о религии речи не было. Но то, что в некоторых спортивных секциях наставники проповедуют религию, – не новость, потому как они сами глубоко в этом. Но насколько это правильно, когда доверенных родителями детей с неокрепшими умами привлекают к религии? Как говорят психологи, дети до определенного возраста – это пластилин в руках взрослых, что хотят, то и слепят. Тем более для ребенка тренер является неоспоримым авторитетом, и он без тени сомнения доверяет ему и следует его указаниям…

Тренер должен быть нейтральным

Насколько правильно вовлекать детей в религию в спортивных секциях? Этот вопрос мы адресовали почетному деятелю спорта РК, заслуженному тренеру РК, вице-президенту областной федерации олимпийского дзюдо Асану Раушанову.

– Мое личное убеждение –ребенку, не достигшему 18 лет, не познавшему еще жизнь, – не место в религии. Тем более я категорически против, чтобы это происходило в спортивных секциях. Я глубоко уверен в том, что каждый  ребенок должен получать знания и воспитываться в национальных традициях. Только потом, достигнув совершеннолетия, познав какие-то азы жизни, он должен сам принимать решение о религии. Также ошибочно мнение, когда подросток думает, что одновременно он может находиться в религии и стремиться к знаниям, потому что религия все равно возьмет верх, а образование отойдет на второй план. Это доказано на практике. Поэтому повторюсь, я категорически против религиозности подростков, против, чтобы они читали намаз, соблюдали  религиозные обряды, предпочитая их знаниям. Здесь важна родительская поддержка, внимание, нужно разговаривать с детьми на эти темы. Я не могу сказать, что такой-то тренер пропагандирует религию, но однозначно он должен быть нейтральным. Даже если он сам глубоко верующий человек, он должен уважать чувства воспитанников, которых религия не интересует. Поэтому я против того, чтобы на тренировках говорилось о религии, – отметил Асан Раушанов.

Привлекать

к религии незаконно

Заместитель директора КГУ «Информационно-аналитический центр» при областном управлении по делам религий Калыбек Кубайдоллаев высказал свое мнение по обсуждаемой теме.

– По закону никто не имеет права заниматься распространением религии без специалных разрешительных документов. Также нельзя приводить ребенка в мечеть и привлекать к намазу. Но как проконтролтровать, что происходит в секциях, кружках и других местах? Увы, проблема есть, но пойманных нарушителей закона нет. Если у тренера есть цель, то он, конечно, не будет говорить «в лоб», а начнет с мелочей, мягко: «сынок, ты бы надел шорты подлиннее». Так начинается классическая обработка. Нарушение закона можно доказать только при наличии видеофиксации разговора с тренером, по-другому – никак. А чтобы уберечь ребенка от нежелательных последствий, необходимо наладить с ним адекватный контакт. К примеру, у него возник интерес к религии, а родитель вместо того, чтобы разъяснить подростку, что правильно, что нет, начинает ему угрожать: «Не вздумай уходить в религию, я тебе ноги оторву и т.д.!» Тогда у него бы выработался иммунитет! Под давлением он соглашается с родителем, но в душе интерес остается. Отправившись учиться в другой город, он уже будет удовлетворять свой интерес через чужих людей. А потом многие родители жалуются: «Вот, уехал учиться и ушел в религию, нас не признает!»  Да, в силу нашей деятельности мы отслеживаем ситуацию и знаем, кто и чем занят в городе. И то, что у нас в спорте достаточно религиозно настроенных тренеров, тоже нам известно, но доказать факт практически невозможно. Мы предлагали спортивным функционерам заняться этой темой, исследовать, поговорить с тренерами, но так и не дождались ответа, – отметил Калыбек Кубайдоллаев.

Ведётся религиозная

грамотность

– Согласно общепринятым правилам спортивных школ, на территории государственного учреждения запрещено справлять религиозные обряды. В Атырауской области свою деятельность осуществляют 35 подведомственных спортивных учреждений, которые организуют работу в соответствии с внутренними правилами, утвержденными государственными органами. Руководители спортивных школ организуют разъяснительную работу по вопросам религии среди тренеров и спортсменов в соответствии с планом работ. А вмешиваться в дела частных спортивных организаций, не подчиненных областному управлению спорта, мы не имеем права. Молиться и пропагандировать среди воспитанников спортивных секций религию в государственных учреждениях запрещено, – отметил руководитель областного управления физической культуры и спорта Дастанбек Коспанов.

А вот как прокомментировал тему главный имам области Алтынбек Утусханулы.

– Пропагандировать религию с юридической точки зрения может только специалист, имеющий специальное разрешение муфтията. Человек, самостоятельно изучающий религию, не имеет права этим заниматься. Как говорится, в каждой сфере жизни есть свои специалисты, именно они должны говорить, разъяснять. К сожалению, в настоящее время пропагандой религии у нас занимается кто попало. А попавшие под их влияние люди пополняют ряды деструктивных течений. Поэтому необходимо соблюдать осторожность, – прокомментировал главный имам области.

Опасная субкультура

Хайролла Кушкалиев 10 лет работал руководителем областного управления по делам религий, в конце прошлого года он назначен руководителем аналогичного управления г. Астаны.

– Конечно, в спортивных секциях не должно быть привлечения к религии. Это, как правило, происходит в частных организациях. И если речь идет о деструктивных течениях религии, нужно бить тревогу! В любом случае, человек сам должен прийти в религию по достижении зрелого возраста. Созреть, так сказать, к выполнению религиозных обрядов, то есть читать намаз. В Коране сказано: «В религии нет принуждения». Сам Пророк начал пророчить и придерживаться религии лишь в 40 лет. Если родитель хочет оградить своего ребенка от влияния религиозного тренера, советую создать резонанс в обществе, размещать посты и видео в соцсетях, – говорит Х. Кушкалиев.

Мне удалось поговорить с подростком-спортсменом 15 лет на эту тему. На вопрос, как она пришла в религию, получила короткий ответ: «Меня никто не агитировал, я сама решила читать намаз!» Все, конечно, возможно, но вот 50-летний горожанин Марат Т. считает иначе. Сам он в религии около 10 лет, в период жизненного кризиса обратился к Богу. Послушаем его:

– Подросток 12-13 лет не может вдруг, без влияния извне, сам по себе удариться в религию. В этом возрасте ребенку кажется, что его никто не понимает, он чувствует одиночество, а принадлежность к религии дает «братство». Также он восприимчив, хочет быть как все, на «волне». К примеру, в нашу молодость все увлекались хэвиметалл, была такая субкультура. Сейчас это религия. А это очень тяжелое направление, осознать его в таком возрасте просто нереально, даже из взрослых верующих мало кто разобрался, что к чему. Просто читают намаз и суры. Это видно по элементарному поведению: во-первых, по внешности, во-вторых, по показательному намазу в мечетях в пятницу. На самом деле мусульманин не должен создавать демонстрацию из молельни, неудобства для других. Разговор с Богом должен происходить наедине. Также чтение намаза – не повод для высокомерия и пренебрежительного отношения к другим. А привлекать к религии вообще нельзя, каждый сам должен приходить без принуждения, – говорит горожанин.    

Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»

Статья 3. Государство и религия

1. Государство отделено от религии и религиозных объединений.

2. Религиозные объединения и граждане Респуб­лики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом.

3. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4. Система образования и воспитания в Респуб­лике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.

15. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.

16. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельность религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

Статья 7. Религиозные обряды и церемонии

3. Не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

1) государственных органов, организаций, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи;

3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.

Алмаа ТУРГАН

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна