НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ К СПОРТИВНЫМ УСПЕХАМ
Ровно год назад в торжественной обстановке была открыта гребная станция, расположенная в самом центре города на берегу реки Урал. Станция — это двухэтажный тренировочный зал и база, где хранятся каноэ и байдарки. Тогда начальство областного управления физической культуры, туризма и спорта обещало, что благодаря хорошей материально-технической базе пополнится и копилка успехов и достижений наших спортсменов.
Однако на деле пока все иначе. В былые времена гребцы и каноисты на старых лодках показывали очень хорошие результаты, не пропускали республиканские и международные соревнования и даже участвовали в Олимпийских играх. Сейчас не проходят даже городские соревнования. Хотя официально и открылась гребная станция, на самом деле на ее дверях висят большие амбарные замки. Реже проходят тренировки, как и много лет назад у спортсменов нет элементарных условий для простых тренировок.
Двухэтажное здание розового цвета пустует уже который год. Гребцы, как и прежде, тренируются на открытом воздухе. А зимой играют в… хоккей. Активные тренировки проходят в летнее время года на открытом водоеме. А с середины осени до апрельской оттепели ребята должны заниматься в спортзалах, качать мышцы, делать специальные упражнения, учиться управлять лодкой на специальном тренажере. Но этого нет. Пока в спортзале хозяйничает один охранник, который живет там уже несколько лет, и даже оборудовал там себе небольшую жилую комнату с кухней, газовой плитой и диваном.
Чтобы разобраться, почему все-таки не работает новый тренировочный зал гребной базы и когда, наконец, гребцы будут полноценно тренироваться, мы обратились к заместителю начальника областного управления физической культуры, туризма и спорта Гульжанат Каленовой.
— Да, байдарочная станция пока закрыта, — подтвердила она. — Но, несмотря на то, что прошла презентация, мы здание официально не принимали. Там есть серьезные недоделки, проблемы с коммуникациями. А средства подрядчики уже освоили полностью. Мы не можем подключиться к электрической сети. Нет канализационной системы. В общем, работы еще немало.
— А персонал для работы на гребной станции вы уже подобрали?
— Да, мы сделали дополнительное штатное расписание. Как только уладим дела, все начнут работать.
— Помнится, во время открытия глава региона предложил обновить гребную базу с помощью спонсоров. Вам удалось закупить оборудование, лодки?
— На станции есть новые лодки для тренировок. Можно приходить и тренироваться.
На станции лодок, о которых говорила Гульжанат Каленова, мы не увидели. На самодельных стареньких полках — старые байдарки и каноэ. Если раньше на реку спускали до двух десятков лодок, то сейчас гребцов очень мало. Спортсмены, как и раньше, тренируются при самых минимальных условиях быта. Отсутствуют даже санузлы.
Старший тренер сборной области по гребле на байдарках и каноэ Максим Бозбанов был с нами предельно откровенен и признался, что сейчас байдарочный спорт переживает не самые лучшие времена.
— Когда-то наши байдарочники участвовали даже в Олимпийских играх. Сборная Атырауской области в советские времена была в числе лучших. И в первые годы независимости мы очень активно участвовали в республиканских и международных играх, всегда занимали призовые места. К сожалению, молодых людей, пришедших на смену мастерам спорта, очень мало. Новички приходят и, видя отсутствие условий для тренировок, уходят. Всегда проблема набрать группу. На греблю парни и девчата идут неохотно, хотя наши секции ведутся бесплатно, и мы тренируем совершенно безвозмездно.
— А в чем вы видите причину?
— У нас не хватает специалистов, особенно из числа молодых тренеров. Тренерский состав все тот же, как и много лет назад — Евгений Ухов, Флора Морунова, Владимир Ганус, Андрей Сафарян и я. На зарплату в 25 тысяч тенге молодые не соглашаются. В последнее время действительно наблюдается спад числа желающих заниматься гребным спортом. Конечно, приходят ребята, но их очень мало.
— А что вы намерены делать, чтобы вовлечь ребят в этот вид спорта?
— Пока планов нет. Трудно удержать современных ребят в спорте, раз не создаются им условия. Наш вид спорта часто бывает интересен летом, когда есть возможность покататься по реке, как говорится, бесплатно. Тем более летом большинство спортивных секций закрывается на каникулы, а у нас самый разгар. Осенью же ребята нас оставляют, потому что, кроме хоккея, мы им предложить ничего не можем.
— А объявление давать не пробовали? Я нигде не видела информацию о том, что гребная станция набирает желающих в секцию.
— Нет, такие методы мы не применяли.
Мы решили сделать небольшой опрос, знают ли наши горожане, что в Атырау есть гребная станция и что наши гребцы в свое время были лучшими на постсоветском пространстве.
Салауат Изтелеуов почти каждый день прогуливается по левому берегу реки. Он часто рыбачит или приходит сюда с внуками.
— Действительно, раньше байдарок на станции было много и ребят было больше, — говорит он. — Они мешали нам ловить рыбу, и мы грешным делом прогоняли их со своей территории. Сейчас этого нет, ребята никому не мешают. На байдарках плавают в основном взрослые. Детей в спасательных жилетах не увидишь.
С доводами Салауата соглашается его напарник по шахматам:
— Сейчас на реке спокойней стало. А раньше гребцов было очень много. И девушек среди них было немало. Они между собой на скорость соревновались. Но в последнее время я их не вижу. А были времена, когда гребцы завоевывали золотые медали для всей области.
Проходит еще одно безрезультатное лето для спортсменов-байдарочников. И признаков того, что тренировочный зал, наконец, откроется пока нет.
Марина КУАНЫШЕВА