Все ли госуслуги доступны?
«Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности. Прежде всего, предстоит устранить цифровое неравенство, обеспечить максимальный доступ к интернету и качественной связи всех граждан. Сегодня это такая же базовая потребность, как дороги и электричество».
Из Послания Президента РК
Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
Сколько раз за минувший квартал вы обращались к госорганам посредством онлайн? Вспомните, в «акимат Атырауской области», что в Телеграм-канале, наверняка, точно писали (особенно, когда отключали свет или воду)? Только за прошлый год местные исполнительные органы оказали в электронном виде более 4-х с половиной миллиона госуслуг! В аппарате акима области проанализировали и отметили рост обращений жителей именно в онлайн-формате.
В интервью «ПК» заместитель руководителя аппарата акима области Марат Абуов рассказал, что всего местные исполнительные органы оказывают 173 вида государственных услуг. Причем, с каждым годом население все больше и больше пользуется ими в онлайн-формате.
— Госуслуги оказываются государственной корпорацией «Правительство для граждан», веб-порталом электронного правительства, стационарным абонентским устройством, абонентским устройством сотовой связи, через информационные системы государственных органов «е-акимат», «е-собез», «рынок труда», «Регистрационный пункт РАГС», «eatyrau.kz», «е-лицензирование», «kezekte.kz», «Qoldau.kz», «Damumed», «E-qyzmetter» и т.д.
Причем, региональный портал eatyrau.kz был запущен в 2019 году — в рамках программы «Цифровой Казахстан», чтобы сократить сроки оказания госуслуг. И на сегодня это один из популярных порталов. На нем автоматизировано оказание государственных услуг в сфере земельных отношений, архитектуры и градостроительства, согласование технических условий на подключение к инженерным сетям, эскизных проектов, — отмечает в интервью Марат Абуов.
— Но не все жители могут пользоваться онлайн-услугами. Вы помогаете, проводите обучение?
— Да, для населения, не имеющего необходимых устройств или нуждающегося в помощи в использовании электронного портала (в аппаратах акимов сельских округов, организациях среднего образования, технического и профессионального образования, здравоохранения), работает более 200 уголков самообслуживания, предоставляются услуги сервисных акиматов. Как результат — в 2022 году оказано 99 890 услуг в электронном виде, жителям помогли в получении 51 686 электронных цифровых подписей.
Многие действительно не умеет пользоваться новыми способами связи, общения, не знают, как получить госуслуги. Поэтому в прошлом году мы организовали 1 861 разъяснительное мероприятие: больше всего провели семинаров-совещаний (порядка тысячи), круглых столов, в СМИ разместили более трехсот статей, показали около девяноста обучающих видеороликов. Сотрудничаем вместе с департаментом Агентства по делам госслужбы по Атырауской области, где разъясняем законодательные акты по оказанию услуг, даем консультации по получению услуг в электронном виде.
— А ваши сотрудники сами умеют предоставлять услуги в новых реалиях?
— Безусловно. Более двухсот государственных служащих по области сегодня оказывают госуслуги. В 2022 году 43 сотрудника прошли курсы повышения квалификации в филиале Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Атырауской области. В этом году планируем повысить квалификацию 80 работников.
Но есть и, так сказать, технические сбои, человеческий фактор в предоставлении госуслуг. Мы этого не скрываем. Акиматом Атырауской области в прошлом году проведено 128 контрольных мероприятий, выявлено 401 нарушение, что составляет 0,0084% от общего количества оказанных в 2022 году государственных услуг. По результатам внутреннего контроля на шесть должностных лиц, допустивших нарушения, наложены дисциплинарные взыскания. Мы направили более трехсот предложений, чтобы в дальнейшем не допускали оплошностей, оказали методическую помощь.
На этот год уже утверждены приказы о проведении мероприятий внутреннего контроля в соответствии с правилами государственной проверки качества оказания госуслуг. Чтобы жители Атырауской области, обращаясь в очередной раз за услугами, будь то в онлайн или офлайн формате, остались довольны их качеством.
Только цифры
В 2022 году местными исполнительными органами оказано 4 777 719 государственных услуг (в 2021 году — 3 804 723, в 2020 году — 2 176 883).
в том числе:
— в бумажном виде — 20 689;
— через государственную корпорацию «Правительство для граждан» – 101 033;
— в электронном виде – 4 655 997.
Надежда Шильман