Социализация особенных детей
«Только в шесть лет именно в центре «Зейін Атырау» моя дочка научилась ходить на горшок, для нас это огромное достижение! Мой ребенок ничего не говорил и ничего не понимал, сегодня он всё понимает, немного говорит, готовимся к школе!». С такими результатами поделились мамы особенных детей на прошедшем тренинге в центре развития «Зейін Атырау».
Руководитель центра Арай Нугманова рассказала собравшимся родителям о технике развития особенных детей.
— Многие думают, что АВ терапия – это работа с карточками, с помощью которой можно научить ребенка к выполнению простых действий: встань, сядь, ложись и т.д. Да, в свое время она была разработана для «дрессировки» детей с аутоимунными заболеваниями. Там даже запрещалось обнимать ребенка. Но сейчас программа настолько изменена и облегчена, что называющих себя специалистами АВ-терапии много даже в Атырау. Но там предусмотрено тестирование по уровню развития ребенка-аутиста, и это очень важный момент для работы с ребенком. Когда в семье появляется особенный ребенок, то родители в первую очередь хотят, чтобы он заговорил. Они, как правило, убеждены, что им поможет логопед, и таскают ребенка к нему. Но если у ребенка нет понимания, то логопед ему не сможет помочь. Ребенку поможет сенсорная интеграция, то есть его нужно научить понимать, видеть, чувствовать окружающий мир, развивать в нем тактильность. И только после этого можно учить его речи. Когда к нам впервые приводят ребенка, мы тестируем по таблице. К примеру, проверяем, может ли ребенок озвучить просьбу или показать жестом, что он хочет. Если этого нет, то мы сразу включаем эту работу в программу его развития. Или мы зовем ребенка по имени, если за полчаса он хотя бы два раза обратит внимание на зов, то показатель уровня развития у него один, если пять раз, то уровень выше. И таких проверок много, есть визуальный тест, имитация, уровень развития моторики, в итоге знающий специалист, протестировав ребенка, определяет индивидуальную программу развития. Поэтому, когда приходите в аналогичные центры, спрашивайте, по какому тестированию будут утверждаться развивающие занятия и т.д., — отметила Арай Нугманова.
По ее словам, ребенок с первого года жизни обязательно должен имитировать (повторять) движения родителей. Это важный показатель, если этого нет, то нужно идти к врачу. До года ребенок должен воспринимать окружающий мир визуально и на звуки. В 4 месяца — переворачиваться, в 6 месяцев — ползти, до 8 месяцев — передвигаться на четвереньках. Последний показатель — важнейший период развития. Не надо спешить ставить ребенка на ножки, всему свое время, а ходунки вообще тормозят развитие.
Невропатолог Лаура Исаева в свою очередь рассказала, как максимально уменшить возможность рождения особенных детей. Во-первых, девушка должна готовиться к беременности и максимально обезопасить себя от нежелательных ситуаций, эмоций. А в первую очередь проверить свое здоровье. В западных странах брак заключается только после полного обследования будущих супругов, и это правильно. Наличие отклонений в развитии ребенка определяется после 2-3 месяцев жизни новорожденного. Также важный момент: нельзя проводить вакцинацию нездоровому ребенку, только после полного выздоровления.
Также невропатолог считает, что сегодня телевизор заменил ребенку весь мир. Отсюда идет торможение развития. Механический звук от телевизора не имеет вибрацию, как это происходит при общении людей. Здесь много проблем, начиная с того, что ребенок не говорит, потому что рот героев при разговоре мультфильмов не двигается. Только живое общение способно развивать речь. По этой же причине ребенку до трех лет нельзя давать в руки телефон. Она подробно рассказала, какие анализы надо сдавать при аутоимунных заболеваниях, какую диету соблюдать и т.д.
В ходе встречи мамы особенных детей поделились своими успехами в развитии. В центре развития «Зейін Атырау» работают замечательные специалисты, которые терпеливо ведут детей к достижениям. Сюда в основном ходят тяжелые дети без каких-либо навыков и чаще агрессивные в силу заболевания. И как радуют их результаты, когда они начинают говорить, не только держать в руке карандаш, но и рисовать им, петь и танцевать и т.д. Об этом говорили присутствовавшие мамы:
— Мы посещаем центр уже два года, и у нас огромные изменения. Сара вообще не разговаривала, сейчас она все сама просит, развивается, и мы готовимся к школе!
— Мой ребенок уже стихи читает, в туалет сам ходит! Изменения на 80 процентов, идет хорошее развитие, большая благодарность от нашей семьи!
— Моя дочка была агрессивной, не говорила вообще, была замкнутой. Здесь она раскрылась и успокоилась!
— У меня трое детей являются особенными. Мы были до этого в 2-3 центрах, но детям не нравилось. А сюда они ходят с удовольствием, не хотят уходить. Произошел явный прогресс в их развитии!
— Мы ходим сюда с двумя сыновьями уже 9 месяцев. Оба они не говорили, не могли держать предметы. Сейчас они могут сказать, что хотят, говорят предложениями. Старший танцует, младший ходит в кружок робототехники. Педагоги здесь очень хорошо работают, хотя и молодые.
— Моя дочь до шести лет не выходила из дома, поэтому она тяжело привыкала к обществу. У нас большие результаты, она все повторяет за другими, научилась писать ручкой! Одно из главных достижений — здесь Айшу научили ходить на горшок! Это огромный труд специалистов центра. Спасибо!
На встрече присутствовали представители компании «Samruk-Kazyna Trast», благодаря поддержке которой многие мамы получили возможность заниматься в центре 9 месяцев бесплатно. Они также услышали слова благодарности от мам.
Отвечая на вопрос спонсоров, Арай Нугманова разъянила, почему здесь работает одна молодежь. «По методике с детьми с такими заболеваниями эффективно могут работать только молодые люди. Они быстро учатся, наполнены накопившимися за долгую жизнь убеждениями, потому более терпеливы. Также они молоды и не имеют груза ответственности за семью, поэтому работают, не отвлекаясь, строго по методике. В завершение воспитанники центра устроили замечательный концерт с пением и танцами, чем растрогали гостей.
Алма ТУРГАНОВА