Повысить нельзя оставить
Всем известно, что цена товара формируется на основе законов спроса и предложения на рынке, однако бывают ситуации, когда она регулируется государством. Общеизвестно, что в цену продовольственных и непродовольственных товаров также включаются затраты, связанные с транспортировкой и логистикой до непосредственного потребителя. Поэтому новости о возможном подорожании в этом месяце топлива вызвали недовольство у людей, считающих каждый тенге.
Вообще вопрос о том, увидим ли мы положительные эффекты от проживания в регионе с подземными полезными ископаемыми (нефтью), волнует каждого жителя Атырау. Почему мы, буквально сидя на нефти, видим пока больше вреда, чем пользы?
В Казахстане всего три нефтеперерабатывающих завода. Все они прошли модернизацию и переоснащение. Тем не менее, существует тенденция превышения спроса над предложением. На него влияет потребность в топливе транспортных средств, перевозящих товары из одной страны в другую.
Существует множество факторов, влияющих на формирование цен на топливо: затраты на транспортировку сырья, затраты на переработку, затраты на хранение, НДС, затраты на АЗС и т. д. Однако очевидно, что реализация мер государственного регулирования путем повышения цен на топливо, пойдет на пользу владельцев заводов, АЗС. А вот обывателям, у которых и так кредиты, финансовые проблемы, придется нелегко.
Уверена, что с удорожанием цен на ГСМ, государству следует мониторить рост стоимости продовольствия и предпринимать меры для его недопущения. А иначе люди повязнут в долгах.
Майра ДАРИСКАЛИЕВА
магистр экономических наук Атырауского университета им. Х. Досмухамедова