Не спеши навстречу беде
В Атырау участились дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями, при этом возросло количество погибших людей и травмированных. В полиции основными причинами аварий называют чрезмерное увеличение скорости транспортного средства и выезд на встречный маршрут. Возникает риторический вопрос, на что надеются автомобилисты, когда игнорируют элементарные правила безопасности? А как же поговорка «Тише едешь — дальше будешь»? Неужели случаи жутких ДТП с гибелью водителей и пассажиров ничему не учат? В чем причина?
Практически не проходит дня, чтобы в сводках полиции не регистрировались все новые трагедии на дорогах. Как проинформировала пресс-служба департамента полиции Атырауской области, 21 октября на автотрассе «Кульсары — Саркамыс» столкнулись автомобили «Нива» и «Лада». В результате ДТП пассажир Нивы, 1958 г.р., скончался на месте.
На следующий день в Кызылкогинском районе, около 15 часов на 15 км автодороги «Сагиз – Миялы» произошло столкновение автомобилей Toyota Ipsum и Lada Granta. Три пассажира автомобиля Toyota Ipsum, 1967 г.р., 1967 г.р., 1950 г.р., и два пассажира другой машины — 1960 г.р., 1995 г.р., погибли на месте. Три человека с различными телесными повреждениями были доставлены в районную больницу. Все пассажиры и водители двух автомобилей оказались жителями Кызылкогинского района. По факту дорожно-транспортного происшествия начато расследование по ч. 4 ст. 345 УК РК.
24 октября водитель Toyota Hilux, 1999 г.р., при повороте налево в мкр. Жулдыз-3 создал аварийную ситуацию для автомобиля Toyota Ipsum под управлением водителя, 2002 г.р. В результате автомобиль Toyota Ipsum съехал с дороги, перевернулся. Пятеро пассажиров, находившихся в этой машине, в с травмами попали в областную больницу. В настоящее время продолжается сбор документов, проводятся следственные действия.
Штрафной груз не давит
Дошло до того, что автомобилисты, попавшиеся за наплевательское отношение не только к своей жизни, но и жизни других участников дорожного движения, умудряются не платить штрафы и как ни в чем не бывало разъезжают по улицам. На сегодняшний день увеличилось количество водителей с неоплаченными штрафами. В один из октябрьских дней сотрудники патрульной полиции с помощью камеры видеонаблюдения «Сергек» и поисковой системы Interceptor поймали такого нахала на Nissan Teana, зарегистрированном в Армении.
— В ходе проверки было установлено, что водитель имеет 34 неоплаченных штрафа на сумму более 600 тыс. тенге. В соответствии со статьей 785 КоАП РК его автомобиль был припаркован на специальной штрафной стоянке, — пояснила пресс-секретарь ДП Атырауской области Мейрим Ердаулет. — Еще был установлен автомобиль марки Gelly с 16 неоплаченными штрафами на сумму 121600 тенге, который припарковали на штрафной стоянке. Сотрудники батальона патрульной полиции городского управления за неделю выявили 7 автомобилей со штрафами на сумму почти 700 000 тенге. При этом каждый автомобиль имеет не менее 10 штрафов.
Для своевременного выявления грубых нарушений правил дорожного движения в стране была запущена программа «Қорғау – Опасный водитель». Такая программа стала действовать в Атырауской области с мая текущего года. Недавно с помощью такой системы всего лишь за неделю выявлено 7 водителей со штрафом на сумму около 700 тыс. тенге
— Специфика этой системы – сразу выявлять водителей, нарушивших правила дорожного движения: управляющих автомобилем с поддельным номером, тех, кто не прошел техосмотр или находится без страхового полиса. Да, такие автоматические системы, как «Қорғау – Опасный водитель» играют важную роль в повышении дисциплины водителей, — уверен начальник МПС ДП Атырауской области Ерлан Бигамбаев.
Так, с помощью программы «Қорғау — Опасный водитель» с мая на территории города Атырау зарегистрировано около 3000 правонарушений, из них: водитель сидел за рулем в машине с поддельным государственным номером – 10 таких фактов, лишенные права управления транспортным средством – 38 случаев, за рулем без страхового полиса – 2569 водителей. В отношении них составлены административные протоколы. Также было выявлено 5 водителей, управлявших транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков, и на них тоже составлены административные протоколы. На специальную штрафную стоянку припарковано около 500 автомобилей.
Приложение «Қорғау – Опасный водитель», которое определяет каждого водителя, совершившего правонарушение, стало вспомогательным инструментом для правоохранителей, подчеркнули в ДП.
Куда торопимся, шеф?
Разумеется, полиция ведет каждодневную рутинную работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
— На территории Атырауской области проводится работа по организации комплексных, оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий: «Безопасная дорога», «Такси», «Правопорядок», «Автобус», «Внимание, дети!» и т.д. Кроме того, каждую неделю по пятницам-воскресеньям регулярно проводятся локальные мероприятия, — проинформировал начальник местной полицейской службы департамента полиции Атырауской области Ерлан Бигамбаев. — Несмотря на все усилия, количество ДТП, зарегистрированных за 9 месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 15% — с 220 до 253, больше погибших — 21,6% — с 51 до 62, травмированных — 16,2% — с 259 до 301.
Из них на дорогах республиканского значения зарегистрировано 62 дорожно-транспортных происшествия, в которых 40 человек погибли и 88 получили различные телесные повреждения. Все автодороги республиканского и областного значения на территории региона относятся к 3-й и 4-й категориям, их ширина составляет 6-7 метров.
— Согласно нормативу, по этим дорогам должно проходить 3500 автомобилей в сутки, а в настоящее время скорость круглосуточного проезда составляет 9 тыс. автомобилей, что в 3 раза превышает плотность автотранспорта, это сказывается на росте дорожного движения. А чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят по причине высокой скорости транспортного средства и выезда на встречную полосу движения, — пояснил Ерлан Бигамбаев. — Доходит до того, что за руль садятся даже дети. Недавно задержали подростка, управлявшего автомобилем ВАЗ и еще без государственного номерного знака.
Ездят и пьяными. Первого ноября водитель КамАЗа одного из предприятий города, врезался в электрический столб в микрорайоне Атырау, и потом пробил ограждение одного из жилых домов, влетел во внутрь двора. К счастью, обошлось без жертв. А буквально минутой ранее там проходили люди, и они могли попасть под колеса грузовика. По данным полиции, 32-летний водитель находился в состоянии алкогольного опьянения. Теперь его судьбу, меру ответственности будет решать суд. Возникает вопрос, как этот человек выехал на линию? Неужели на предприятии перед выездом водителей не осуществляется медицинский осмотр?
Водитель, не жми на газ!
Стоит обратить внимание, что протяженность автомобильных дорог общего пользования в Атырауской области составляет 6190 км, в том числе республиканского значения – 1120 км, областного значения — 878 км, 1177 км районного значения и 2986 км другого назначения. И как предостеречь водителя от роковой ошибки? От его же собственной беспечности, которая может стоить жизни? На обочинах автомобильных дорог республиканского и областного значения для привлечения их внимания установлены аварийные автомобильные каркасы. Также стражи правопорядка увеличивают количество плакатов с билбордами, на котором предупреждающая об опасности информация. В том ряду и плакаты с изображением скота. В итоге совместно с сотрудниками Атырауского областного филиала Национальной компании «Казавтожол», на тех участках, где домашние животные часто пересекают дорогу, установлены соответствующие макеты. Они размещены на 35,62,80,134,150 км трассы областного значения «Атырау — Индер» и 520,572 км трассы республиканского значения «Актобе – Атырау – Астрахань», и на 35,45,75 км трассы «Атырау – Уральск».
Кроме того, на 574-километровой обочине автодороги республиканского значения «Актобе – Атырау — Астрахань» в районе опасной зоны оборудованы ленточные ограждения, соединенные с источником тока (с низким напряжением) протяженностью 1 км для отпугивания домашних животных.
Данные ленты задействованы круглосуточно.
— В дальнейшем планируется поэтапная установка макетов домашних животных и лент, отпугивающих животных в населенных пунктах и загородных шоссе. Данное направление работы рассмотрено на заседании межведомственной комиссии под председательством акима области. В частности, при поддержке акимата области, для обеспечения безопасности дорожного движения на всех трассах региона, подрядной компанией «Көркемтелеком» решен вопрос установки систем АПК «Сергек» в следующем году, — пояснил Ерлан Валерьевич. — Кроме того, направлено письмо в акимат Атырауской области для получения устройств, установленных на специальных автомобилях с наименованиями «Екин Патруль», «Аркан Моноблок», «Кибер Шериф»», которые имеют возможность в автоматическом режиме передавать данные в централизованную систему с единой регистрацией административных дел.
Полицейские взяли во внимание передовой мировой опыт, и при спонсорской поддержке NCOC крестьянским хозяйствам населенных пунктов, что вблизи автомобильной дороги, будут розданы 420 светоотражающих лент и спреи «Albedo100».
В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация по объекту строительства северной кольцевой автомобильной дороги города Атырау, получено положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, подготовлено технико-экономическое обоснование строительства 45-километровой автодороги в г. Кульсары и также уже есть положительное заключение экспертизы.
Куда ты потопал?
Впрочем, от злостных нарушителей-водителей не отстают и пешеходы. За нарушение правил движения к административной ответственности привлечено около 7000 пешеходов. В результате мероприятий, проведенных правоохранителями города Атырау в целях обеспечения безопасности водителей и пешеходов на территории города, с начала года было выявлено около 7000 пешеходов, перешедших дорогу в неположенном месте. Все они привлечены к административной ответственности по статье 615 КоАП РК («Нарушение правил движения пешеходами») и оштрафованы по 6063 тенге за каждого.
Кроме того, полицией выявлено более 1000 водителей транспортных средств, не предоставивших преимущество в движении пешеходам. На таких горе-шоферов составили административные протоколы по статье 600 КоАП РК, на каждого из которых наложен штраф в размере 30 630 тенге. Всего в Прикаспии установлено 65 светофорных объектов, в том числе в городе Атырау — 54, в Жылыойском районе — 7, в Индерском — 2 и Махамбетском районе — тоже 2. Установлен 18371 дорожный знак, в том числе на автомобильных дорогах республиканского значения – 2060, областного значения – 1078. В настоящее время на улично-дорожной сети города Атырау расположено 936 пешеходных переходов, в том числе 2 надземных, 65 регулируемых и 869 нерегулируемых пешеходных переходов.
— Призываем водителей и пешеходов строго соблюдать правила дорожного движения, не превышать скорость на дорогах, не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию и не нарушать правила маневрирования. Также напоминаем, что пешеходы должны переходить дорогу в строго определенном месте, — обратился командир батальона патрульной полиции управления полиции города Атырау Даурен Насиполла.
Мина замедленного действия
Как улучшить ситуацию на дорогах? Небезынтересно мнение водителя с 30-летним стажем Андрея Кораблева.
— Водительские права у меня всех категорий транспортных средств, так называемые профессиональные права. Имею опыт вождения, как в междугородном, так и международном автомобильном сообщении, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Считаю, что проблема увеличения количества ДТП имеет две составляющие, — убежден опытный водитель.
По его мнению, первая причина — это качество обучения водителей.
— Это очень заметно по тому, какой уровень вождения автомобиля демонстрируют некоторые участники дорожного движения. Такое ощущение, что они участвуют в гонках. Нет элементарных знаний правил дорожного движения, — высказывается А. Кораблев.
Удивительно, как тогда они сдавали тесты и получили водительские права? И не лишним будет вспомнить, как в конце прошлого года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин опубликовал видео эксперимента в спецЦОНе столицы. Так вот, тайный покупатель смог получить водительские права без сдачи экзаменов. Тогда Мусин пояснил, что много жалоб поступает, что в республике в спецЦОНах можно в обход теоретических и практических экзаменов получить водительское удостоверение. И он хотел сам убедиться, как это все происходит на самом деле. Как говорится, убедился. Багдат Мусин отметил, что во всех спецЦОНах внедрят специальную систему биометрической идентификации при сдаче теоретического экзамена на права. По его словам, она позволит распознавать личность экзаменуемого и будет рассаживать в случайном порядке при тестировании. Над каждым рабочим местом будут установлены камеры. Эта система уже применяется в пилотном режиме.
По словам Андрея Кораблева, рассеянность и невнимательность водителей просто зашкаливает. Очень часто водители просто отвлекаются от дороги на телефон, а иногда умудряются еще и писать сообщения в нём прямо на ходу. Стоит, наверное, задуматься, что даже при скорости 20 км/ч автомобиль проделывает путь, равный 6 метрам в секунду! Задумайтесь только, чем может обернуться такая невнимательность, — заметил он.
Второй аспект — техническое состояние автомобиля. Юридически автомобиль имеет определение, как источник повышенной опасности. Значит, и отношение к состоянию этого источника должно быть повышенным. Сейчас на дорогах области появилось много автомобилей, имеющих зарубежные государственные номерные знаки. Зачастую это машины, которые вообще не должны были оказаться на наших дорогах, так как среди них попадаются так называемые «переделки». Как правило, это автомобиль, предназначенный для левостороннего движения (в основном это «праворукие» японцы), который либо переделан под правостороннее движение кустарным способом, либо так и эксплуатируется в не предназначенном для этого транспорта правостороннем движении. Таких машин достаточно много среди таксистов, выполняющих перевозку людей по межгороду и в районы. Как правило, это машины большой вместительности – мини-вэны, именно которые сейчас стали часто попадать в сводки по ДТП.
А. Кораблев считает, что необходимо полностью ввести запрет на законодательном уровне на эксплуатацию «праворуких» машин (как с «правым» рулём, так и их переделанные версии), так как они повышают уровень смертельной опасности на дорогах общего пользования. Высокая смертность в таких ДТП становится результатом превышения допустимой скорости. Именно с ростом количества завезённых и не зарегистрированных в ДП и управления полиции региона транспортных средств можно связать и рост ДТП.
— Необходимо срочно вводить лицензирование на перевозку людей. Кроме того, к техническому состоянию автомобиля следует отнести и его техническое обслуживание, использование качественных запасных частей. К сожалению, и этот аспект у нас практически не контролируется. Продажа на авторынках продукции низкого качества, а зачастую и откровенно контрафактной продукции представляет собой мину замедленного действия. Покупатели сами иногда делают выбор в пользу дешёвой контрафактной продукции из-за разницы в цене. Но последствия такого выбора могут иметь трагический финал. Но и это не последнее звено в цепи. Качество сервисных услуг сейчас также зависит от цен на услуги. Сейчас в городе и области стало очень много СТО, которые выполняют ремонт автомобилей. Но, к сожалению, наверное, эти услуги перестали быть объектом сертификации и стандартизации, как было ранее. Теперь любой человек, даже не квалифицированный специалист, может произвести замену тормозов, результатом такой работы может стать смертельное ДТП. В этой сфере также следует наводить порядок. Трудно себе представить, чтобы ремонт самолёта можно было сделать в гаражных условиях с использованием контрафактных деталей, ведь от этого зависит жизнь пассажиров на борту этого самолёта. А отремонтированный самолёт, к примеру, потом поведёт человек, который не имеет даже лётных прав и знает только, как переключать скорости и давить на газ.
— Невозможный сценарий? Так почему же мы не ценим жизнь людей, которые садятся в автомобили, — недоумевает А. Кораблев. — Почему не спрашиваем водительскую лицензию у водителя, не интересуемся его стажем? Не спрашиваем на СТО, есть ли необходимое техническое образование у слесаря? В недавнем советском прошлом наказанием для водителя были «дырки» в водительском талоне. Три «дырки», и ты пешеход. Хороший опыт! Пора нам понять, что именно безответственность, как правило, является основной причиной ДТП. И чем быстрее это понимание придёт, тем безопаснее будут наши дороги.
И добавить больше нечего.
Светлана НОВАК