Мудрость старости
В честь 35-летия республиканского общественного объединения ветеранов в центре народного творчества прошел областной конкурс «Ата-баба аманаты» с участием 18 ата и 18 аже, перешагнувших шестой десяток лет.
В нашем народе почитание старших является неписаным законом, именно они остаются опорой и источником духовной силы каждого человека. Сегодня старшее поколение продолжает вносить свой вклад в развитие общества путем пропаганды национальных традиций, своим образом жизни. На прошедшем конкурсе аксакалы в очередной раз доказали верность традициям, продемонстрировав познания традиций, накопленные в течение жизни, мудрость. Жюри конкурса воглавил известный общественный деятель, журналист, краевед Толеген Жанабай.
Самому старшему из участников — 85 лет. Среди них были люди разных профессий, начиная от водителей до работников сферы культуры. Каждый из них прожил интересную и достойную жизнь, каждый на своем рабочем месте внес свой личный вклад в развитие края и всей страны, а еще вырастил детей. Сегодня они на заслуженном отдыхе, но их опыт и мудрость продолжают служить окружению. Своей главной задачей они считают привить молодому поколению национальные ценности и традиции, которые дают понимание жизни и способны стать источником благополучной жизни. В ходе первого этапа конкурсанты представили себя.
«Тебя зовут Амир!»
На втором этапе конкурсанты продемонстрировали знание традиций. К примеру, на импровизированной сцене был показан обряд «Азан шақырып ат қою», у казахов присвоение имени новорожденному малышу проводится с прочтением молитвы Азан. На благую весть о рождении ребенка в доме собирается радостный люд – родственники, односельчане с детьми. Хозяева дома объявляют, кому они решили доверить важную миссию. Как правило, это уважаемый аксакал. Ребенка укладывают перед ним на возвышение, и старец читает Азан. Затем он три раза в ухо громко произносит: «Тебя зовут Амир!», затем «Твоего отца зовут Нурбол!». Собравшиеся выказывают одобрение и желают малышу долгой и счастливой жизни. Затем накрывается дастархан, гости широко празднуют событие.
Первый долгий путь
Также было интересно узнать об обряде «тоқымқағар». Его проводят сыну 9-13 лет, который впервые отправляется в путешествие верхом. Готовится снаряжение для коня. Когда все готово к поездке, в дом зазывается народ и начинается празднование события – режется скот, накрывается дастархан, поются песни, звучит много шуток, чтобы поднять настроение отправлявшемуся в путь мальчику. Аксакалы дают ему бата, чтобы путь был легким, а конь выносливым, чтобы вернулся живым и здоровым. Для сына это большое событие, его путь может составлять до 100 км. Это воспитание в нем выдержки, трудолюбия, уважения к животному. После этого обряда джигит всю свою жизнь проводит в седле.
Забытая камча
Наши предки были немногословны, особенно в щепетильных моментах. Конкурсанты показали обряд сватовства. Так, у юрты останавливается группа людей верхом, по обычаю хозяин зовет их в дом. После традиционных распросов о житье-бытье гости переходят к главному разговору.
— У вас есть красавица дочь, а у нас есть смелый джигит. В тот приезд я оставил камчу на кереге юрты. Не дождавшись возврата камчи, я приехал с надеждой на родство!
– Так как нет у нас предварительной договоренности с другими о сватовстве, а дочь наша не давала клятву верности ни одному джигиту, мы решили не возвращать вам вашу камчу. Мы не против породниться с вами!
После таких разговоров құдалар закрепляли договоренность обрядом «бауыздау құда», где главные сватья макали наконечники стрел в посуду с кровью забитого в честь события животного и даже отпивали по глотку. Здесь же читалось бата.
Кәрі жілік — верная защита
Как показали конкурсанты, у казахов берцовая кость животного имела мистические свойства. По этому поводу есть обряд, когда очищенную берцовую кость вешали на пороге дома или в загоне для скота. Есть легенда о том, как бай повесил в загоне берцовую кость по завету отца. Прознавшие, что у старика нет охранника, грабители решили увести его скот. Каждую ночь они приближались к загону, где их откуда ни возьмись встречали вооруженные воины. Приходилось уходить ни с чем. Так продолжалось несколько дней, а потом предводитель отказался от идеи, но решил узнать, что за чудеса происходят. Тогда бай рассказал, что ему так делать завещал отец, и раскрыл чудесные свойства кәрі жілік, которая не даст пройти любому злоумышленнику, будь то зверь или человек.
Жиенқұрық или отношения жиен-нағашы
У нашего народа отношения между ребенком и дядей по материнской линии относились к особенным. Жиену позволялось брать у нагашы всё, что понравится. Даже если это ценный предмет, достаточно было племяннику произнести просьбу три раза, и дядя сдавался. Нағашы всегда выделял ребенка сестры, считая своим долгом направлять его на истинный путь, легко прощал его проступки и всячески баловал. Когда в доме появлялся жиен, его встречали, как уважемого гостя, сажали на почетное место, накрывали дастархан с самыми вкусными блюдами. Казахи считали, что даже если дочь стала своей для другого рода, но на ее детей они имеют права. Отец девушки при первом приезде жиен, как правило, в трехлетнем возрасте, выбирал ему в подарок лучшего жеребца из табуна, отсюда пошло название обряда «жиенқұрық».
Стоит отметить, что все этапы конкурса были интересны и познавательны.
По итогам состязаний первое место среди аксакалов завоевал Узакбай Тилеген из Махамбетского района. Второе место — за кызылкогинцем Изгали Изтургановым и махамбетцем Амангельди Есенгалиевым. Третьего места удостоились исатаец Мурат Шахуов, курмангазинец Азирбай Ескиндиров и жылыоец Наурызбай Толеуов. Среди бабушек лучшей стала Бигайша Агашина из Кызылкогинского района, второе место поделили жительница Атырау Баян Толеева и Макпал Отарова из Исатайского района. Почетное третье место завоевали жительницы: Индерского района — Сагида Машинова, Исатайского района — Батима Рахметова и Махамбетского района — Клара Коптилеуова.
Алма ТУРГАНОВА