И что же такое «Caspian News»?!
Телеканал «Caspian News» вот как уже пять лет радует телезрителей своими оперативными и интересными информационными репортажами, сюжетами, новостями, тематическими программами. В преддверии Дня работников средств массовой информации мы решили побеседовать с основателем и директором телеканала Казбеком Кертаевым и попросили его рассказать об этом телеканале, о том, как он зародился, как на сегодня работает, о его перспективах и частично о сфере СМИ.
Казбек Кертаев — наш земляк, родом из Азгирского сельского округа Курмангазинского района, ему — 43 года. В ауле Азгир окончил восьмилетнюю сельскую школу, после чего в 1993-1996 гг. в 9-11 классах учился в районном центре Курмангазы в сельской гимназии с углубленным изучением физики, математики и информатики при местной школе-интернате. Окончив гимназию, он поступил в Алматинский колледж связи на специальность «радиосвязь, радиовещание, телевидение», где проучился в 1996-1999 гг. А потом поступил заочно на бакалавриат в Казахско-Американский университет (КАУ), находящийся тоже в южной столице, где также получал знания по специальности «радиосвязь, радиовещание, телевидение», было это в 2000-2003 гг. Трудовую деятельность начал на Атырауском областном телевидении в 1999 году. Женат, супруга из г. Жанаозен Мангистауской области, они на сегодня воспитывают двух сыновей 7 и 4 лет.
Относительно молодой телеканал «Caspian News» был основан осенью 2018 года и сразу же завоевал популярность среди зрительской аудитории своим форматом вещания, более свободной подачей материалов, их содержанием и оформлением.
– Казбек, расскажите, пожалуйста, как зародилась идея открыть частный телеканал? Это ваша задумка, мечта или, может, кто-то подсказал, посоветовал реализовать данный проект? Ведь это трудное дело, требующее огромного труда и усилий.
– Да, с момента образования телеканала, как вы сказали, прошло почти пять лет. Мы его официально открыли 2 октября 2018 года. Хотя до этого трансляция канала велась около недели в тестовом режиме. Изначально планировали начать вещание 5 октября – в День города, но позвонили из акимата города, сказав, что к нам приедет градоначальник, так как в один из дней перед праздниками в рабочем графике тогдашнего акима города Алимухаммеда Куттымуратулы выдалось «окно». И что в акимате уже слышали, что мы собираемся открыться. И мы наскоро приготовились к его приходу. Так что открытие телеканала все равно приурочили ко Дню города.
Как вы знаете, многие годы я работал главным инженером телеканала «Казахстан-Атырау», сейчас это ATYRAÝ телеарнасы. Кроме того, с 2009 года у меня работала дополнительная студия. И можно сказать, техническая база для открытия канала у меня была. Также в моем распоряжении имелись две радиорубки, и они до сих пор работают на рынках «Насиха» и «Дина»: первая функционировала с 2009 года, а вторая — с 2010-го. С этого момента два бутика принимали разного рода заявки по перезаписи, видеомонтажу, съемке роликов. Это был основной бизнес. С одной стороны – это система оповещения, а с другой их использовали как рекламный инструмент продвижения в продаже товаров и услуг.
Что же касается идеи открытия телеканала, то, конечно же, задумка открыть его возникла в голове где-то примерно в 2016 году. Обычно мы как главные инженеры по каждому мероприятию занимаемся расчетами, когда к нам обращаются. В Атырау, как мне было известно, раньше многие бизнесмены хотели открыть телеканал. Многим из них лично составлял и рассчитывал стоимость открытия и содержания телеканала, вопросы технического оснащения. В основном они приходили через журналистов, так как они чаще всего общаются с ними. Причем у этих бизнесменов были деньги. А ведь там, как правило, нужны большие деньги. У бизнесменов обычно технической базы нет, и они хотели разузнать, как это сделать лучше, рациональнее, эффективнее.
А сам я не раз задумывался, куда еще дальше расти. Идея такая, скажу честно, как-то странно зародилась. Вот представляете себе. Сижу как-то вечером в кабинете, начал чертить схему. Получилось так, что одну студию нарисовал, потом другую, эфирный аппарат разработал, то есть структуру. Потом приходит Алибек Рамазанов, сейчас он у нас главный инженер, а раньше работал на облТВ ведущим инженером. И показываю ему эту схему и расчеты. А он спрашивает: «Это что? Очередная студия, что ли? Типа хочешь здесь соорудить?». И отвечаю ему: «Нет, это схема нового телеканала». Там все было прописано на бумаге формата А4. И мне почему-то запомнился именно этот момент. И с него начинаешь думать дальше. Да, мне, можно сказать, очень повезло. Потому что многие технические моменты у меня уже были. И еще повезло в том плане, что здесь в здании «Атырау-Акпарат» находился филиал национального оператора «Кателко». Они в свое время транслировали «Казахстан-Атырау» на спутник. И у них осталось много аналоговой техники. И при желании ее можно было преобразовать в цифровой формат. Ну, там, конечно, нужно было ряд вещей докупать. И выкинуть старые аналоговые вещи. Поэтому я это знал и примерно понимал. И мы участвовали в аукционе. Так как это оборудование стояло на консервации с 2010-2011 гг., когда «Казтелерадио» поставило себе новую спутниковую антенну. В принципе, это аналоговое оборудование для «Казтелерадио» было куплено местным акиматом, и они его использовали три-четыре года. А потом они перешли на цифровое вещание в своем здании. И необходимость в прежнем оборудовании у них отпала. Оно было выкуплено мною на аукционе. И в г. Актобе тоже выкупил аналоговое оборудование у частных лиц, которое хотели продать на цветмет. Слепо куда-то я не шел, знал примерно, что и как буду делать в плане технического оснащения нового телеканала. Ведь за плечами была большая практика и опыт. Так что мы, инженеры ТВ, строим, образно говоря, телевизионные каналы с нуля. И в дальнейшем обслуживаем их. Прежде чем открыть канал, безусловно, была проделана большая организационная и аналитическая работа. Собирали тщательно информацию, изучили рынок, чем будем заниматься, прикидывали, просчитывали. И пришли к выводу, что в Атырау нет частного канала, тем более информационного характера, а потом придумывали ему название.
– Скажем так, вы решили самый важный и главный вопрос с техническим строительством и оснащением канала. Но ведь канал это командная работа. Как решались кадровые вопросы?
– Для меня и нас в целом, не было особой проблемы создать команду. Так как люди ушли и пришли к нам с прежнего места работы. Сначала пять человек, потом еще двое или трое ребят. Первой пришла Ботагоз Карабалаева, которая сказала, что можешь не платить зарплату три месяца, но я с тобой. На прежнем месте она была главным режиссером, у меня возглавляет дирекцию программ. Пришли Фархат Тажибаев (оператор), Эльдар Катапов (главный режиссер), прежде главный дизайнер на «Казахстан-Атырау» и Адильхан Зайнеденов (видеомонтажер). Вот эти пять человек составили костяк нашего нового коллектива. Потом через некоторое время пришли Алибек Рамазанов (главный инженер) и другие ребята-специалисты. Далее творческую часть нашего коллектива составили Жанар Низамутдинова (шеф-редактор), бывший собкор телеканала КТК, пригласили Гани Сагындыкова (старший оператор). Кстати, надо отметить Нурбергена Мақым, проработавшего у меня заместителем, изначально, когда открывали канал, он был в числе соорганизаторов. Тесно работал со мной в тандеме, подавал разные творческие и организационные идеи. Надо признать, текучесть кадров присутствовала, потому что только-только открывались. И зарплата не такая большая была, как хотелось бы. Много было приходящих и уходящих людей.
– Формат какого канала вы хотели открыть — как полноценного канала, информационно-аналитического или культурно-развлекательного?
– Изначально хотел сделать информационный канал. При открытии у нас было много вопросов: как нам организовать работу в целом, как ее выстроить, ведь нужно было программу сетки вещания ставить. И остановились на том, что это будет ежечасный новостной канал. Концепция заключалась в продаже именно новостей. Потому что новости — это как бы самый трудный, энергозатратный процесс, затратный и в финансовом отношении, тут нужна оперативность и мобильность. Со стороны знакомые люди и товарищи говорили, что ты берешься за самый непростой информационный формат, но я это все понимал. Да, художеством, тематикой тоже можно было бы брать публику. Взять какие-то хайповые темы, выстроить программы и сидеть на этом. Но, по сути, для меня это было неинтересно. Мы на сегодня тоже занимаемся подготовкой и выпуском тематических программ. И все же, считаю, новостные вещи более интересными и продуктивными. И название придумали телеканалу, назвав его специально «Caspian News». Планировали превратить его в нечто типа «24 Хабар», но потом думали-думали, и возникла мысль — а что, если его превратить в формат Евроньюса? Но почему-то в Казахстане им никто не пользуется. Там, получается, идет видеодайджест, как сейчас у нас, и этот формат больше всего пришелся нам по душе. Конечно, изменили его под себя, у нас два языка, по четным часам новости подаются на русском языке, а вот по нечетным – на казахском. Получается в один час, к примеру, в 9.00 часов идут новости на казахском, а в следующий час — в 10 часов — новости на русском языке.
Современный человек отходит от телеэкрана. Так как люди заняты, они постоянно спешат. Мы это понимаем. Люди сейчас не смотрят новости в одно определенное время, а смотрят их в любое свободное время. Мы должны идти за аудиторией, за зрителями. А не как раньше, когда анонсировали новости и программы, а люди ждали их, сейчас таких мало. И плюс — многие телеканалы уходят с акцента «на ящик», перемещая контент в Youtube, социальные сети. Телевидение на ходу само переформатируется, это требование современной жизни. И у вас, печатных изданий, также идет подобный процесс. То есть, включаются дополнительные приоритеты в завоевании и удержании целевой аудитории. Конечно, бумажный формат при этом остается.
– Расскажите о трудностях при открытии канала.
– В первую очередь скажу сразу про кадровый голод, который испытывается в регионе. И он остается и по сей день. Нам было легче — у нас был и остается костяк коллектива. Никто из них не ушел. Тех, кого перечислил, мне удалось удержать, и я горжусь этим. Были всякие трудности, пережили пандемию, они верили в меня. Каждый профи своего дела. Каждый знает свое дело хорошо.
– А как насчет подготовки и обкатки кадров на рабочем месте? Есть ли у вас традиция новаторства?
– По поводу практики в журналистике. Основной поток молодых кадров, которые приходят к нам, это студенты и выпускники Атырауского университета им. Х. Досмухамедова. Заведующей кафедрой журналистики университета Маншук Тынышкалиевне я сказал, что если к нам приходят практиканты, то один-два дня прощу их пропуски, но если они будут игнорировать, то не буду ставить им отметки о прохождении практики. Конечно, по мере возможностей будем по 20-30 человек принимать на практику, но при этом нам бы хотелось действительно научить навыкам и умениям и чему-то их обучить в практическом плане. Чтобы потом мы не жаловались на необученные кадры, СМИ должны адекватно работать и показать, рассказать практикантам о специфике работы, максимально показать им производство «живьем», образно говоря. Если мы сами не дорабатываем и кому-то говорим, что не обучили должным образом, то с нашей стороны это тоже будет неправильно. Были случаи, когда практиканты пересдавали у нас практику. Поэтому я сторонник того, чтобы требовать от практикантов ответственного отношения. При этом требования должны подниматься в каждой отрасли, не только в сфере журналистики и СМИ. Вот тогда мы увидим реальные плоды учебы и работы. Иначе не сможем развиваться дальше. А ведь жизнь предъявляет все новые и новые требования. Так что молодым надо максимально учиться у своих старших коллег, стараться максимально освоить те навыки и умения, которые пригодятся им в работе в дальнейшем.
– А ваше мнение насчет государственного заказа? Нужен ли он вообще?
– Мы тоже участвуем в госзаказах, но я бы не сказал, что они полностью закрывают наши затраты. В основном также, как и прежде, зарабатываем, выполняя коммерческие заказы – изготавливаем фото-, видеоматериалы. Нам выживать по любому надо. Но скажу, что в целом без госзаказа почти ни одно СМИ не выживет. Есть некоторые, но телеканалу точно не выжить без этого. Сайт, да, он, возможно, сможет обойтись без госзаказа, потому что не так затратен. Чтобы, к примеру, нам выходить на спутник, ежемесячно приходится выкладывать примерно 2,5 млн тенге.
– То есть по любому помощь от государства нужна.
– Конечно, особенно телеканалу, чтобы покрывать определенную часть расходов. Телеканал это не просто когда собрал людей и начал работать, а ты платишь за ретрансляцию, за полосу, за доставку видеосигнала, это многие технические моменты, которые не видны. Мы, например, кабельному оператору «Алма-ТВ» платим ежемесячно 200 тысяч тенге, чтобы присутствовали в их пакете. А также в ID TV и так далее. Плюс расходы на ремонт оборудования, и штат надо содержать, и офис. Так что затрат очень много.
– И в заключение можете рассказать, чего достигли, поделиться перспективами и планами на будущее?
– Правильную информацию нормально здравомыслящий человек будет искать, конечно, в традиционных и официальных СМИ, потому что она там достоверная. И они держат свою нишу. Присутствуют они и в социальных сетях. Например, в Facebook у нас около 69 тысяч подписчиков, в Instagram – около 40 тысяч. Есть наработанная аудитория, зрители. В основном наш зритель в возрасте от 35 лет и выше. Но в плане рекламы традиционные СМИ, конечно, проигрывают социальным сетям, потому что она там стоит гораздо дешевле. Сейчас наступили другие времена в этом, и другом плане.
Да, до определенного уровня можно, конечно, дойти, но труднее удержать свой уровень развития и закрепить свои достижения. Стремимся всегда к объективности в своей работе и не гонимся за хайпом. И эту мою точку зрения, и принципы в повседневной работе разделяют мои коллеги-специалисты. Поэтому ставится задача сохранить и удержать своих зрителей. Для этого ежегодно выпускаем новые программы, снимаем новые передачи. В этом году у нас 24 разные тематические передачи и программы. Мы их ежегодно обновляем, но, скажем, не все подряд. Наиболее смотрибельные оставляем. Это видно по спросу в социальных сетях. Иначе говоря, проводим контент-анализ. У нас на это есть эфирщики и СММщики, которые отслеживают текущую ситуацию и знают ее. Имеется обратная связь с аудиторией при помощи звонков, комментариев. И конечно, сами тоже смотрим эти передачи и программы, оценивая их, как зрители, пытаясь понять, будет или не будет аудитория смотреть ту или иную программу. Есть у нас и сезонные программы. Есть программы, имеющие определенный жизненный цикл, к примеру, если за год раскрыли то, что планировали рассказать, снять, и дошли до определенного уровня, и закрыли ее. Может, потом, спустя некоторое время, через годы, обновив их, перезагрузив, откроем вновь.
Что касается охвата, то мы единственный региональный частный телеканал, который вещает на две области – Атыраускую и Мангистаускую. В соседнем регионе имеются свои собственные корреспонденты, всего четыре человека. Там вещание ведется с 2020 года. На сегодня присутствуем в сетке вещаний в национальном спутниковом вещании «Отau TV» по Республике Казахстан, в ID TV через «Телеком плюс» («Казахтелеком»), тоже вещающее на всю страну, в пакете кабельной сети «Билайн ТВ», а в кабельном телевидении «Алма ТВ» присутствуем только в городах Атырауской и Мангистауской областей. А также присутствуем в эфире ЦЭТВ (цифровое эфирное телевещание) на две области – Атыраускую и Мангистаускую.
А теперь немного о планах на будущее. Планируем и дальше усиливать наше присутствие в двух регионах. И плюс хотим в мировых новостях больше давать информации о Прикаспийском регионе. До этого вел активные переговоры с каналом «Астрахань-24» на предмет обмена с ними новостями. Далее, нам нужны новости из Азербайджана, Дагестана, Ирана, Туркменистана, чтобы тоже обмениваться с ними со своей информацией. Если в любой момент возникнет необходимость в том, что для Прикаспийского региона нужен телевещательный канал, то Caspian News должен быть подготовлен к такому формату работы. Вот сейчас адаптируемся под этот международный формат. Конечно, не претендуем на республиканский уровень и, по сути, остаемся региональным каналом телевещания, делая акцент на два прикаспийских региона нашей страны, но при этом в перспективе при возможности будем взаимодействовать с прикаспийскими государствами. Также в наших планах переехать в новое собственное здание в мкр. Жилгородок. Планируем осуществить переезд ориентировочно в сентябре-октябре текущего года.
Тимур КАЗИЕВ