Право

ТЕХОСМОТР — В ЧАСТНЫЕ РУКИ

110908-04С первого января 2012 года в нашей стране вступит в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним». Закон касается передачи полномочий по проведению техосмотра от министерства внутренних дел к частным автоцентрам и станциям техобслуживания. Он уже подписан Главой государства. Между тем на региональном уровне ведомства и сами частные предприниматели пока еще не могут четко сориентироваться в ситуации. Это относится и к Атырауской области. До завершения государственного техосмотра и перехода его в частные руки осталось не так много времени, а бизнесмены пока еще смутно представляют себе это мероприятие. Для того, чтобы прояснить картину, была организована встреча между представителями местных госорганов, владельцами СТО и автоцентров. Встреча прошла в стенах конференц-зала Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«Предпосылкой к принятию этого законодательства явилось желание властей снизить процент коррупции в органах правопорядка, освободить ведомства от несвойственных им функций, а также создать конкурентноспособную среду среди бизнесменов», — открыла диалог председатель областного Союза предпринимателей и работодателей Алия Беккужиева, передав далее слово представителям госорганов.
— В настоящее время в нашем регионе зарегистрировано 75903 единицы автотранспортных средств. Из них 56480 – легковые, 12690 – грузовые, 4406 — автобусы и минивэны, 1543 прицепа и 607 мотоциклов, — озвучил статистику начальник отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кусаин Шауманов. – Из подавших с начала текущего года 37589 владельцев автомашин государственный техосмотр прошли 24169. На сегодня по Атырау и ряду районов к центрам диагностики проявили интерес восемь юридических и физических лиц. Пока в качестве ознакомления. Всего же в области имеется 127 станций технического обслуживания.
Согласно новому законодательству диагностика автомобилей будет проводиться предпринимателями, имеющими стационарные пункты и передвижные техлаборатории. Первые обеспечивают автоматическую фиксацию, учет и хранение результатов проверки. Вторые станут выезжать в районы. Это позволит охватить сельскую местность, где ввиду малого количества зарегистрированных транспортных средств организация стационарных точек нерентабельна. График выезда согласовывается с уполномоченным органом.
— Применение мобильных линий позволит обеспечить равный доступ сельчан к прохождению техосмотра, — прокомментировал Кусаин Шауманов.
Основные параметры – определение эффективности тормозной системы, рулевого управления, элементов подвески, электрическая часть и выбросы в атмосферу.
— Если касаться перечня необходимого диагностического оборудования, то бизнесмены обязаны будут иметь в наличии роликовый тормозной стенд, стенд проверки подвески, люфт-детектор, прибор проверки света фар и газоанализатор, — сообщил Кусаин Шауманов. – Предприниматели должны подать заявление на организацию такого рода бизнеса. Допуск будет осуществлять межрегиональная инспекция транспортного контроля по Атырауской и Мангистауской областям. На базе этого учреждения будет создан реестр центров технического осмотра. Данные реестра будут передаваться в министерство транспорта и коммуникаций. Добавлю, что сейчас, ведя разговор о предстоящей передаче диагностирования в частные руки, мы призываем владельцев СТО обдумать возможные выгоды, а не встречать предложение сразу в штыки.

ПОКА ЧАСТНИКИ ДУМАЮТ
Между тем, как выяснилось, диагностическое оборудование может дорого обойтись бизнесменам. Как прокомментировал один из владельцев атырауских СТО, затраты могут составить порядка двухсот-трехсот тысяч евро. Помимо этого придется переквалифицировать работников станции или нанимать специалистов. Местные предприниматели с сомнением относятся к такой затее, поскольку не знают, где можно найти кадры для работы на новом оборудовании и способных в дальнейшем обучить персонал. Кроме того, по положению закона действующие СТО не имеют права оказывать услуги обязательного техосмотра на своей территории. То есть загоняемый на эстакаду автотранспорт подвергается только техобслуживанию. Получается, что по правилам хозяин СТО должен либо расширять ангар, оборудуя специализированную под диагностику эстакаду, либо строить отдельный бокс. Или переоборудовать помещение под техосмотр, что большинству владельцев не по нраву из-за больших затрат.
— Есть такой вопрос, касающийся работы СТО в режиме диагностики, — высказался один из предпринимателей, присутствовавший на встрече. – Существует распорядок проведения техосмотра: раз или два раза в год. Проведем мы его, а потом что? Оборудование и персонал будут простаивать без дела несколько месяцев? Мне выгоднее держать СТО по линии техобслуживания.

МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ
По мнению некоторых атырауских водителей, диагностические центры не станут панацеей от коррупции.
— Начнется лоббирование собственных интересов — говорит местный житель Руслан, за баранкой он уже порядка 20 лет. — Представьте себе картину: я приехал в такой центр. Будут мое авто диагностировать, и в целях повышения прибыли персонал наверняка станет говорить: «У вас здесь поломка, и тут поломка, и тут…». То есть пойдет накрутка. Естественно, поступит предложение услуг по техобслуживанию в их же соседнем ангаре. Кто может дать гарантию, что такого не будет во многих центрах? Думаю, что взяточничество тут тоже будет иметь место. Также можно сунуть взятку кому-нибудь из диагностов, чтобы он мне завизировал годность авто. Понятно, что если в результате аварии выявят техническую неисправность машины и узнают, где владелец проходил техосмотр, хозяина центра по головке не погладят. Но я сильно сомневаюсь в добросовестности, ответственности и способности не соблазниться легкой наживой наших стошников.
Другие автолюбители и хозяева СТО высказывают иное мнение, ссылаясь на то, что сейчас жизнь кардинально изменилась, и совковые авто, которым «два проводка скрутил, и они поехали», уже уходят потихоньку в прошлое.
— Я считаю, что новые методы диагностики и организация таких центров необходимы, — говорит водитель со стажем Андрей. – Не спорю, что это затратно и, возможно, деньги придется вложить немалые. Но я уверен в одном: многие водители нынешних иномарок не могут на сто процентов похвастать хорошим знанием деталей их строения. Той же, к примеру, моторной части. Однозначно, что дедовскими методами диагностику и ремонт неполадок не проведешь. Кроме того, я также считаю, что коррупции в частных, нежели в государственных, структурах легче избежать.
— Мы занимаемся сервисом автомашин уже в течение восьми лет, — говорит известный в Атырау бизнесмен Зураб Бобохидзе. — И за это время пришли к выводу, что нужно создавать современные сервисные центры с компьютерной диагностикой. Такие, как в Европе и других развитых странах. Во-первых, это имидж, во-вторых, повышение уровня услуг. И подход тут другой. К примеру, мы наладили партнерство с представителями автосервиса из Германии, обсудили с ними разные вопросы по линии сотрудничества. Они же в свою очередь поставили нам жесткое условие, что, прежде чем мы приступим к сотрудничеству, нам необходимо закупить новое оборудование, а также провести реконструкцию производства по специальным международным параметрам. Оборудование мы купили, через несколько недель планируем начать реконструкцию.
И в заключение. Несмотря на то что мнения неоднозначны, следует все же отметить, что заинтересованность в этом вопросе среди предпринимателей Атырауской области появилась. Есть люди, которые хотят апробировать новый вид бизнеса. Вопрос в том, насколько легко пройдет организация передачи техосмотра в частные руки? Впрочем, об этом мы узнаем в скором времени – до начала нового года осталось всего несколько месяцев.

Евгений САМАРИН
Фото
Амангельды МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button