СТАНЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЗОПАСНЫМ И КОМФОРТНЫМ?

111021-05Жители областного центра продолжают жаловаться на качество перевозок: кто-то из водителей едет слишком медленно, другие лихачат, обгоняя всех и вся, а пассажиры подолгу стоят на остановках. Недавняя же история с наездом автобуса маршрута №8 на пешеходов и вовсе повергла всех в шок, породив массу вопросов. Исправны ли технически «Газели» и автобусы, кто возит людей, в каком состоянии находятся за рулем шоферы?
За ответом на эти вопросы мы направились к главному перевозчику в Атырау — компании «Батыс Транспорт СИМ». Пришли мы специально ранним утром, дабы удостовериться в том, что автобусы проходят тщательный техосмотр и водители выходят на линию в нормальном состоянии.

КТО РАНО ВСТАЕТ?
В семь утра Атырау вместе со своими горожанами только просыпается. Кто-то уже наливает кофе и готовит детей в школу, кто-то никак не может проснуться от трелей будильника. А некоторые уже на ногах и стоят в ожидании маршруток на остановках – работа зовет. В это самое время очень оживленно в автопарке, где один за другим выходит в рейс общественный транспорт.
В диспетчерской автопарка «Батыс Транспорт СИМ» не протолкнуться: у водителей перед отправкой на работу проверяются водительские удостоверения, выдаются путевые листы, диспетчер замеряет в баке автобуса уровень дизтоплива. Толпятся кондукторы – сегодня ни один такой специалист не выйдет в рейс без бейджика, где указано его имя, есть он и у водителей.
— Потому что в случае чего, пассажир может позвонить нам и сообщить о плохой, а может, хорошей работе того или иного кондуктора, водителя, — говорит нам Курмет Базарбаев, начальник отдела эксплуатации ТОО «Батыс Транспорт СИМ».
Из автопарка по очереди отправляются на работу автобусы маршрутов №14, 30, 2, 4, 12… Совсем скоро эти пустые салоны (пока еще отличающиеся чистотой – видно, что проходят «большую стирку» на качественной итальянской мойке, что располагается в одном из боксов автопарка) наполнятся горожанами, спешащими на работу, учебу, в общем, по своим делам. И главная задача перевозчиков – качественно и с комфортом довезти людей.
В полвосьмого утра автопарк почти пуст – еще пара автобусов отправятся в путь, и можно будет сказать, что главный перевозчик города начал трудовой день.
Мы наблюдаем за процессом технического осмотра автобуса «Daewoo BS», который через несколько минут отправится по маршруту № 14 «Авангард-Ж/д вокзал». Электрик Ерболат Куттыбаев тщательно осматривает все, что касается его сферы: лампочки горят, проверяются габаритные огни. Далее скрупулезно исследует «нутро» автобуса слесарь Каиргали Нурмашев: двигатель, коробка передач, ходовая – все в порядке, можно ехать.
— Каждые три месяца все автобусы проходят техосмотр, — сообщает Курмет Базарбаев, — а ежедневно две единицы мы снимаем с линии, ставим на, так сказать, капитальный ремонт. Слесари и механики осматривают машины, что называется, от и до. Вообще, у нас пять сменных слесарей.
Когда мы зашли в слесарный цех, здесь меняли стартер на двигателе южнокорейского автобуса. Стартер – вещь такая, что годами может исправно работать, а то и десятилетиями. Но менять пришлось на относительно новом автобусе. Так уж получилось, пришлось заменить, разводят руками слесари.

ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИКРО?
Между тем, основную часть автопарка составляют автобусы южнокорейского производства «Daewoo BS». Они были закуплены и выведены на линию всего несколько лет назад (в 2008 году). Сегодня таких автобусов насчитывается 70, они пущены на все центральные маршруты. Микроавтобусов — одно- и двухдверных «Hyundai» — в парке намного меньше — тридцать единиц. Авария, произошедшая недавно, как раз случилась на маршруте №8, который в основном «состоит» из автобусов «Hyundai». В народе говорят, что эти машины давно пора заменить, потому что уже неисправны.
— Нет, ни в коем случае, — опроверг эти слухи Курмет Базарбаев. — Во-первых, пока заменять или покупать новые автобусы нет необходимости. Всего хватает. Во-вторых, «Hyundai» в нашем автопарке технически исправны. Мы также, как и в случае с «Daewoo BS», проводим ремонт, у нас все автобусы этой марки на ходу.
Что же касается того трагического случая, по словам представителя «Батыс Транспорт СИМ», уже абсолютно точно установлено, что здесь сыграл роль человеческий фактор. Водитель «восьмерки» на повышенной скорости (больше положенных сорока километров в час) подъехал к остановке и, чтобы не врезаться в автобус, который уже стоял перед ним, заехал в «кармашек» остановочного павильона. Как известно, к сожалению, не обошлось без жертв.
Собеседник сообщил, что после этой истории еще раз проверили все автобусы на исправность, провели беседу с водителями. Кстати, по словам Курмета Базарбаева, все шоферы – граждане Казахстана, среди них жители юга страны, но гастарбайтеров-водителей, на что часто жалуются горожане, когда речь заходит об общественном транспорте, нет.
А что же с водителем злополучной «восьмерки»? Не повторится ли подобное через какое-то время? Как теперь доверять шоферам автобусов?
По словам перевозчиков, этот водитель сейчас уже находится под следствием. На наши вопросы представители «Батыс Транспорт СИМ» ответили, что хотя маршрут №8 в их распоряжении, на их, так сказать, балансе, обслуживают его наемные водители и кондукторы. Поэтому вроде отношения к ним не имеют. Получается, снимают с себя всю ответственность. А как же люди, которых продолжают возить нанятые водители? Вдруг еще кто-нибудь не справится с рулевым управлением, вдруг будет лететь с бешеной скоростью? Что же, каждый день рисковать, отправляясь в путь на таких маршрутках? Хорошо бы этот вопрос все же взять на контроль транспортникам, иначе не избежать новых несчастных случаев.

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР!
Большую роль играет в вопросе качественных перевозок состояние водителей общественного автотранспорта. В медпункте автопарка каждое утро водители проходят медицинское освидетельствование. Перед тем, как приступить к работе, сесть за руль, им измеряют давление, делают полный профосмотр. Случаев выхода в рейс нетрезвых водителей уже давно не было; радует, что давление практически у всех шоферов относительно нормальное. Казалось бы, чего им тогда вступать в склоки с некоторыми пассажирами (как нам рассказывают время от времени сами наши читатели), зачем идти на обгон своих коллег-перевозчиков, зачем хамить?
— Мы практически решили проблему с обгоном или медленной скоростью общественного транспорта, — уверяет собеседник. — На всех автобусах марки «Daewoo BS» сегодня помещены чипы – система GPS-навигации. Первое время было очень много проштрафившихся шоферов. За обгон, длительное простаивание на остановках, за слишком уж неторопливую езду мы наказывали – лишали премиальных. Сейчас почти нет таких случаев, система GPS-навигации оправдала себя.
Единственное, что плохо, – за водителями следят лишь с 9 утра до 7 вечера (а по выходным и вовсе нет). А ведь час пик в общественном транспорте наступает с 8 до 9 утра, когда люди торопятся на работу, и после семи вечера, когда спешат с работы, учебы домой. И получается, что в эти промежутки времени за водителями нет «присмотра»? Хорошо бы в этом плане пересмотреть режим работы системы GPS.
Пока же эти чипы дают картину того, что огромное скопление людей на остановках происходит в конце рабочего дня в новом микрорайоне «Алмагуль». Поэтому в последнее время в 5-6 вечера дополнительно на линию этого маршрута стали пускать еще пару-тройку двухдверных автобусов, дабы разгрузить толчею в салонах. На остальных маршрутах, по уверениям специалистов «Батыс Транспорт СИМ», все спокойно, перегруза нет, автобусов хватает (но стоит только проехаться в полдевятого утра и в полседьмого вечера – разубеждаешься в вышесказанном. Народу – тьма, и многим места в автобусе не хватает, а «счастливчики» едут как «шпроты в банке». Создается впечатление, что никто из руководителей компаний-перевозчиков об этом не ведает).
И в редакцию газеты поступают жалобы на то, что маршрутов №8, 15 в последнее время стало меньше, и почему, наконец, не заменить «Газели», которые едут по маршрутам №№5, 57 и другие, на удобные микроавтобусы?
Да, «восьмерок» и «пятнадцатых» стало действительно меньше, сказали в «Батыс Транспорт СИМ». Дело в том, что эти автобусы обслуживают частники. «Батысовцы» выступают здесь как заказчики, а «чэпэшки» обслуживают эти маршруты. Так вот, владельцы «ЧП» жалуются, что дизтопливо очень подорожало, и они уже не справляются со всеми автобусами. Поэтому пришлось сократить количество единиц, выходящих на линию, вдвое.
О судьбе же «Газелей» в Атырау мы узнали из сообщения министра транспорта.
«По информации Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Атырауской области основная масса микроавтобусов «Газель», обслуживающих внутригородские маршруты, заменена на автобусы марки «Hyundai» в количестве 30 единиц и марки «Daewoo Bs–090» в количестве 70 единиц, приобретенные в Корее. До конца 2012 года предусмотрена замена всех микроавтобусов марки «Газель» на двухдверные автобусы. В настоящее время для работы с жалобами, заявлениями и предложениями жителей области создан и работает специальный диспетчерский центр», — написал министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Берик Камалиев на блог-платформе руководителей государственных органов.
Появится ли с заменой всех микроавтобусов на двухдверные порядок на дорогах и в салонах, неизвестно. Но очень хочется в это верить. Пока же вместо того, чтобы реально наладить работу в своих компаниях, перевозчики раздумывают – как бы поднять стоимость проезда, сетуя на то, что в ряде городов страны это уже произошло.
Как обстоят дела с перевозками на самом деле, прекрасно знают те, кто непосредственно пользуется общественным транспортом. И никакие GPS-навигации, якобы комфортные салоны и бейджики на груди водителей и кондукторов не делают «погоды».
— ТОО «Батыс транспорт СИМ» надо обратить внимание на своих водителей, — сговорит горожанин Руслан. — Они за рулем автобуса как на игровом автомате. Разговаривают по телефону, устраивают гонки. Шоферов не поймешь: то они на остановках по 10-15 минут стоят, то стараются пассажиров на ходу выпихнуть и поскорее уехать, кто не успел сойти едет до следующей остановки».
«Наполняют салоны так, что людям дышать невозможно, — делится горожанка Евгения. — Особо удивляет отношение кондукторов, я не раз замечала, как школьников не пускали в автобус, так как у них проезд бесплатный, чтобы не занимали места (к слову, как заверили в «Батыс Транспорт СИМ», в рамках празднования 20-летия независимости страны, решено сделать бесплатным проезд для участников декабрьских событий 1986-го. С декабря 2011 по январь 2013 года эти люди будут ездить абсолютно безвозмездно. Хочется верить, что этих пассажиров не будут игнорировать, как это делается со школьниками. — Авт.)».
«Хорошо было бы, чтобы самый большой транспортный начальник в течение дня поездил на разных маршрутах городского общественного транспорта. Думаю, будет очень результативно. Салоны «Газелей» по-прежнему забивают людьми, как говориться, под завязку, несмотря на запреты соответствующих органов, — высказывается горожанин Дамир. — Не дай Бог, конечно, но, видимо, надо чтобы произошла еще одна трагедия пострашнее того случая с «восьмеркой» в Привокзальном, чтобы уже наконец что-то поменялось. В том случае погиб человек. А дело не получило должного резонанса».

Справка «ПК»

В ГОРОДЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО БОЛЕЕ ДВУХСОТ АВТОБУСОВ И СТОЛЬКО ЖЕ «ГАЗЕЛЕЙ», ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ. ВСЕГО В АТЫРАУ 8 КОМПАНИЙ-ПЕРЕВОЗЧИКОВ. В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ 34 МАРШРУТА, ИЗ НИХ 19 ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТОО «БАТЫС ТРАНСПОРТ СИМ».

Справка «ПК»

По информации пресс-службы областного ДВД, с начала года в ходе рейдовых мероприятий было зарегистрировано 2 серьезных правонарушения на общественном транспорте. В обоих случаях — по вине водителя.

Надежда ШИЛЬМАН
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна