КАК ОТЛИЧИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Религиозный экстремизм для современного общества и для нашей страны проблема достаточно реальная, требующая глубокого изучения и решения. В силу известных причин радикализм является преимущественно молодежным явлением. Однако нельзя взваливать всю вину на молодое поколение и исключать роль общества и государства.
Ответственность за появление, распространение, а также профилактика, направленная против религиозного экстремизма, лежит как на Правительстве, так и на обществе в целом. Противодействие радикальным тенденциям в религиозном пространстве должно проходить на интеллектуальном уровне путем дискредитации неформальных учений в образовательной сфере.
Вчера в Атырауской центральной мечети «Имангали» состоялся круглый стол на тему свободы религиозных убеждений и предостережения молодого поколения от религиозного экстремизма под названием «Единство — наше священное знамя». На мероприятие собрались имамы районных мечетей и главный имам Атырауской области Амантай Садиев. На встрече так же присутствовали директор департамента по делам религий Атырауской области Оразбек Касымов, заместитель начальника областного управления внутренней политики Алмаз Каримжанов.
— К нам информация о том, что делается, почти не поступает, — заявил директор департамента по делам религии Атырауской области Оразбек Касымов, обращаясь к служителям местных мечетей. — Мы не знаем, чем вы там занимаетесь и какую работу проводите, что происходит в вашем районе. Поэтому прошу вас каждый месяц в письменном виде присылать информацию.
— Меня беспокоит тема проповедей после намаза, правда, некоторые ее не проводят, — продолжил Алмаз Каримжанов. — Даже был такой случай, что когда в мечети собралось более ста человек для чтения намаза, при этом не было имама. И это полная безответственность. Отсутствие правильного понимания проповедования и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания, способствует проявлению негативных качеств характера.
Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма — эгоизму и аморальности, то частичное, отрывочное знание приводит к противоположному результату — агрессивному радикализму.
— Человек может искренне верить в то, что обладает глубокими знаниями, когда в действительности его понимание может быть поверхностным, — считаем имам Амантай Садиев. — Подобное псевдознание не дает четкой целостной картины реальности и не позволяет выносить эффективные суждения по возникающим вопросам. Из-за недостатков своего видения человек не способен увидеть логические связи между частностями, принимает за религиозную истину мнение другого человека, путает категорические тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений.
Свое мнение выразили и другие участники круглого стола, которые пришли к выводу, что самое главное в деле любой пропаганды, в том числе и религиозной пропаганды традиционного ислама — это просвещение и открытость.
Роза АЛЬДЕШОВА