Право

ФИНКОНТРОЛЬ И ГОСЗАКУПКИ

В Атырау некоторые организаторы государственных закупок необоснованно отклоняли конкурсные заявки товаропроизводителей — крестьянских хозяйств. Инспекция финансового контроля по Атырауской области выявила эти и другие нарушения. О них рассказывает начальник отдела данной инспекции Бахыт Казыбаева.

— Процесс государственных закупок не является новшеством, он совершенствуется. Что изменилось за последнее время?

— Государство нас постепенно, поэтапно учит производить закуп в соответствии с нормами, установленными законодательством не только Республики Казахстан, но и стран Таможенного союза. Процесс гармонизации законодательств Казахстана, России и Беларуси в области государственных или муниципальных закупок идет уже несколько лет. В последние годы он активизировался благодаря совместно проводимой унификации (приведение к единой форме и системе)  законодательства и переходу стран Таможенного союза на электронные закупки. Унификация национального законодательства о государственных закупках в соответствие с Соглашением о закупках, привела к переходу на электронные закупки. Для России и Беларуси оно наступило с 1 января нынешнего года, для Казахстана — 1 июля 2012 года, продлится до 1 января 2014 года. Соглашением предусмотрено поэтапное введение национального режима для потенциальных поставщиков, обеспечивающего равный доступ участников торгов трех сторон к закупкам друг друга.

— На сегодняшний день на территории Казахстана действует Закон о госзакупках, где одной из основных задач является государственная поддержка отдельных категорий отечественных потенциальных поставщиков.

— Речь идет об отечественных товаропроизводителях, общественных объединениях инвалидов, отечественных поставщиках работ и услуг. Если поддержка, созданная Правительством, дает возможность многим общественным объединениям инвалидов заработать средства и продержаться в период рыночной экономики страны или кризиса, то отечественным товаропроизводителям она обеспечивает доступ на огромный рынок Таможенного союза, быть конкурентоспособным.

Инспекцией финансового контроля по Атырауской области в результате проведения контрольных функций за первое полугодие проведено проверок соблюдения законодательства государственных закупок в 103 государственных учреждениях, предприятиях и хозяйствующих субъектах. Было охвачено проверками без малого пять тысяч закупок на сумму 12 578 911,0 тысячи тенге. Из них в 30 субъектах были выявлены факты нарушения норм законодательства госзакупок, влияющих на итог закупок на сумму более 830 миллионов тенге.

— В чем конкретно состояли нарушения?

— Мы выяснили, что специалисты организаторов госзакупок, сами заказчики недостаточно знают соответствующее законодательство. За первое полугодие в 18 дошкольных предприятиях городского отдела образования проведена проверка госзакупки продуктов питания, проведенного на более чем 572 миллиона тенге. Организаторы при закупке продовольственных товаров, согласно этим нормам, должны осуществлять закупки только у отечественных товаропроизводителей. Но некоторые из них необоснованно отклоняли конкурсные заявки товаропроизводителей — крестьянских хозяйств.

Необходимо добавить, что проведение закупок среди отечественных товаропроизводителей, поставщиков работ и услуг, касается не только предприятий системы образования и не только относительно продуктов питания, а всех заказчиков, которые включены в реестр уполномоченного органа. Организаторы госзакупок при проведении закупок товаров, работ и услуг, указанных в номенклатуре, то есть в реестре, также в объявлении описывают технические, качественные и эксплуатационные характеристики производимых казахстанскими производителями товаров, работ и услуг.

Следует подчеркнуть, что проверка исполнения субъектами госзакупок с помощью проведения контрольных мероприятий не только у заказчиков, а также с помощью встречных проверок у поставщиков, находится под строгим контролем Министерства финансов Республики Казахстан.

— Каким образом инспекция отреагировала на нарушения?

— В адрес госпредприятий было направлено представление на устранение выявленных нарушений и на привлечение к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. В том числе на отмену решений конкурсной комиссии и расторжения заключенного договора в адрес 9 объектов контроля, где выявлены факты необоснованного отклонения конкурсных заявок потенциальных поставщиков и на пересмотр решений конкурс-ной комиссии. В результате было привлечено к дисциплинарной ответственности 31 должностное лицо. Административный штраф заплатили директора двух детских садов.

Еще руководители пяти детских дошкольных учреждений своевременно не устранили допущенные нарушения норм законодательства о госзакупках, поэтому инспекция предъявила пять исков в суд о признании договоров, заключенных по итогам проведенных с нарушением норм законодательства о государственных закупках конкурсов, недействительными, об отмене их итогов. Специализированным межрайонным экономическим судом Атырауской области они были удовлетворены в полном объеме.

Часто заказчики несвоевременно обращаются с иском в суд о признании недобросовестными потенциальных поставщиков, которые представили недостоверную информацию по установленным законодательством ограничениям. Это касается и потенциальных поставщиков, определенных победителями, но уклонившихся от заключения договора, и поставщиков, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам. Конечно, недобросовестных потенциальных поставщиков от ответственности в данном случае никто не освобождает, за уклонение заказчика от обращения в суд налагается административное наказание. Это штраф, налагаемый на руководителя заказчика или лиц, исполняющих его обязанности.

— Что-нибудь делается для того, чтобы не отступать от буквы закона о государственных закупках?

— Конечно. Например, управлением предпринимательства и промышленности Атырауской области проведен конкурс на оказание услуг по предоставлению сервисной поддержки ведения действующего бизнеса в рамках программы «Дорожная карта-2020». По итогам конкурса победители  должны предоставить бесплатные сервисные юридические услуги, услуги, связанные с ведением бухгалтерского, налогового учета и составлением статистической отчетности, услуг по таможенным процедурам и по вопросам маркетинга. Консультировать и оказать содействие по полному сопровождению всего процесса по внедрению систем менеджмента и в сфере обслуживания информационных технологий, и, разумеется, услуг, связанных с государственными закупками, закупками, проводимыми национальными компаниями и недропользователями.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button