СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА
Третья институциональная реформа Плана Нации рассматривает индустриализацию и экономический рост производства. Серьезным стимулом для развития фермерства и всего аграрного сектора стали изменения, внесенные в Земельный кодекс, они предусматривают введение в рыночный оборот земель для сельхозназначений с целью их эффективного использования.
Действительно, выявление и изъятие неиспользуемых по назначению земель сельхозназначения является приоритетным направлением деятельности управления по контролю за использованием и охраной земель Атырауской области (далее — управление), так как изъятие и дальнейшее перераспределение изъятого земельного участка предусматривает повторное вовлечение его в рыночный оборот.
Пунктом 3 ст. 92 Земельного кодекса четко предусмотрено, что в случае если земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе крестьянского или фермерского хозяйства, не используется по назначению в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
Согласно земельному балансу, земли Атырауской области насчитывают 11 863 100 га, из них по категориям «пастбища» — 2 100 000 га, что составляет около 20% от всех категорий земель, «пашни» — 5000 га, и остальные залежи, сенокосы и т.д.
Как известно, наша область является промышленной, добывающей углеводородное сырье, соответственно, располагает только 5000 га земли под пашни, что по сравнению с северными областями является очень маленьким показателем.
Как показывает анализ проводимых проверок, неиспользование земель, отведенных под сельское хозяйство, наиболее часто встречается в Махамбетском, Индерском районах и в самом городе Атырау. Остальные районы преимущественно занимаются фермерским хозяйством по разведению скота. Основными причинами неосвоения земель этих категорий является отсутствие инфраструктуры к сельхозугодьям — это вода, электроэнергия и дороги. Однако указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения от ответственности в виде изъятия таких земельных участков. Большую трудность вызывают поиски и учет собственников таких земельных участков, которые зачастую даже не знают, где находится их надел.
Вместе с тем управление проводит системную и целенаправленную работу по выявлению и проверке неосвоенных земельных участков с последующим их изъятием в доход государства, и могу заверить, что проверка коснется всех без исключения земельных участков, которые находятся в частной собственности. И хотим предупредить, что наличие на руках у собственников государственных актов на право частной собственности на землю не является гарантией, что земельный участок не может быть изъят по вышеприведенным основаниям.
Кроме того, соответствующие изменения по упрощению процедуры по изменению целевого назначения земельного участка внесены в Земельный кодекс (ст. 49-1).
Ранее данная процедура была очень трудоемкой и занимала массу времени: от 3 до 6 месяцев. Сейчас на данную процедуру отведено 30 дней.
Следует отметить, что для субъектов малого предпринимательства целевое назначение земельного участка для возведения строений или сооружений устанавливается только как обслуживание зданий вне зависимости от видов деятельности.
Канат КУБЕГЕНОВ,
заместитель руководителя управления
по контролю за использованием
и охраной земель Атырауской области