СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ — СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В редакцию «ПК» продолжают поступать письма представителей активной общественности Атырауской области, которые делятся своими мнениями относительно положений Послания Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый взгляд общества на деятельность системы образования. В нынешних условиях стало просто жизненно необходимо применение таких способов организации учебного процесса и внеурочной деятельности, которые не только прививали бы конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека, выводили на первый план личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
В своем Послании народу Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что «как и во всем мире, Казахстану надо переходить на новые методы образования», «интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования». В современном мире уже недостаточно простой поголовной грамотности, от учителя требуются качественные знания, максимальное раскрытие способностей детей, адаптация их к современной жизни.
Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одним из таких способов является «технология проектов». Суть и идея ее заключаются в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся. В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенцию и ценности.
В начале 2013 года при институте повышения квалификации педагогических работников по Атырауской области прошли курсы для учителей математики по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике в условиях обучения, ориентированного на результат», целью которых было ознакомление и внедрение в учебный процесс проектного метода обучения.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов — это такой способ организации деятельности учащихся, при котором они самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.
В рамках курсов был проведен «круглый стол» на тему «Моделирование уроков математики на основе проектной технологии» с приглашением слушателей курсов и учителей математики городской школы-лицея №17 с целью обмена опытом работы.
Получив на курсах теоретическую базу о проектной технологии, участники «круглого стола» с интересом ознакомились с практикой работы своих коллег, которые внедрили и вот уже третий год успешно применяют метод проектов в учебном процессе. Делясь своим опытом, учителя математики Светлана Ерошенко и Елена Зубова продемонстрировали различные проекты своих учеников. В качестве примеров из личной базы данных были представлены различные виды проектов по математике, алгебре и геометрии 5-11 классов — краткосрочные и долгосрочные, тематические и межпредметные, информационные и исследовательские.
Тематика проектов различна и разнообразна: «Многогранники вокруг нас», «Симметрия в нашей жизни», «Геометрия на улицах города Атырау», «Ходим по площадям», «Подобие треугольников и измерение ширины реки Урал». «Проектированием, — отметили Светлана Ерошенко и Елена Зубова, — они начинают заниматься с 5 класса и на уроках, и во внеклассной работе с одаренными или просто хорошо успевающими учащимися, которым стараются привить исследовательскую культуру через проблемно-поисковый метод». Ученики среднего звена выполняли проекты «В царстве дробей», «Путешествие в будущее», «Функции и их графики», «Проектирование детского городка», «Геометрия в профессиях», проект-игру по координатной плоскости «Найди клад». Результат проектной деятельности учеников был показан в самых различных видах: сказках, кроссвордах, кластерах, сборниках задач, электронных слайдах, видеороликах.
Учащиеся старших классов уже могут ставить проблемы сами и пытаются найти ответы на поставленные вопросы с помощью справочной и занимательной литературы по предмету, интернет-ресурсов, обращаются за консультацией к родителям, специалистам различных областей.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
В течение подросткового возраста происходит бурное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя.
Гульнара УТЕМИСОВА,
старший преподаватель Атырауского областного института повышения квалификации
педагогических работников