ШАГИ К ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Время идет, а люди нет-нет, но должны оглядываться назад, анализировать пройденное. Это прежде всего помогает движению вперед, планировать будущее, делать прогнозы. Вот и теперь, в преддверии выборов в Парламент Мажилиса и местные маслихаты, настал момент вспомнить историю парламентаризма страны.
Парламентаризм – неотъемлемая часть демократии. В 90-е годы ХХ века во многих странах СНГ противостояние двух ветвей власти – парламентской и президентской – стало ожесточенным. И это были не отдельные явления, а превратилось в общую характеристику наших стран.
А казахстанская модель политической системы прошла свой поэтапный путь формирования. Первый этап: март 1990 — ноябрь 1991 годов – шло формирование парламентской республики. С декабря 1991 по январь 1993 года – во второй период – зародилась наполовину президентская республика. А на третьем этапе, охватившем период с января 1993 по март 1995 года, появились первые признаки парламентско-президентской республики. 6 марта 1995 года, согласно решению Конституционного суда Республики Казахстан, был распущен Верховный Совет республики XIII созыва с формулировкой «За нарушение Кодекса о выборах». В стране сложилась неоднозначная ситуация – Казахстан остался без уполномоченного законодательного органа. Для выхода из сложившегося положения было взято во внимание предложение Ассамблеи народа Казахстана о продлении срока полномочий президента. В результате 25 марта 1995 года был подписан Указ о проведении
всенародного референдума, а уже 29 апреля по результатам референдума срок полномочий Президента Назарбаева был продлен до 1 декабря 2000 года. С этого момента институт президентства в Казахстане превратился в политический инструмент.
В новой Конституции государства от 30 августа 1995 года система управления государством приняла новый вид и было введено понятие «Парламент» как демократический институт. По Основному закону Парламент Казахстана состоит из двух постоянно действующих палат: Сената и Мажилиса. Срок действия Сената – 6 лет, Парламента – 5. Будучи верхней палатой, Сенат осуществляет контролирующую деятельность, а Мажилис, как основной выборной орган, особое внимание уделяет нуждам и требованиям населения.
На первом заседании Парламента, состоявшемся 30 января 1996 года, Президнт Н. Назарбаев отметил: «Мы стоим у истоков зарождения настоящего, цивилизованного парламентаризма в Казахстане». Вот именно с этого момента в нашей стране началась история парламентаризма. Первый председатель Сената Парламента Умирбек Байгельди и первый спикер Мажилиса Марат Оспанов сумели показать себя гибкими политическими лидерами, умеющими принимать компромиссные решения, договариваться во имя достижения общих целей, и как мастера своего дела внесли огромный вклад в процесс формирования и развития парламентаризма в Казахстане. В состав Мажилиса Парламента страны первого созыва вошли 67 депутатов. А осенью 1999 года впервые в Центральной Азии выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан были проведены в соответствии с конституционными поправками, дающими политическим партиям право быть избранными в Парламент на основе равного представительства в партийных списках.
В начале 2017 года на основе новой конституционной реформы возникли вопросы разделения полномочий между ветвями власти, демократизации политической системы. «Усиление роли Парламента в формировании правительства страны, повышение ответственности кабинета министров перед депутатским корпусом. Решающая роль победившей на выборах партии в формировании правительства», – подчеркнул Президент Казахстана в своем Послании.
Казахстанский Парламент с первого по шестой созывы, депутаты по мере своих возможностей и способностей выполняли свои обязанности. Теперь они уходят в историю. История – наше прошлое, настоящее и будущее. «Без знания прошлого не надейся на светлое будущее», гласит народная мудрость. Именно поэтому предвыборные программы всех партий, принимающих участие в гонке, должны быть реальные, направленные на улучшение быта населения, развитие науки и искусства, способные формировать интеллектуальную нацию. Будущие народные избранники должны являть собой самых активных представителей своих партий, с широким кругозором, зараженные патриотизмом, стремящиеся стать политической элитой государства. Для того чтобы Казахстан действительно встал в один ряд с самыми цивилизованными странами мира, не отставал от демократических веяний дня, Парламент должен неуклонно наращивать свой авторитет в обществе через принятие действительно правильных законов, способных работать на улучшение жизни общества. Президент же в свою очередь обязан контролировать исполнительную власть, сделать все, чтобы эффективно использовать все преимущества смешанной президенстко-парламентской системы управления обществом. Это – требование времени. Да, сейчас политические партии в своих предвыборных списках руководствуются «квотой» – предоставление определенного количества мест в депутатском корпусе женщинам и представителям молодежи. Но в будущем таких ограничений быть не должно. Потому как должна быть только «меритократия», то есть должна возобладать власть только достойных, независимо от возраста и пола кандидата.
Партии и их лидеры, которые будут участвовать в предстоящих выборах, ни на минуту не должны забывать, что современный Казахстан – наследник Великой Степи. Только тогда мы воплотим вековые мечты наших великих предков, выполним свою миссию перед будущими поколениями, оправдаем доверие народа. Только так мы сумеем стать равноправными среди прочих стран планеты.
Доцент, кандидат исторических наук университета нефти и газа имени С. Утебаева Болат НЫГМЕТОВ