Политика

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ШАГ В БУДУЩЕЕ

Модернизация системы образования в Республике Казахстан, успешно реализуемая в течение последних лет, осуществляется с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.

Отрадно то, что создаются все условия для творческого поиска учителей и учащихся. Школы оснащаются мультимедийными кабинетами, интерактивным оборудованием, кабинетами химии, физики, спортивным оборудованием для начальной военной подготовки, ликвидировано трехсменное обучение. Создаются условия для внедрения проекта автоматизации учебного процесса «e-learning», который обеспечит равный доступ всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.

В Послании Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится, что каждый казахстанец должен заботиться о собственном здоровье, избавиться от вредных привычек, вести активный образ жизни. Забота о подрастающем поколении является залогом процветания государства и общества. При этом забота должна исходить как от родителей, так и от государства.

В прошлом учебном году по инициативе акима области Бактыкожи Измухамбетова для школьников 1-4-х классов и детей из уязвимых слоев населения организовано бесплатное горячее питание. Этот вопрос и сейчас находится под строгим контролем инициаторов. Организация питания учащихся в школах является важным направлением деятельности системы образования, определяющим не только здоровье школьников, но и эффективность их обучения. Органы управления местной власти уделяют первостепенное значение вопросу питания школьников, так как за последние пять лет заболеваемость школьников выросла на 22%, в том числе анемией — в 2,5 раза, эндокринными болезнями и расстройством питания — в 1,4 раза, болезнями нервной системы — в 1,5 раза. По мнению специалистов, такая ситуация напрямую связана с режимом и рационом питания. От того, как организовано питание школьника, насколько оно полноценно и качественно, будет зависеть не только успеваемость ребенка, его самочувствие, но и качество жизни в целом. В свое время К. Ушинский отмечал, что «причину неуспеваемости в 80% случаев я вижу не в лености детей, а в их физическом нездоровье». Ведь именно в школьные годы происходят бурный рост всего организма, половое созревание и социальная адаптация, а это, в свою очередь, требует немалых духовных и психических сил, хорошей физической формы.

За счет местного бюджета производится капитальный ремонт аварийных школ, столовых помещений, закуплено необходимое оборудование.

Кроме этого, органы местной власти проявляют поддержку инклюзивного образования, заботясь о том, чтобы каждый ребенок с отклонениями в развитии имел возможность реализовать свое право на образование, лучше адаптироваться к жизни. А это они смогут только в обычной школе, в любом типе образовательного учреждения. И одним из таких проявлений заботы является выделение средств на установку пандусов в школах.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей. Многое сейчас зависит от личности педагога и руководителя, их преданности школе и детям. Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных, творческих людях, с высокими интеллектуальными способностями, умением критически мыслить, которые могут отвечать на вызовы нового времени. Для способных и талантливых детей важны благоприятные условия для развития их творческой деятельности. Поэтому необходимо открытие школ-гимназий, которые будут отвечать требованиям и велению времени. Во многих школах города Атырау с девяностых годов функционировали гимназические классы. На первое января 2014 года они были закрыты. Право выбора таких учреждений сузилось, их не так-то и много у нас в городе по сравнению с соседними областными центрами. В действующих гимназиях и лицеях областного центра большой конкурс, а у родителей должна быть возможность выбора организаций образования, и будет удобно, если в микрорайонах будут функционировать такие школы-гимназии. Поэтапное открытие школ-гимназий планируется при поддержке акимата города.

Учитель сегодняшней казахстанской школы должен быть инновационного, творческого типа мышления, способный и стремящийся к профессиональному самосовершенствованию. В этом направлении работают и оказывают свою весомую поддержку новые структуры — АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Центры педагогического мастерства АОО «НИШ». В целях поднятия статуса педагога реформирована система повышения квалификации педагогов. Введена доплата для учителей, прошедших  курсы повышения квалификации по трехуровневой системе и сдавших квалификационный экзамен. Учителя, прошедшие курсы по программе Центра педагогического мастерства, работают воодушевленно в каждой школе. В школе №20 имени А.С. Пушкина прошли курсы более 25% учителей. Внедрение инновационных методов обучения уже дает положительные результаты. Повысился интерес к процессу обучения. Первыми ласточками внедрения программы в жизнь стали учителя третьего (базового) уровня. Они внедряют новые методы преподавания, выделенные в 7 модулей обучения, в каждый конкретный урок. Школа стала объектом положительных эмоций. Учителя высшей категории второго основного и первого продвинутого уровней, обладающие огромным багажом знаний, умений и профессиональных навыков, совместно ведут обучение коллег и работают с руководством школы над программой реализации развития школы. Нельзя не отметить таких сертифицированных учителей нашей школы. Это Г.Э. Горбач, Г.Ж. Умирбаева, Н.А. Мазитова, Л.В. Голубева, А.Х. Каленова, Б.М. Сарсенова, Г.Г. Адилова. Они сплачивают вокруг себя команды единомышленников, создав сетевое сообщество учителей области, работают над усовершенствованием методики обучения, преобразованием школы, укрепляя ее традиции, не возбраняя старые методы. Как бы учителя ни были талантливы, мудры и опытны, важно пересмотреть все устоявшиеся подходы в обучении и преподавании — это веление времени. Продвинутые учителя, способствующие творческому росту и переосмыслению педагогической деятельности в соответствии с потребностями учеников, необходимы школам. Как руководителю учебного учреждения и для меня возникла необходимость пройти курсы при Центре педагогического мастерства. «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», — эти слова американского философа и педагога Джона Дьюи звучат сегодня особенно актуально. Этот процесс не краткосрочный, поэтому нас ждет неутомимая деятельность в достижении цели, чтобы учащиеся учились с увлечением, удовольствием и им было бы комфортно в быстро меняющихся условиях процесса модификации в образовании.

Сегодня для нас чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

В марте этого года мне довелось побывать в Санкт-Петербурге на международной конференции руководителей образовательных учреждений СНГ. Такой же процесс модернизации проходит и в России, внедряется очень много новшеств. Примечательно то, что коллеги не боятся экспериментов, слабые школы прикрепляют к сильным, крупным, лучшие педагоги превращаются в тьюторов. Апробации проходят под руководством НИИ или совместно с вузами, все прослеживается, школы получают методическую помощь и дотации от государства. В школах, где работают над экспериментом, усилено внимание к личности ученика, развитию его способностей и индивидуальным особенностям каждого школьника. Воочию мы увидели, что в многопрофильной школе №91 проводятся аудиторные и неаудиторные занятия одного или двух учебных курсов для разных профильных классов, внеаудиторная работа в лицее №101 дает колоссальные результаты, высока мотивация учащихся на непрерывное образование. Главный приоритет российского образования — не передача знаний, а сам обучаемый. Хотелось бы, чтобы наши вузы и колледжи содействовали в решении проблем в профильном обучении в старших классах, и шла правильная преемственность в непрерывности обучения школьников, чтобы дети не сомневались в верности своего выбора, в том, что получаемые ими знания пригодятся в будущем, знали, что будут успешно востребованы обществом через несколько лет.

Как и другие страны, Казахстан постепенно переходит к подушевому финансированию школ. Оно должно подстегнуть конкуренцию и заставить школы улучшать качество преподавания. Одновременно произойдет оптимизация количества школ: востребованные будут привлекать учеников, невостребованные — терять. Введение нового механизма финансирования позволит стимулировать качественную работу педагогов, дифференцировать их заработную плату не от стажа работы, а в зависимости от результатов. В этом учебном году в шести школах области стартует этот экспериментальный проект. И мы ждем введения этого финансирования, хотя есть на пути внедрения трудности, но есть и большие надежды, связанные с данным проектом. Конечно, много проблем, с которыми школа сталкивается из года в год, однако эффективность ее деятельности зависит от таких факторов, которые школа может изменить: целеполагание, отношение в коллективе, социальная поддержка, материально-техническое обеспечение, вовлеченность родителей в учебный процесс. Выражаю надежду, что модернизация образования подтянет общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах.

Работа учителей требует колоссальной самоотдачи. Это повседневный подвиг энтузиастов, которым доверена судьба детей — будущее нашей страны. Образование создает будущее, и педагог должен воспитывать казахстанский патриотизм, чувство высокой гражданской ответственности за судьбу нашей Родины. Наряду с этим, высокое качество современного образования — залог развития человеческого потенциала страны, индикатор ее будущего.

 Зухра АЛМАШ,
директор средней общеобразовательной школы №20 им. А.С. Пушкина

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button