К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ — С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ
При кафедре психологии и педагогики дошкольного и начального образования Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова действует Центр развития ребенка.
Его главная задача — это обучение специалистов, которые на практике займутся коррекционной педагогикой. На его базе также проводятся курсы для социальных педагогов. Центр работает по нескольким направлениям, одно из основных — психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и методологическая помощь педагогам.
На днях в университете состоялся семинар-тренинг для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и педагогов-психологов на тему «Методика и методы проведения работ с детьми с особенностями психического развития и ограниченными возможностями». Семинар открыл ректор АГУ, профессор Бейбут Мамраев, подчеркнувший, что общество не имеет права лишать детей с инвалидностью возможности получить образование, развивать свои творческие способности, и главное, общаться со своими сверстниками. Теперь детей с ограниченными возможностями можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование.
— По Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы к 2020 году планируется увеличить до 70 процентов долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества, — отметил ректор. — Чтобы обучать таких особенных детей в обычной школе, нужны специалисты. И наша задача на сегодня — подготовить их.
В Атырауской области количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. В связи с этим в школах работают классы для детей с особенностями психического развития.
Координатор тренинга, кандидат психологических наук Нурсулу Имангалиева рассказала об одном из возможных вариантов вовлечения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, адаптации детей-инвалидов в современном обществе.
— Надо создать активную поведенческую установку у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе. И мы должны им в этом помочь, — сказала ученый. — Конечно, маленькому человеку трудно суметь превратить свои недостатки в достоинства. Но это должно быть в его подсознании. Главное — мы вместе должны постараться изменить отношение современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Вопросы, возникающие в связи с практической деятельностью, бывают самые разные. И педагоги, как и психологи, не работавшие напрямую с детьми с ограниченными возможностями, порой сами теряются при организации работы. Это особенные дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе. Поэтому педагогам очень пригодится практическая работа с магистрами кафедры Гульвирой Кубышевой и Баршагуль Стамгалиевой, которые продемонстрировали методы работы для развития мелкой и общей моторики, а также приемы арт-терапии для улучшения состояния детей. При работе с детьми, а в нескольких школах нашей области уже работают спецклассы, педагогам не хватает методических пособий, программ, учебников. Часть этой литературы они смогли получить по итогам тренинга.
Семинар получился насыщенным, прошел на высоком уровне. Участникам были вручены сертификаты.
Фариза КИНЖИБАЕВА,
старший преподаватель кафедры психологии
и педагогики начального и дошкольного
обучения АГУ им. Х. Досмухамедова