Добрые дела не забываются

dobrye dela ne zabyvayutsya Память

Есть люди, встреча с которыми всегда согревает. И мне хочется рассказать о таком человеке. Скоро будет год как нет его с нами. Это человек, который посвятил себя полностью служению обществу, воспитанию подрастающего поколения. Я об Умирбековой Жайлы Букешевне, внесшей весомый вклад в развитие сферы образования области.

До сих пор испытываю глубокое уважение к Жайлы Букешевне — моему первому руководителю, под чьим чутким руководством мне пришлось работать. Работать было необычайно трудно (слабая материальная база в учреждениях образования, низкое качество знаний), но интересно – стали внедрять различные группы и типы школ, и годы работы в одной упряжке с ней я бы назвала «моими университетами». Я благодарю судьбу, которая подарила мне такого прекрасного коллегу, наставника и руководителя, научившего жить и выживать в этой бурной жизни. Она очень прогрессивно мыслящий человек, очень приятно было с ней работать. Мудрейший человек, руководитель новой формации.

Появись завтра еще какая-то новация, первой опробует ее Умирбекова – творчески думающий педагог – руководитель. Это вокруг нее,  обаятельной, изящной, шустрой, кипел котел творческой и просто жизни огромного, самого престижного перспективного учебного отдела образования области. А она, словно и не замечая этого кипения, этого бурления, этой лавы жизни, уверенно делала то, что считала просто каждодневной обыденной работой.

Если сказать: «Это бывший руководитель школы» — и половина характеристики готова. Жайлы Букешевна прошла все-все ступени в профессии. Да, она их прошла. И закалила волю и характер. И научилась работать с людьми. И умела из вороха руководительских проблем вычленить главное. И зажечь людей своей идеей также умела, и повести их за собой… 

Она пользовалась большим авторитетом у коллег и общественности города и области, она постоянно создавала условия для социальной защиты работников и благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Жайлы Букешевна — высококвалифицированный специалист, опытный руководитель, творчески решающий проблемы современного образования.

Одной из главных задач в ее работе являлось создание демократической, гибкой системы управления инженерно-педагогическим коллективом.Она четко разграничивала свои функции и заместителей, которые не противодействуют, а ведут к сотрудничеству и творческой работе весь коллектив. Она была образцом трудолюбия, новаторского поиска, принципиальности.

Жайлы Букешевна являлась хорошим организатором, консультантом, постоянным помощником педагогических кадров. Большое внимание она уделяла профессиональному росту работников образования, создавала условия для эффективного использования научных исследований, рекомендаций ученых-практиков, организовывала и обеспечивала регулярное проведение практикоориентированных  семинаров как для своего коллектива, так и для заведующих районо, директоров учебных заведений среднего профессионального образования области.

Деятельность управления образования в ее бытность нацелена на наращивание качественных изменений в содержании образования, на процессы обновления учебно-воспитательной работы, поиска более эффективных способов управления педагогическими явлениями, обеспечение преемственности и непрерывности образования.

Управление образования области подготовило пакет нормативных  документов в соответствии с «Положением о классах коррекционно-развивающего обучения». Коррекционно-развивающее обучение, как форма дифференцированного, оправдало себя — произошел психологический перелом в сознании педагогической и родительской общественности в пользу этой системы.

Начали внедрять в области и надомную форму обучения. К работе с учащимися работники образования старались привлечь опытных педагогов.

Характеризуя в целом ситуацию в образовании как кризисную, уровень внимания к его проблемам как недостаточный, а положение педагога и других работников образовательной сферы как не отвечающее элементарным нормам цивилизованного общества, мы, тем не менее, можем сказать, что инициатива и энтузиазм учителей и организаторов образования, поддержка администрации области позволили в те кризисные годы стабилизировать ситуацию и сохранить все ведущие звенья образования. 

Более того, работники системы образования одними из первых в области стали активно обновлять и дифференцировать образование, внедрять новое содержание, прогрессивные программы и технологии.

В посткризисные времена образование области – это целостная система учреждений, классов и групп разных направлений, профилей и специальностей. Она динамична и позволяет любому жителю города и области получить образование и образовательные услуги в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями.

В систему образования города и области вошли:

— новые образовательные школы, в том числе лицеи, школы-гимназии, школы для одаренных детей, школа — детский сад, центры образования молодежи, вечерние школы, достигнута дифференциация учебного процесса (углубленное изучение предметов, классы выравнивания), введение новых дисциплин, факультативные курсы, в целом обновилась технология обучения, положительно решена проблема преемственности и непрерывности образования;

— частные детские дошкольные учреждения;

— семейные детские дома;

— учреждения дополнительного образования, в том числе эколого-биологические клубы, спортивно-оздоровительный центр, детско-юношеские спортивные школы, центр внешкольной работы, компьютерные классы;

— музыкальные школы, школы и классы искусства. 

В городе развитая сеть профессионального образования, в том числе педагогический институт, педагогическое училище, медицинское училище, нефтяной техникум, нефтяной институт, технический лицей, профтехучилище, с которыми тесно контактировало областное управление и районные отделы образования.

Наиболее престижными для молодежи являлись специальности, связанные с юриспруденцией, экономикой, финансами и кредитом, менеджментом. Выросло и число выпускников общеобразовательных школ, поступивших на учебу в вузы. Этому способствовало расширение приема в них на коммерческой основе. 

Все образовательные учреждения перевели на финансово-хозяйственную деятельность, которые имеют свои счета, бухгалтерию, являются юридическими лицами.

Внедрение экспериментов в педагогическую практику атырауских школ началось еще в начале 90-х годов. Сегодня образовательная сфера города Атырау и области включает экспериментальные образовательные площадки, инновационные образовательные структуры, «консервативную» образовательную структуру, управленческую, научно-методическую, диагностическую и экспертную службы.

Экспериментальные площадки стали неотъемлемой частью системы образования города и районов.

Широкое распространение получило спортивно-оздоровительное направление школ.

Инновационные образовательные структуры – не менее важная часть образовательной системы города и районов. Здесь происходит освоение нового содержания и форм практики образования, идет подготовка и переподготовка педагогов, участвующих в инновационной деятельности. В то время в городе и области не было такого образовательного учреждения, где бы не велось внедрение того или иного новшества. В качестве примера можно привести в работе педагогической системы внедрение учителями в практику широко известных методик Ш. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и т.д.

Но самая распространенная и многочисленная по охвату учащихся и учителей структура образовательной сферы области — так называемая консервативная. Это традиционное обучение, включающее традиционные предметы, давно апробированные учебники, традиционные методы преподавания. Высокий уровень требований, предъявляемых к себе, высокий уровень профессионального мастерства педагогов дали возможность и здесь достичь хороших результатов. Это подтверждают контрольные срезы, школьные олимпиады, выпускные и вступительные экзамены.

Кроме того, в системе общего образования была проблема, которую необходимо было срочно решать.

Это компьютеризация, широкое прменение компьютерных образовательных технологий. В 1997 году учреждения образования области стали обеспечиваться компьютерами, сам предмет информатики в учебных заведениях требовал обновления содержания и должен был занять более заметное место в базисном учебном плане. Того же требовало и внедрение обучающих программ. С помощью обучающих интегрированных курсов стало возможно более углубленное изучение информатики.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию 1980-1997 годов, областному управлению образования под руководством Жайлы Умирбековой удалось сохранить сеть образовательных учреждений, ресурсы отрасли не только города, но и районов, принять стабилизационные меры, обеспечивающие выживание и нормальное функционирование, и осуществить ряд проектов, обеспечивающих развитие образования, его модернизацию. Во многом это удалось благодаря целенаправленному реформированию образования на основе «Программы развития общего образования Атырауской области».     

Постепенно создаются условия для обучения, воспитания и развития детей и подростков в соответствии с их способностями, интересами и состоянием здоровья.

В качестве основных выдвинуты задачи: закрепить успехи и придать процессам обновления необратимый характер. С этой целью в общих рамках региональной программы развития образования подготовлены и начинают осуществляться целевые проекты, являющиеся специализированными подпрограммами региональной программы развития: «Дети Атырау», «Дети-сироты», «Сельская школа», «Информатизация образования» и другие. Кроме того, в городе и во всех районах области были созданы свои территориальные программы — разные по практической направленности, подходам к выбору путей, но в совокупности составляющие ту основу, на которой базировалось развитие образования.

Много проделано работы в рамках большой областной программы «Дети Атырауской области». Городская и районные программы, созданные на их базе, не упустили из виду ни одной из детских групп, нуждающихся в нашей особой поддержке и защите. Такие направления, как «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Дети из малообеспеченных семей и другие». 

Активное обновление всего содержания образования в области, уникальные по своей оригинальности и значимые прорывы говорят о том, что есть хороший потенциал специалистов и мудрый руководитель, готовый заниматься работой по повышению качественного уровня образования.

Жайлы Букешевна была работоспособным, целеустремленным интеллигентным человеком. Уравновешенность, тактичность, выдержка, скромность, требовательность к себе и окружающим — все это было присуще ей.

Плодотворная, творческая работа Жайлы Букешевны в период становления суверенного, независимого Казахстана дала свои плоды. Выросла плеяда молодых, энергичных, знающих свое дело специалистов, руководителей областного, районного масштаба.

Многого добилась в жизни Жайлы Букешевна: высокого профессионализма в педагогике, в работе государственной службы, «Доктор педагогических наук», «Заслуженный учитель Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР», имеет «Нагрудный знак им. И. Алтынсарина», «Почетный работник системы образования РК», награждена орденом «Құрмет», была Почетным гражданином Атырауской области, также была награждена многими правительственными наградами.

Вечная память Жайлы Букешевне.

Асима МЕНДАЛИЕВА,

ардагер ұстаз, Мақат ауданының 

«Құрметті азаматы»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна