ОСНОВА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В этом году в нашей стране 16-летие Конституции Казахстана, принятой 30 августа 1995 года, отмечается в преддверии 20-летия Независимости Казахстана. Это большое событие в жизни нашего государства.
Конституция определила государственность, демократические ценности и суверенитет страны. Однако этому историческому событию предшествовала напряженная работа. При разработке проекта Основного закона анализировались многочисленные конституции, особенно принятые во второй половине XX века. Широка была и география поиска: Европа, Азия, Северная и Латинская Америка. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично проанализировал двадцать конституций мира.
«Для нас было важно понять главное, – писал в своих воспоминаниях Глава государства, – как в странах, находящихся на различных ступенях развития, имеющих многообразные социокультурные, национальные и другие особенности и различные правовые системы, конституции решали главную задачу – способствовали укреплению стабильности, повышению благосостояния народа и развитию демократии».
Основной закон закрепил фундаментальное положение о Казахстане как демократическом, светском, правовом и социальном государстве, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В этом заключен главный созидательный и гуманистический потенциал Конституции Казахстана.
Конституция – это очередное продвижение Казахстана в плане обеспечения прав и свобод человека, которая за годы независимости не раз доказала свою эффективность, демократичность и нацеленность на защиту прав и свобод граждан.
Важно отметить, что Конституция закрепила статус современного Казахстана как развивающегося демократического государства. Свобода труда и предпринимательской деятельности, впервые гарантированная именно в Конституции 1995 года, была затем реализована через право на осуществление внешнеэкономических связей, упрощенную процедуру регистрации и налогообложения предпринимателей, снижение налогового бремени, определение границ вмешательства государства в частный бизнес, ограничение проверок со стороны контролирующих органов.
Мировым сообществом Конституция Республики Казахстан оценена как документ, обеспечивающий демократический путь развития страны на основе рыночной экономики, утверждения всех институтов гражданского общества.
Сегодня, создав прочный фундамент экономики и своей государственности, Казахстан уверенно входит в принципиально новый этап развития, что позволит стране совершить прорыв поистине исторического масштаба. Для осуществления этой задачи принимаются первоочередные меры, обеспечивающие вступление Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
На сегодняшний день обеспечена надежность социальной базы развития, создана лучшая экономика. Ее стабильное развитие позволяет усиленно проводить необходимые реформы.
А процесс политической модернизации в нашей стране идет по мере проведения преобразований в экономике. Сегодня Казахстан достиг своего экономического подъема, обеспечена политическая стабильность в обществе и создан достойный уровень жизни, принцип, озвученный Главой государства «сначала экономика, а затем и политика», полностью оправдал себя.
Надо отметить, что Казахстан достойно вышел из мирового экономического кризиса. В Республике была выработана собственная программа борьбы с последствиями финансового кризиса, признанная международными экспертами одной из лучших среди подобных программ.
Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны государства, а с другой – общества. Это связано со статусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы (носителя) общества.
Впервые в Конституции отводится целый раздел, посвященный основным конституционным правам и свободам человека. Это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Необходимо обратить особое внимание на то, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал столь значимое место в предыдущих конституциях бывшего Союза – появился он лишь в Конституции 1937 года, да и то, в числе последних глав. В Конституции 1978 года он был поставлен уже на второе место. С 1995 года начался новый период в правовой системе Республики Казахстан, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.
Основной закон закрепил единство народа, объединив на казахской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой. Созданная Ассамблея народа Казахстана стала одним из главных инструментов национальной политики. Уникальность этого казахстанского института признана во всем мире, а опыт по проведению политики, направленной на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, перенимают страны ближнего и дальнего зарубежья.
Конституция отражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развития общества в новых условиях. Центральная идея Основного закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества, как на ближайшую, так и на более отдаленную историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия.
Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создает реальные возможности для формирования и упрочнения государства.
Конституция Республики Казахстан — основной, главный нормативный акт государства и общества, который утверждает Республику Казахстан «…демократическим, светским, правовым и социальным государством», которая также является унитарным государством с президентской формой правления.
Конституция, как основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Иначе говоря, основываясь на положениях Конституции, принимаются все нормативные акты, поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные акты.
Новая Конституция поощряет развитие демократических институтов, изменения, которые были внесены в 1998-м и 2007-х годах, увеличили потенциал Основного закона страны. Это можно отнести как к демократизации существующих институтов власти — расширение полномочий парламента, так и к деятельности политических партий и движений, более активному включению в жизнь страны общественных объединений граждан. Еще ранее, в Конституции 1995 года, были введены новые институты и нормы: были учреждены двухпалатная структура национального парламента, состоящего из сената и мажилиса, Конституционный совет, определена иерархия источников действующего права, созданы единая система судов, новый порядок их формирования, обеспечивающий независимость судебной ветви власти.
Особо отмечу, что признанием наличия в Конституции страны демократических прав стало избрание Казахстана председателем ОБСЕ в 2010 году. Это решение было обусловлено и тем, что Казахстан является инициатором многих миролюбивых инициатив, носителем идей мира и толерантности.
С уверенностью можно заявить, что в мире ценится казахстанский опыт и то, что автором казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия является первый Президент нашей республики Нурсултан Назарбаев, который представляет собой достаточно редкий в современном мире феномен национального лидера.
Глава нашего государства отметил: «Наш долг – бережно относиться к Конституции. Уважать ее, как уважаем свою страну, свою историю, свои достижения. Без уважительного отношения к Конституции и неукоснительного соблюдения ее норм невозможно достичь общественного согласия, порядка, мира и спокойствия, а значит, и благополучного будущего нашего Отечества».
Как ученый, хотел бы отметить, что именно опираясь на ключевые положения Основного закона, которые содержат весь необходимый базовый юридический потенциал, в Казахстане были проведены жизненно важные преобразования. Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. Верю в будущее нашей Республики, и считаю, что государственные меры по демократизации политической жизни страны и по либерализации экономики и отношений собственности должны придать новые импульсы социальному развитию Казахстана – единого во всем своем многообразии.

Булат ИСЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент