КОНКУРЕНЦИЯ НА ДОРОГАХ. ЦЕНА ВОПРОСА
Атырауские предприятия, официально занимающиеся областными пассажирскими перевозками, терпят большие убытки. Виной тому — деятельность нелегальных конкурентов. Для решения этой проблемы Национальная палата предпринимателей Атырауской области организовала «круглый стол», в работе которого приняли участие представители транспортной прокуратуры, местных исполнительных органов, бизнесмены.
Данной встрече предшествовало обращение в Палату руководителей ТОО «Тенгизколик» Спандияра Айсанова и ТОО «Лава Транс» Вадима Синкевича о защите своих законных прав и интересов. Предприятия являются официальными перевозчиками, утвержденными областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог по направлениям Атырау — Уральск, Атырау — Бейнеу, Атырау — Кульсары. Однако из-за отсутствия контроля со стороны уполномоченных государственных органов они терпят большие убытки. К примеру, установленная цена билета до Уральска для ТОО «Лава Транс» составляет 4050 тенге. Но из-за демпинга цен нелегальными перевозками предприятия вынуждены осуществлять перевозки по цене 3100 тенге. Загруженность официального перевозчика составляет не более 30 процентов, поэтому после оплаты налогов, услуг автовокзалам, ГСМ, зарплаты водителям, диспетчерам, механикам, медикам, покупки запчастей, обслуживания производственной базы и других затрат, деятельность предприятия становится нерентабельной. Между тем управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог известило перевозчиков о необходимости заключения договора с вошедшим в реестр автовокзалом ИП «Куаныш О.». По словам перевозчиков, выполнение этого требования приведет к тому, что их автобусы будут простаивать, так как автовокзал находится далеко от города и неудобен для пассажиров. Да и вопрос с нелегальными перевозчиками не решен.
По словам предпринимателя Вадима Синкевича, ситуация дошла до того, что их «хлеб» буквально отнимают водители машин с грузинскими и киргизскими номерами. Таксисты заходят в салон автобуса и «выманивают» сидящих пассажиров!
— Данная ситуация приведет к уменьшению количества пассажирских перевозок, мы держимся за счет праздников, только за эти дни мы покрываем свои расходы. А ведь мы предприниматели и должны зарабатывать! Хотим развиваться, взять кредит и купить комфортабельные автобусы, но как мы расплатимся при таком положении вещей? — вопрошает бизнесмен.
Кульсаринский предприниматель Спандияр Айсанов пожаловался на такие же проблемы, когда его автобусы также едут в рейс на Атырау полупустыми из-за нелегальщиков.
Между тем в ходе «круглого стола» выяснилось, что о существующей проблеме знают все ответственные инстанции, причем, давно. По словам прокурора транспортной прокуратуры Болата Калыкова, эта проблема существует уже в течение 5 лет. Среди основных проблемных моментов в работе перевозчиков прокурор выделил следующие: городской автовокзал ИП «Куаныш О.» не имеет статуса, соответственно, его деятельность незаконна, значит, незаконны работа перевозчиков, маршруты и т.д. Неоднократные обращения в акимат по этому вопросу остались без ответа.
— Есть свои требования по пассажирским перевозкам, но никто не контролирует пассажиропоток и другие требуемые нормы. Таксисты тоже зарабатывают на жизнь, но права официального перевозчика должны быть защищены. Упорядочить процесс, узаконить его является вашей работой, каждый должен выполнять свои функциональные обязанности, — обратился прокурор к представителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Заместитель начальника названного управления Кайрат Нуртаев в свою очередь сообщил, что для решения этого вопроса в областном акимате в ближайшее время состоится совещание с участием курирующего заместителя акима области. Создана комиссия по рассмотрению вопросов придания статуса объекту, транспортная инспекция выдала предписания на устранение нарушений.
Тем временем прокурор информировал о других выявленных нарушениях в Кульсары. Так, например, тендер на перевозки пассажиров по маршруту №8 выиграл один предприниматель. На этом маршруте работали 10 перевозчиков, которые платили ему по 1 тысяче тенге в день. Когда предприниматель повысил сумму взноса до 2 тысяч тенге, водители отказались платить и стали самовольно обслуживать маршрут. При проверке стало известно, что предприниматель участвовал в тендере без нужных документов и своих автобусов не имел. Прокурор отметил, что в создавшейся проблеме виноват районный отдел ЖКХ и пассажирских перевозок, который провел тендер с нарушениями.
Резюмируя встречу, заместитель директора по правовым вопросам Национальной палаты предпринимателей по Атырауской области Нурсултан Кашахов отметил, что незаконные перевозки нередко приводят к трагедиям, на дорогах области гибнут люди. Поэтому данная проблема касается не только извлечения выгоды для предпринимателей, но и правовой ответственности перевозчиков за жизнь и безопасность людей.
Алма ТУРГАНОВА