КАЗАХСТАНСКАЯ ИСТОРИЯ: ПУТЬ В ПЕРВЫЙ МИР
21 год назад — на заре Независимости Казахстан оказался один на один с множеством труднейших вызовов. В этих условиях Нурсултану Назарбаеву в непрерывном режиме пришлось решать сложнейшие задачи построения новой государственности.
И при этом, как справедливо заметил британский историк Джонатан Айткен, «на протяжении всей своей политической карьеры Нурсултан Назарбаев постоянно находился впереди событий».
По существу, Первый Президент Казахстана соединил в себе две масштабные исторические роли: основателя государства и, одновременно, его модернизатора. Редко кому в истории выпадала столь сложная и ответственная задача.
Поэтому обоснованно, что в историческом контексте Первого Президента Казахстана часто сравнивают с основателем Турецкой Республики Кемалем Ататюрком. Не случайно, что в Астане открыт памятник Ататюрку — единственный в Центральной Азии. Как подчеркнул Президент Турции Абдулла Гюль — «мы гордимся этим фактом».
Действительно, Кемаль Ататюрк возглавил государство, оставшееся после крушения империи, и провел его масштабную модернизацию. Он сплотил турецкое общество на основе новой идентичности, ключевым понятием которого стала «турецкая нация». Н.А. Назарбаев сплотил общество Казахстана на основе общегражданской идентичности, ключевым понятием которого является «народ Казахстана».
Однако, масштаб задач по преобразованию экономической системы в Казахстане с 1990 годов был на порядок объемнее, чем в Турции 1920 г.г. Поэтому Назарбаеву было несоизмеримо труднее, чем Ататюрку.
Масштабную модернизацию экономической, а с нею и политической системы провел в середине ХХ века лидер самой передовой страны мира — президент США Ф. Рузвельт. Он в течение довольно долгого времени был признанным лидером северо-американской нации — четырежды избирался на пост президента. Он вытащил экономику из Великой депрессии, структурно преобразовал рыночные отношения, внеся в них разумные элементы планирования, государственного регулирования и социальной ориентации. Он же заложил основы современного высокопрофессионального американского государственного аппарата.
Аналогичные задачи, в масштабах Казахстана, успешно решил и Президент Н.А. Назарбаев. Социальная ориентированность казахстанской экономической модели, приоритет общего блага перед частным — это конституционная норма Республики Казахстан. «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу», — гласит пункт 2 статьи 6 Конституции РК, принятой по почину Президента в 1995 году.
Однако и здесь, сравнивая двух президентов, необходимо иметь в виду, что Франклин Рузвельт пришел к руководству давно сложившегося, крепкого государства с огромным авторитетом и сильнейшей (несмотря на кризис) экономикой в мире. Нурсултану Назарбаеву многое, если не все, приходилось начинать с нуля: закладывать традиции государственности, да и строить саму государственность, ее первые институты, добиваться от них эффективной и слаженной работы.
Наконец, третий крупный политик ХХ века, с которым нередко сравнивают Н.А. Назарбаева — пре¬зидент Франции 1958-1969 г.г. Шарль де Голль, создатель Пятой Республики. С ним Нурсултана На¬зарбаева сближает строительство стабильных институтов государственности. Шарль де Голль уделял особое внимание эффективному устройству власти. Ключевую роль он всегда отводил институту президент¬ства. Конституция, предложенная им и принятая Францией, уже шестое десятилетие существует без серьезных изменений, обеспечивая один из самых устойчивых политических режимов в истории Франции.
Нурсултан Назарбаев всегда придавал исключительное значение институциональному строитель¬ству, насущным задачам государства. Он первым из руководителей союзных республик увидел, что в переходный период республики нуждаются в сильной персонифицированной власти. Следствием это¬го стало учреждение в Казахстане поста Президента — Казахстан сделал это еще весной 1990 года, минимум на полгода раньше, чем любая другая из республик бывшего СССР. Но при этом, Н.А. На¬зарбаев, в отличие от Шарля де Голля, не реформировал доставшиеся ему в наследство структуры, а строил их заново.
Суверенный Казахстан естественным образом перерос ложе союзной республики, и существовав¬шие в советское время зачатки казахстанской государственности уже не годились для решения задач полностью независимого государства. И Нурсултан Абишевич стал первопроходцем государственного строительства Казахстана. Он максимальным образом учел как этнические и исторические особенности Казахстана, так и все многообразие задач современного государства.
Поэтому государственное устройство Казахстана, не обремененное условностями и традициями, бо¬лее совершенно, чем многие старинные демократии, лучше приспособлено для выполнения функций го¬сударства. В структуре власти Казахстана органичным образом сочетаются юридический и моральный авторитет. Этим, в частности, наделен такой орган, как Конституционный Совет Республики Казахстан. Выстроенная же Н.А. Назарбаевым система Ассамблей народа во главе с общенациональной Ассам¬блеей народа Казахстана, как органом морального авторитета, во главе с Президентом, до сих пор не имела аналогов в мировой практике государственного строительства, однако теперь служит ориентиром для многих стран.
Будущие историки, отмечая в деятельности Н.А. Назарбаева черты сходства с деятельностью трех названных великих политиков ХХ века — Ататюрка, Рузвельта и Шарля де Голля — будут также вынуждены отметить, что каждый из них лишь частично отразил в своей деятельности те государственные качества, которыми отмечено президентское служение Нурсултана Абишевича Назарбаева. В то же время Н.А. Назарбаев как бы воплотил в себе свойства всех троих государственных руководителей. Он наиболее полно выразил всю сумму качеств подлинного исторического Лидера нации.
В поисках эталона успешного политика для XXI века политологи впредь будут обращаться, прежде всего, к опыту государственной деятельности первого Президента Казахстана. Президента, который успешно преодолев трудности, обеспечил построение независимого государства и открыл для своего народа путь в первый мир.