БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ РОСТА И БОЛЬШОЙ ФРОНТ РАБОТ
В Послании Президента Казахстана Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» перед нами поставлена стратегическая цель — войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Эта задача успешно решается, и свидетельством тому может служить ежегодный рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Новейшая история Казахстана насчитывает всего чуть более 20 лет. В 2005 году в статье «Новое время — новая экономика» Глава государства писал, что «Казахстан, изначально провозгласив целью ориентированной экономики, основанной на конкуренции, развитие разнообразных форм собственности, не только сделал ответственный выбор, но и поставил себя в ряд цивилизованных стран». И сегодня уже можно говорить об определенных результатах. Ведь за эти два десятка лет нам удалось не только обеспечить безопасность и территориальную целостность (что важно для такой малонаселенной страны, как наша), но и добиться высоких показателей экономического роста.
К тому же у Казахстана имеется огромный потенциал для перспективного развития — это богатейшие природные ресурсы. Достаточно сказать, что в настоящее время известно порядка 500 видов минерального сырья. Напомню, по многим их видам наша страна занимает ведущие позиции в мире. Так, Казахстан первенствует по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита; занимает второе место по запасам серебра, свинца и хромитов; третье — меди, марганца; четвертое — молибдена; а по запасам золота входит в первую десятку.
Сравнительный анализ динамики роста в транзитных экономиках показывает, что темпы изменения реального ВВП в Казахстане выше, чем в государствах Центральной и Восточной Европы. Однако совершенно очевидно, что такое сравнение имеет как показательный, так и содержательный характер. ВВП страны по сравнению с 1999 годом возрос более чем в 16 раз, а ежегодный прирост составил 7,6%. Убедительным доказательством является рост ВВП на душу населения — более чем в 7 раз.
Имеющая место трансформация в оценке конкурентоспособности национальных экономик определенным образом меняла позиции Казахстана в мире. Проблема оценки национальной конкурентоспособности Казахстана активно обсуждается с марта 2006 года, когда в Послании Президента была поставлена задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Рейтинг, по которому оценивается страновая, национальная конкурентоспособность, рассчитывается Всемирным экономическим форумом в форме специального индекса, наряду с отдельным индексом по конкурентоспособности бизнеса. Национальная конкурентоспособность до 2006-го оценивалась индексом роста конкурентоспособности, который в настоящее время сменился индексом глобальной конкурентоспособности. В рейтинге по итогам 2005 года Казахстан занимал 61-е место из 117 стран, отставая от 50-го места, которое принадлежало Индии, на 0,27 пункта (3,77 против 4,04). По отдельным подиндексам, входившим в ИРК, позиции Казахстана таковы: по технологическому подиндексу — 77-е место, по подиндексу макроэкономической среды — 41-е место, по подиндексу общественных институтов — 76-е место. Для сравнения: Россия занимает по этим же подиндексам соответственно 73-е, 58-е и 91-е места (по ИРК в целом — 75-е место). А через год по итогам 2006 года Казахстан поднялся до 56-го места в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК).
Если в ранее использованном индексе роста конкурентоспособности учитывались три компонента конкурентоспособности — макроэкономика, общественные институты и технологичность, то в новом индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК) таких компонентов уже девять: институты; инфраструктура; макроэкономика; здравоохранение и начальное образование; высшее образование и повышение квалификации; рыночная эффективность; технологии; развитость бизнеса; инновации. По ИГК Казахстан за год утратил несколько пунктов, откатившись с 51-го места по итогам 2005 года на 56-е по итогам 2006 года. В этом индексе на 50-м месте находилась Индонезия, и Казахстан отставал от нее на 0,07 балла (4,19 против 4,26). Тем не менее по ИГК Казахстан тогда имел самые сильные позиции среди стран СНГ. Для сравнения: Россия занимала 62-е место, 64-е — Азербайджан, 78-е — Украина, 82-е — Армения, 85-е — Грузия, 86-е — Молдова, 96-е — Таджикистан, 107-е — Кыргызстан. Таким образом, для вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых государств необходимо было обеспечение среднегодовых темпов роста ВВП на уровне около 12-15% (в зависимости от темпов роста стран-конкурентов и роста населения республики).
В целом, резюмируя рассмотрение уровня национальной конкурентоспособности Казахстана, можно сделать вывод о том, что эта конкурентоспособность высока, скорее, в соответствии с методиками Всемирного экономического форума. Причем высокие позиции даже в этом рейтинге обеспечивают всего три параметра из девяти — «макроэкономика», «рыночная эффективность» и «высшее образование и обучение». Это означает, что данные показатели имеют больше веса при агрегировании индекса глобальной конкурентоспособности, что, в свою очередь, означает, что потеря позиций по этим параметрам может повлечь за собой существенную потерю позиций по индексу в целом. Очевидным локомотивом, вытягивающим Казахстан на высокие позиции, является в настоящее время параметр «макроэкономика», что обусловливается благоприятной нефтяной конъюнктурой. Значимость нефтяного фактора подтверждается тем, что большинство стран-лидеров в рейтинге «макроэкономика» также являются крупными экспортерами углеводородов.
Таким образом, для повышения национальной конкурентоспособности необходимо развивать социальную, экономическую и технологическую сферы с тем, чтобы подняться по соответствующим профильным рейтингам и диверсифицировать риск потери конкурентоспособности. Кроме того, другим выводом относительно национальной конкурентоспособности Казахстана является сохраняющийся низкий уровень развития ряда ключевых для конкурентоспособности сфер — науки, образования, здравоохранения, что отражается в соответствующих рейтингах других, помимо ВЭФ, всемирных организаций. Необходимо дальнейшее развитие, причем очень высокими темпами, таких параметров, как производство ВВП и ВНД, в том числе на душу населения, финансирование НИОКР, повышение качества жизни и здравоохранения с целью увеличения продолжительности жизни, предотвращение дальнейшего расслоения населения по уровню доходов, существенное увеличение финансирования образования, здравоохранения и науки.
Безусловно, все это будет способствовать как общему повышению качества казахстанской экономики и росту ее конкурентоспособности, так и продвижению страны в рейтинговых оценках мировых организаций, повышению ее престижа на международной арене.
Нурсауле БРИМБЕТОВА,
ведущий научный
сотрудник Института
экономики КН МОН РК
«Казахстанская правда»,
06.09.2013 г.