Официально

БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ РОСТА И БОЛЬШОЙ ФРОНТ РАБОТ

В Послании Президента Казахстана Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» перед нами поставлена стратегическая цель — войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Эта задача успешно решается, и свидетельством тому может служить ежегодный рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Новейшая история Казахстана насчитывает всего чуть более 20 лет. В 2005 году в статье «Новое время — новая экономика» Глава государства писал, что «Казахстан, изначально провозгласив целью ориентированной экономики, основанной на конкуренции, развитие разнообразных форм собственности, не только сделал ответственный выбор, но и поставил себя в ряд цивилизованных стран». И сегодня уже можно говорить об определенных результатах. Ведь за эти два десятка лет нам удалось не только обеспечить безопасность и территориальную целостность (что важно для такой малонаселенной страны, как наша), но и добиться высоких показателей экономического роста.

К тому же у Казахстана имеется огромный потенциал для перспективного развития — это богатейшие природные ресурсы. Достаточно сказать, что в настоящее время известно порядка 500 видов минерального сырья. Напомню, по многим их видам наша страна занимает ведущие позиции в мире. Так, Казахстан первенствует по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита; занимает второе место по запасам серебра, свинца и хромитов; третье — меди, марганца; четвертое — молибдена; а по запасам золота входит в первую десятку.

Сравнительный анализ динамики роста в транзитных экономиках показывает, что темпы изменения реального ВВП в Казахстане выше, чем в государствах Центральной и Восточной Европы. Однако совершенно очевидно, что такое сравнение имеет как показательный, так и содержательный характер. ВВП страны по сравнению с 1999 годом возрос более чем в 16 раз, а ежегодный прирост составил 7,6%. Убедительным доказательством является рост ВВП на душу населения — более чем в 7 раз.

Имеющая место трансформация в оценке конкурентоспособности национальных экономик определенным образом меняла позиции Казахстана в мире. Проблема оценки национальной конкурентоспособности Казахстана активно обсуждается с марта 2006 года, когда в Послании Президента была поставлена задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Рейтинг, по которому оценивается страновая, национальная конкурентоспособность, рассчитывается Всемирным экономическим форумом в форме специального индекса, наряду с отдельным индексом по конкурентоспособности бизнеса. Национальная конкурентоспособность до 2006-го оценивалась индексом роста конкурентоспособности, который в настоящее время сменился индексом глобальной конкурентоспособности. В рейтинге по итогам 2005 года Казахстан занимал 61-е место из 117 стран, отставая от 50-го места, которое принадлежало Индии, на 0,27 пункта (3,77 против 4,04). По отдельным  подиндексам, входившим в ИРК, позиции Казахстана таковы: по технологическому подиндексу — 77-е место, по подиндексу макроэкономической среды — 41-е место, по подиндексу общественных институтов — 76-е место. Для сравнения: Россия занимает по этим же подиндексам соответственно 73-е, 58-е и 91-е места (по ИРК в целом — 75-е место). А через год по итогам 2006 года Казахстан поднялся до 56-го места в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК).

Если в ранее использованном индексе роста конкурентоспособности учитывались три компонента конкурентоспособности — макроэкономика, общественные институты и технологичность, то в новом индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК) таких компонентов уже девять: институты; инфраструктура; макроэкономика; здравоохранение и начальное образование; высшее образование и повышение квалификации; рыночная эффективность; технологии; развитость бизнеса; инновации. По ИГК Казахстан за год утратил несколько пунктов, откатившись с 51-го места по итогам 2005 года на 56-е по итогам 2006 года. В этом индексе на 50-м месте находилась Индонезия, и Казахстан отставал от нее на 0,07 балла (4,19 против 4,26). Тем не менее по ИГК Казахстан тогда имел самые сильные позиции среди стран СНГ. Для сравнения: Россия занимала 62-е место, 64-е — Азербайджан, 78-е — Украина, 82-е — Армения, 85-е — Грузия, 86-е — Молдова, 96-е — Таджикистан, 107-е — Кыргызстан. Таким образом, для вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых государств необходимо было обеспечение среднегодовых темпов роста ВВП на уровне около 12-15% (в зависимости от темпов роста стран-конкурентов и роста населения республики).

В целом, резюмируя рассмотрение уровня национальной конкурентоспособности Казахстана, можно сделать вывод о том, что эта конкурентоспособность высока, скорее, в соответствии с методиками Всемирного экономического форума. Причем высокие позиции даже в этом рейтинге обеспечивают всего три параметра из девяти — «макроэкономика», «рыночная эффективность» и «высшее образование и обучение». Это означает, что данные показатели имеют больше веса при агрегировании индекса глобальной конкурентоспособности, что, в свою очередь, означает, что потеря позиций по этим параметрам может повлечь за собой существенную потерю позиций по индексу в целом. Очевидным локомотивом, вытягивающим Казахстан на высокие позиции, является в настоящее время параметр «макроэкономика», что обусловливается благоприятной нефтяной конъюнктурой. Значимость нефтяного фактора подтверждается тем, что большинство стран-лидеров в рейтинге «макроэкономика» также являются крупными экспортерами углеводородов.

Таким образом, для повышения национальной конкурентоспособности необходимо развивать социальную, экономическую и технологическую сферы с тем, чтобы подняться по соответствующим профильным рейтингам и диверсифицировать риск потери конкурентоспособности. Кроме того, другим выводом относительно национальной конкурентоспособности Казахстана является сохраняющийся низкий уровень развития ряда ключевых для конкурентоспособности сфер — науки, образования, здравоохранения, что отражается в соответствующих рейтингах других, помимо ВЭФ, всемирных организаций. Необходимо дальнейшее развитие, причем очень высокими темпами, таких параметров, как производство ВВП и ВНД, в том числе на душу населения, финансирование НИОКР, повышение качества жизни и здравоохранения с целью увеличения продолжительности жизни, предотвращение дальнейшего расслоения населения по уровню доходов, существенное увеличение финансирования образования, здравоохранения и науки.

Безусловно, все это будет способствовать как общему повышению качества казахстанской экономики и росту ее конкурентоспособности, так и продвижению страны в рейтинговых оценках мировых организаций, повышению ее престижа на международной арене.

 

Нурсауле БРИМБЕТОВА,

ведущий научный

сотрудник Института

экономики КН МОН РК

«Казахстанская правда»,

06.09.2013 г.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button