Бурный рост потребительского кредитования и устойчивый спрос на банковские займы привел к увеличению проблем с выплатой кредитов, говорят специалисты областного департамента по защите прав потребителей. На днях эти и другие вопросы были обсуждены за круглым столом, в котором приняли участие сотрудники банков второго уровня, специалисты департамента ЗПП и представители СМИ.
В мире рыночной экономики банковские кредиты являются одной из важных составляющих частей финансового рынка. К сожалению, как показывает практика, сегодня пока в частности права и законные интересы банков ставятся несколько выше прав потребителей.
— За рубежом кредитная надбавка составляет всего лишь четыре процента, а у нас она варьируется от 30 до 40 процентов. К тому же при заключении договоров применяются банковские термины, что часто бывает не понятно для заемщика, некоторые из них не читают договор. А банки этим пользуются и пишут важные графы мелким шрифтом, отвлекая от них внимание, хотя при этом именно они являются существенным предметом договора, — сказал заместитель руководителя департамента ЗПП Амантай Жумагалиев.
Банк, как и всякое юридическое лицо, является экономически сильной стороной, которая обладает большими ресурсами для достижения своих целей. А обычный потребитель не имеет возможности предложить какие-либо изменения или дополнения к договору, он либо принимает их, либо нет.
В этой связи в законодательстве Республики Казахстан внесен ряд изменений, касающихся защиты прав потребителей.
— Эта норма Закона РК «О защите прав потребителей» должна быть устанавливающим условием при заключении договоров. Любое нарушение, ущемляющее права потребителя данной статьи, а также установленными законами или иными правовыми актами Республики Казахстан в области защиты прав потребителей, должны признаваться недействительными. Так же запретить обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Тем самым мы избавимся от навязывания дополнительных услуг в виде договоров страхования, — говорит руководитель отдела по защите прав потребителей департамента ЗПП Кайрат Нургалиев.
Как говорят специалисты, в банковской деятельности стало нормой считать законным комиссии и вознаграждения. К примеру, комиссия за рассмотрение кредитной заявки взимается, как правило, кредитными организациями за рассмотрение документов, предоставляемых заемщиком в целях оценки его платежеспособности, а также оценки предмета залога, платежеспособности поручителей и т.д. На практике такая комиссия уплачивается единовременно. Экономическая цель очевидна — это покрытие предполагаемых расходов банка на оценку кредитных рисков предоставления денежных средств конкретному заемщику. Тем не менее, уплата данной комиссии не обусловлена предоставлением заемщику каких-либо услуг, в результате оказания которых у заемщика могло бы возникнуть самостоятельное имущественное благо: «При таких условиях взимание такой комиссии является незаконным, а полученные банком денежные средства — безосновательным обогащением», — говорит Кайрат Нургалиев.
Еще одной необоснованной комиссией, по его мнению, является плата за выдачу займа.
-Перекладывание расходов на открытие и ведение счета на заемщика является необоснованным, — говорит он.В целом число жалоб в департамент с ка ждым годом становится меньше: если в 2014 году их количество составило 76 обращений, то в 2015-м поступило 50 заявлений, в текущем году — 32. Анализ обращений показывает, что большая часть жалоб приходится на розничную торговлю, на втором месте — сфера общественного питания, далее услуги ЖКХ, бытового обслуживания населения. Также жалобы потребителей коснулись и финансовой сферы, транспортной, медицинской и образовательной. По словам К. Нургалиева на телефоны «горячей линии» за период основания департамента поступило всего 735 звонков. Кроме того, в созданные консультативные центры при Департаменте и районных управлениях ЗПП обратились за юридической помощью 398 граждан.
Динара КАНБЕТОВА