Загляните в особый список
Кто занимается защитой интересов потребителей финансовых услуг? Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. На законодательном уровне установлен ряд требований к финансовым организациям. Какие именно?
Финансовые организации обязаны уведомлять финрегулятора (коим является Агентство) о предлагаемых финансовых продуктах, утверждать советом директоров финорганизаций предельные величины ставок и тарифов на предлагаемые финансовые услуги, определены предельные размеры неустоек (штрафов и пени), начисляемых за нарушение потребителями обязательств по финансовым операциям.
По словам первого заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Олега Смолякова, для финансовых учреждений законодательно запрещены ограничения права потребителя на выбор финансовых услуг, урегулировано регулирование споров между потребителями и финансовыми учреждениями по исполнению своих обязательств, в том числе через институт финансового омбудсмена. Для предоставления потребителям подробной информации о деятельности финансовых учреждений и предлагаемых ими услугах и ее доступности законами установлено обязательное размещение этой информации на интернет-ресурсе финансовой организации. Кроме того, в мае 2021 года был принят ряд законодательных поправок для банков и микрофинансовых организаций, в том числе единый обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам. И, как отметил первый заместитель председателя финансового регулятора, по поручению Главы государства Агентство разрабатывает дополнительные меры по ужесточению регулирования деятельности коллекторов для защиты граждан от незаконной деятельности коллекторских организаций. В результате, защищая права людей от мошеннических операций и для предотвращения передачи поддельных онлайн-микрокредитов, Агентство усилило процедуры идентификации заемщиков, введя требование о биометрической и обязательной двухфакторной идентификации заемщика.
Как сказал Смоляков, ведомство совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в октябре нынешнего года подписало межведомственный меморандум о сотрудничестве и алгоритм выявления и расследования незаконных кредитов, оперативного списания недостоверных долгов заемщиков.
Для повышения финансовой грамотности в мае 2020 года была принята Концепция повышения финансовой грамотности, в рамках ее реализации существует единый Fingramota.kz интернет-портал по финансовой грамотности, мобильное приложение Fingalota Online. Агентство также разработало методические рекомендации и памятку для финансовых учреждений, включая основные критерии и требования к обслуживанию людей с ограниченными возможностями и доступу к финансовым продуктам для них. Разработана «Карта финансовой доступности», которая предусматривает филиалы банков, отвечающие потребностям всех категорий граждан. В настоящее время ведется работа по созданию стандартов доступности для всех категорий граждан и всех сегментов финансового рынка (банк, микрофинансирование, страхование и другие). А в качестве превентивной меры по недопущению вовлечения людей в подозрительные финансовые операции с субъектами, имеющими признаки незаконной деятельности на финансовом рынке, опубликован список из 121 организации с признаками финансовой пирамиды или нелицензированной инвестиционной деятельности.