Взять свою жизнь в собственные руки
Слова спонсорство, меценатство, благотворительность знакомы практически всем. Однако термин «Социальное предпринимательство» в Казахстане является относительно новой концепцией, при этом данная модель набирает обороты в разных секторах. С нынешнего года в Атырау стартовала двухгодичная программа социального предпринимательства «Жаркыра», реализуемая ФЕЦА при финансовой поддержке ТОО «ТШО», о чем наша газета информирует читателей на регулярной основе. Так что подразумевается под данным термином? Есть ли у населения заинтересованность в его распространении, и какую пользу получит общество в целом? Об этом в интервью с руководителем программы ФЕЦА Айгуль Тагатовой.
Умная благотворительность
— Социальное предпринимательство сильно развито в мире. На чем оно базируется?
— Концепция социального предпринимательства стала одним из основных общественных движений во многих странах мира за последние 30 лет. Она вдохновляет тысячи людей разрабатывать и запускать предпринимательские и инновационные идеи, направленные на решение сложных глобальных и локальных проблем. Можно сказать, что это новый сектор экономики, который располагается непосредственно между коммерческим и некоммерческим секторами, потому что способствует развитию малого и среднего бизнеса и создает рабочие места, одновременно решает социальные и экологические проблемы. С одной точки зрения, нынешний глобальный экономический спад не всегда обеспечивает благоприятный климат для развития малого и среднего бизнеса, с другой точки зрения, многие эксперты утверждают, что экономический кризис может оказать положительное воздействие на некоторые секторы экономики, поскольку стимулирует инновации, социальную ответственность и самостоятельную занятость. Нынешний рост социальных предприятий в Греции является прекрасным примером того, как надлежащее руководство и поддержка увлеченных социальных предпринимателей в момент экономического спада помогает решать самые систематические и хронические проблемы экономической и социальной системы страны.
— Какова ситуация в Казахстане?
— У нас данная концепция только набирает обороты. Для поддержки сп Национальная палата предпринимателей «Атамекен» через комитет социальной сферы и социального партнерства способствует принятию законодательных определений сп, выступает за налоговые и другие льготы. Алматинский университет менеджмента создает Лабораторию социального предпринимательства, чтобы продвигать концепцию с академической позиции путем разработки определений, методик и проведения исследований. Сообщество доноров финансирует проекты СП, направленные на поддержку той или иной уязвимой группы населения.
Казахстанские эксперты считают, что в ближайшем будущем социальное предпринимательство будет играть важную роль в развитии современного Казахстана из-за своих очевидных преимуществ как для социального, так и для экономического развития, а также явной способности трансформировать жизнь людей и производить социальные перемены. Кроме того, социальное предпринимательство также рассматривается как один из ключевых источников обеспечения финансовой устойчивости казахстанских НПО, которые в настоящее время в значительной степени зависят от донорского финансирования. Однако, невзирая на растущий в обществе интерес, этих мер недостаточно для покрытия всех регионов Казахстана, поэтому в Казахстане на данный момент существует несколько действующих социальных предприятий. Кроме того, почти все инициативы по развитию СП в Казахстане реализуются в основном в городах Алматы и Астана, поэтому региональные сообщества от этих событий отстают, несмотря на имеющийся у населения потенциал. Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие понимания концепции, слабая информационная поддержка и недостаток историй успеха, отсутствие доступа к финансированию и отсутствие государственной поддержки в настоящее время препятствуют развитию социального предпринимательства в Казахстане.
Социальный предприниматель – лидер и инициатор
— Данная программа «Жаркыра» охватывает город Атырау и Жылыойский район?
— Результаты «Совместной оценки нужд для стратегического плана фонда «Игілік» на 2012-2017г.г.», проведенной в 2011 году, показывают, что многие социальные проблемы, заявленные местными сообществами, такие как создание реабилитационных центров для детей и взрослых, отсутствие мест отдыха для детей ясельного возраста и подростков, а также занятость, могут быть решены местными органами самоуправления и благодаря спонсорской помощи со стороны бизнеса лишь отчасти. Но главным образом должны решаться путем повышения участия граждан в предпринимательской или неправительственной деятельности. Предварительные встречи ФЕЦА в Атырау весной 2015 показали, что у местной молодежи, НПО и предпринимателей имеется ряд инновационных идей, касающихся социальных проблем, которые при соответствующей институциональной помощи и финансовой поддержке могут произвести настоящие социальные изменения в сообществах. Хотя существует целый ряд государственных программ, которые в настоящее время оказывают финансовую поддержку малым и средним предприятиям, в действительности большинство предпринимателей не в состоянии получить финансирование на развитие бизнес-идей (особенно имеющих социальную ценность) из-за отсутствия залоговых депозитов, особенно когда речь идет о бизнес-проектах с социальными миссиями. Также имеет место отсутствие государственных и донорских программ поддержки НПО, которые хотят начать коммерческую деятельность для достижения устойчивости.
По этой причине ФЕЦА предложило ТШО инициировать двухлетний «Проект развития социального предпринимательства города Атырау», направленный на поощрение, создание и поддержку сильного движения социального предпринимательства в Атырау и Жылыойском районе. ФЕЦА с многолетним и богатым опытом в области развития сообщества и развития малого и среднего бизнеса считает, что важно развивать модель социального предпринимательства в поддержку развития многогранной и устойчивой страны, особенно в контексте нынешнего экономического кризиса. Уникальная способность социальных предприятий объединять социальные и экономические цели не только решает социальные проблемы и генерирует доходы, но позволяет людям самим взять свою жизнь в собственные руки.
Трансформация идей
— После серии семинаров на втором этапе был объявлен открытый конкурс?
— Семинары провел известный социальный предприниматель и бизнес-тренер Галым Жукупбаев. В общей сложности в семинарах приняли участие 150 человек. За три дня слушатели узнали, что такое социальное предпринимательство и какие существуют методы поиска бизнес-идей и ресурсов, как принять участие в данной программе, оформить идею в бизнес-заявку и получить 3,5 миллиона тенге на реализацию своей идеи. По результатам оценки семинаров у 99,4% респондентов сложилось четкое понимание. 85,3% участников объявили о своем намерении подавать заявки на конкурс, из них 46% уже сгенерировали на семинаре социальные бизнес-идеи и хотят помочь обществу в решении социальных проблем. На вопрос «Какая поддержка нужна для вашей социальной идеи?» 98,6% ответили — финансовая, 52,7% — обмен опытом, 44,4% — бизнес-тренинги, 38,8% — наставники из опытных бизнесменов. Все участники отметили новизну и актуальность темы семинара, благодаря участию в нем они повысили свой уровень знаний по теме СП на 62%.
После семинара 72 участника подали свои идеи социального бизнеса на конкурс. 49 заявок поступило из Жылыойского района и 23 — из г. Атырау.
Свои идеи слушатели уже трансформировали в проекты, состоялся отборочный этап, экспертная комиссия определила авторов лучших 25 социальных проектов. Они получат возможность пройти подготовку в области бизнеса. Далее состоится еще один отбор, и авторы около 10 лучших бизнес-идей на протяжении двух лет будут получать всестороннюю консультацию в таких областях, как маркетинг и связь с общественностью, бухгалтерия и налоги, продажи и стратегическое развитие. Успех социальных предпринимателей будет оцениваться посредством оценки как социальной, так и производственной деятельности.
— Спасибо за интервью.
Гульжан ЕЛЕШЕВА