Возможно ли возрождение детского туризма?
Вопрос — чем занять школьников во время каникул, да и в течение всего учебного года, не теряет своей актуальности. На это пытались ответить выступившие на презентации «О развитии туризма в Южном Казахстане», о чем мы писали в нашей газете. Рассказали там и о детской станции юных туристов, которая отметила свой 70-летний юбилей. Дети до сих пор продолжают совершать пешие, водные и горные походы. По мнению инструктора по спорту Курмангазинской средней школы имени М. Ломоносова Алмажи Утегенова, туризм и краеведение — действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к Отечеству. В нашей области станция юных туристов была закрыта на заре перестройки. И с тех пор детьми занимаются энтузиасты. Что изменилось с тех пор?
— Я впервые сталкиваюсь с человеком, который работает в школе инструктором по спорту. Есть такая вакансия?
— В 1989 году я окончил Гурьевский педагогический институт, ныне АГУ имени Х. Досмухамедова. С этого же года работаю в школе, мой стаж — 28 лет. Сначала я был преподавателем физического воспитания, а с 1999 года инструктором по спорту.
— Что способствовало перемещению?
— Когда я был молодым специалистом, неоднократно организовывал однодневные пешие походы выходного дня. Позже проводили межклассные соревнования среди учащихся 5-11 классов. В 1992 году туризм, как вид спорта, был закрыт. Но мы свою работу продолжали по просьбе как школьников, так и их родителей. В 1991-1992 гг. готовил учеников к участию в районных соревнованиях. Проводили у себя школьные слеты, соревнования по спортивному туризму. В 2002 году я принимал участие в республиканском семинаре по туризму, в котором посчастливилось встретить директора Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии, академика Виктора Фомина. Он — настоящий знаток своего дела — поделился своим опытом, мы ознакомились с работой станции юных туристов, освоили навыки по краеведению, по спортивному ориентированию. А также определению азимута, учились, как разжечь костер без спичек и так далее. Через 10 лет в 2012 году на областных педагогических чтениях я выступил с докладом «Туризм как одно из средств всестороннего развития личности» и стал победителем. Наши команды участвовали в соревнованиях в 2012 году в Астане, в 2014 и в 2016 годах в Шымкенте, где неоднократно становились победителями.
Возможно, руководство школы стало понимать, что детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Участие в походах и экскурсиях расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной деятельностью района, республики, воспитывает любовь к родному краю, Родине, гордость за свой народ, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, вырабатывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянные спортивные тренировки физически закаляют ребят.
— Учитывая ваш практический и теоретический опыт, какие рекомендации могли бы дать своим коллегам?
— Назрела острая необходимость в открытии либо возрождении станции юных туристов на областном уровне. В данное время функционирует отдел при областном управлении образования, но станция сможет выполнять свою миссию, можно сказать, более полно, о чем свидетельствует опыт других областей. Необходимо открыть факультативы по экологии, краеведению в школах. Например, мальчики практически готовы к службе в рядах казахстанской армии, поскольку знают, как разобрать палатку, учатся ползать, перепрыгивают через специальные преграды, преодолевают ее с помощью вертикально висевшего каната, определяют азимут, учатся переносить условно пострадавшего и многое другое. Стоит учесть, что мы составляем осложненные маршруты с учетом природных естественных либо искусственно созданных препятствий в пределах природного ландшафта. Помогают в этом деле конкурсы туристических песен, кашеваров, туристических газет, определения топографических знаков. К сожалению, в наше время в воспитательных программах вовсе нет туристических походов. А среднее поколение, возможно, до сих пор помнит и хранит в памяти свои впечатления…
— Спасибо за интервью.
Прямая речь
Вячеслав Афанасьев,
руководитель туристско-краеведческого клуба «Мирас», кандидат в мастера спорта СССР по велотуру и почетный работник туризма РК:
— Наш клуб был создан в 1991 году на базе в то время Гурьевского городского клуба туристов. С 2005 года клуб преобразовался в общественное объединение. В последние годы работает на базе теперь уже университета нефти и газа, и мы занимаемся не только со студентами, но и со школьниками из малообеспеченных семей. В копилке нашего клуба немало мероприятий, о которых мы постоянно информируем общественность. Но одного клуба мало, я поддерживаю идею об открытии станции юных туристов, поскольку молодежь вовлекается в мероприятия по охране окружающей среды, пропаганде здорового образа жизни, проводится идейно-патриотическое воспитание студенческой и школьной молодежи на примерах истории и культуры Казахстана.
Екатерина Кехаева,
руководитель кружка по шашкам Центра школьников г. Атырау:
— Раньше в нашем городе функционировала станция юных туристов, и возглавлял ее Назым Джангиров, я посещала станцию будучи школьницей, потом, с 1988 по 1999 годы, там работала. Станцию закрыли, и на ее базе открыли центр внешкольной работы, теперь это вовсе Центр школьников. Я до сих пор помню наши походы! Сейчас эта работа ведется стихийно. Необходимо вновь создать станцию юных туристов, которая контролировала бы эту работу с охватом районов. Я, например, будучи школьницей и позже, работая, посетила все 15 республик Союза, это расширяет кругозор детей.