Для приема экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территории Атырауской области используется единый телефонный номер — 112.
Управление единой дежурно-диспетчерской службы ДЧС Атырауской области в своей повседневной деятельности осуществляет прием звонков от физических лиц и организаций независимо от форм собственности по единому телефонному номеру 112. Принимается любая информация о чрезвычайных происшествиях, авариях и инцидентах с последующим ее предоставлением соответствующим дежурно-диспетчерским службам, предприятиям, учреждениям. В подчинении этой системы находятся различные службы, которые несут круглосуточное дежурство для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Как мы выяснили, прием вызовов на телефонный номер 112 осуществляется с территории области, города, населенного пункта с любого стационарного или сотового телефона. Данная услуга является бесплатной. В зависимости от характера сообщения производится направление требуемых сил и средств к месту вызова (происшествия). При поступлении сообщений, не входящих в компетенцию департамента по ЧС, заявителям выдаются рекомендации, а также проводится оповещение необходимых взаимодействующих служб (102, 103, и т.д.), в компетенцию которых входит реагирование на ту или иную ситуацию.
Кроме этого, для обеспечения обработки экстренных вызовов операторы центров 112 имеют право использовать информацию, содержащуюся в базах данных операторов телекоммуникаций, в частности: для абонента фиксированной телефонной связи — абонентский номер, фамилия, имя, отчество, наименование и адрес; для абонента подвижной (мобильной) связи — абонентский номер и местонахождение на момент осуществления экстренного вызова.
Люди сюда звонят и днем, и ночью. Телефон никогда не замолкает. Проведенный анализ количества принятых сообщений и информаций о чрезвычайных ситуациях по входящим линиям канала 112 показывает, что за дежурные сутки диспетчерским составом осуществляется прием и обработка в среднем от 150 до 250 звонков. Однако только от двух до пяти звонков поступает касательно происшествий, связанных с авариями, аварийно-спасательными работами. Остальные сообщения носят несущественный характер: уточнение времени, проверка исправности мобильных телефонов, разблокирование мобильных телефонов, баловство и т.д.
Как рассказал нам начальник управления единой дежурно-диспетчерской службы ДЧС Атырауской области полковник противопожарной службы Салимгали Салыкбаев, диспетчеру порой приходится выступать в роли психолога, чтобы успокоить человека на другом конце провода и получить более точную информацию о чрезвычайной ситуации. Иногда диспетчеры вынуждены принимать неординарные решения. Как, например, в случае с пожаром в многоэтажном доме в г. Атырау. Диспетчер, оперативно отправив на место происшествия противопожарные службы, принял решение о необходимости эвакуации жителей верхних этажей этого дома, и организовал всю эту работу.
— Работать оперативным дежурным нелегко — это постоянные нервы и очень жесткий режим. Бывает, что и вздохнуть некогда. Оперативные дежурные понимают ответственность своей службы. Ведь за каждым звонком судьба человека. В целом, команда справляется с поставленной задачей, — говорит Салимгали Салыкбаев.
112 — номер всего из трех цифр, легко запомнить, а главное, вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. В экстренных ситуациях, не теряя времени, сразу же звоните на номер 112, помните, что одним звонком вы можете спасти жизнь себе и многим людям!
Подготовила Асель АППАЗОВА