ВОССТАНОВИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТ
«В годы репрессий мой отец остался жив только потому, что был в утробе матери», — так начала свой рассказ Шахарман (близкие привыкли больше к имени Тамара) Ерсеитова, проживающая ныне в Атырау, когда я попросила рассказать о том, как и когда ее семья вернулась на историческую родину из Узбекистана.
На примере трагедии одной казахской семьи из нескольких миллионов других я попытаюсь в одном материале, насколько возможно, восстановить историческую правду.
Это тем более необходимо, потому что всем нам, среднему поколению, да и последующим также, преподавали, как оказалось, не истинную историю теперь уже суверенного Казахстана. Много было в ней «белых пятен». Поэтому и отзывается оно эхом через много лет. Самое главное — я не ищу виноватых. Пришло осознание того, что никто и ни в чем не виноват. Это была трагедия казахского народа. Вот что главное мы должны понять, сделать выводы и продолжать жить. Причем в лучших традициях своего народа, всегда отличавшегося гостеприимством, добротой, широтой души…
Обретение независимости Казахстаном отец воспринял как добрый знак. Когда увидел впервые Президента Нурсултана Назарбаева по телевизору, сразу же сказал: «Этот человек сможет вывести Казахстан вперед».
Ветер перемен не оставил отца в покое, и он как-то сказал одному из своих сыновей: «Я уже стар. У меня здесь есть авторитет, а начинать жизнь заново мне уже тяжело. Поезжай на родину, ты молодой, если будешь жить там, буду знать, что мои корни в Казахстане». И один из моих младших братьев приехал с женой в Кульсары. Вначале они ютились в однокомнатной квартире. После зеленого узбекского оазиса, а наш дом всегда утопал в зелени, суровый климат Западного Казахстана был в диковинку. Но брат быстро освоился, молодость берет свое, и когда через некоторое время приехал обратно, то сказал нам следующее: «Я не знал, что значит для человека родная земля. Оказывается, ее силу можно ощутить только находясь на ней. Отец, мы долгие годы только прозябали, а не жили. Пусть у нас здесь просторный дом, достаток, но ничто не может заменить своей земли. Я только в знойном — летом, а зимой — в морозном Кульсары почувствовал, что живу, дышу полной грудью воздухом своей земли. Теперь я ее ни на что не променяю. Возвращайтесь домой».
Отец поддержал сына, и со временем все мои братья и сестра с семьями переехали в Казахстан, в Атырау, не дожидаясь квоты. А я все не решалась, дело было в том, что мой муж был против. Я его понимаю, все его родственники остались в Ташкенте. Он тоже казах из Старшего жуза. А мои родственники были все уже в Казахстане. В свой последний приезд один из братьев сказал: «Тамара (меня так привыкли называть как в кругу семьи, так и на работе), не обижайся, если даже умрешь, я не приеду на твои поминки в Ташкент, где ты влачишь жалкое существование, приспосабливаясь по жизни к окружающей тебя обстановке. Пойми, пора начать жить по-человечески, говорить наконец-то на своем языке, общаться с сородичами не опасаясь, что кому-то не понравятся твои высказывания, чувствовать себя полноценной казашкой. К тому же подумай о будущем своих детей». Он уехал, а я уже сделала свой выбор. И главным аргументом в убеждении мужа был вопрос о будущем наших двоих детей. Мы уже понимали, что в Узбекистане им будет очень сложно.
Когда мы приехали в Атырау, у нас, естественно, в первое время не было своего крова. От помощи моих братьев муж отказался, он сказал, что настоящий мужчина должен сам построить дом для своих детей. Это затянулось на более длительный срок из-за материальных вопросов, конечно, но теперь у нас есть свой дом. Мы в Ташкенте жили в самом центре города. Конечно, все знают, что в архитектурном плане, город прекрасен, да и люди там неплохие. Круглый год на столе хурма, виноград, ябло
ки. Когда мы приехали сюда, пришлось покупать их за баснословные деньги, кругом ни одного деревца, а летом под солнечными лучами негде спрятаться. В первое время мои дети не могли адаптироваться, ведь в Таскале не было условий, и они скучали по друзьям. Но когда уже пошли в школу, подружились с ровесниками, почувствовали воздух своей Родины, то через год были уже другого мнения. А теперь для них нет другой Родины, чем Казахстан — земля их предков.
Вот такая семейная сага. Наш отец был единственным из нашего рода, когда в утробе матери вынужденно покидал свою родину. А теперь с обретением Казахстаном независимости, наша семья вернулась обратно уже в количестве 80 человек. Наша бабушка выполнила завет мужа, а отец выполнил завет своего отца.
Пусть будет пухом для деда земля, на которой он покоится где-то в Сибири. Знаю, что теперь его дух спокоен. Историческая справедливость наконец-то восторжествовала: его потомки счастливы на своей земле!
На II Курултае Республиканского общественного объединения «Союз Оралманов Казахстана», который состоялся 11 ноября 2011 года в Астане, было заявлено, что за 20 лет независимости Казахстана в республику вернулись более миллиона этнических казахов. Среди оралманов более 70 докторов наук, 250 кандидатов наук. Более 40 тысяч вернувшихся имеют высшее образование, 93 тысячи 600 человек — среднее образование. Среди оралманов больше всего работников сельскохозяйственной сферы — 86031 человек, работников образования — 1831, медиков — 9407 человек, госслужащих — 1034, предпринимателей — 11203, представителей других специальностей — 221670.
Гульжан ЕЛЕШЕВА