ВЕРА ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЗНАНИЯХ
«Прямая линия» с главным специалистом Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат», теологом Ашабаем Медетовым длилась всего час. И этого времени не хватило, чтобы ответить на все вопросы читателей. Вопреки ожиданиям, не прозвучало ни одного вопроса о внешнем виде верующих мусульман. Как правило, это самый часто задаваемый вопрос. Но, как отметил Ашабай Медетов, наш народ стал выше подобных вопросов, что, конечно же, говорит о положительной динамике.
Касым Жобаев:
— Можно ли не придерживаться мазхабов?
— Везде и всегда это актуальный вопрос. Мазхаб — правовая школа в исламе. Большей частью среди молодежи бытует такое мнение, что мусульманин должен руководствоваться только Кораном или только сунной, хотя трактуют это по-иному. Разумеется, мусульманин в любых вопросах, в любых ситуациях своей жизни должен руководствоваться Кораном и сунной, то есть словами Пророка. Это обязательно. Но в исламе за последние 14 веков образовались свои правовые школы, которые обозначили и расписали, разложили по полочкам дозволенное, запретное и желательное, положительное и отрицательное в исламе. Поэтому найти что-то новое практически невозможно. То есть любое действие человека, его мнение, даже мысли в его голове по любому вопросу показаны, рассказаны и разъяснены.
За эти века сложились четыре определенные школы-мазхабы — это Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали (названы по имени их основателей).
Все исламские ученые, жившие до середины XVIII века, были приверженцами одного из этих четырех мазхабов. И все свои фетвы, указы они выносили исходя из определенных правил мазхабов. После этого периода начинают появляться псевдоученые вроде Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, основоположника движения ваххабизма. И те, кто его поддерживал, и те, кто пропагандировал его воззрения, не придерживались мазхабов вообще и не принимали ни одного ученого, которые жили до них. Они признавали авторитет только своих современников. И последователи Ваххаба и ему подобных отрицают мазхаб, неправильно разъясняя его смысл. Говоря, что мазхаб придумали ученые, они призывают не следовать ему, а следовать за «истиной». Молодежь понимает это буквально, и уже заранее у нее появляется недоверие к слову «мазхаб», даже не понимая его значения. Следуя за такими псевдоучеными, молодые люди, не задумываясь, сразу выполняют их предписания. Они принимают их доказательства и, соответственно, мнение по тем или иным вопросам, не задумываясь, что, в принципе, это и есть мазхаб. То есть эти ученые не придумали ничего нового — все это есть в мазхабах. Различие лишь в том, что в мазхабах приводится мнение более авторитетных ученых, и их слова подкреплены аятами и хадисами.
Если человек действительно увлекается религией, то ему нужно получать фундаментальные знания. И среди них понятие «мазхаб» очень важное. Если, допустим, молодежь начнет придерживаться мазхаба, то проблем с семьей, с окружающими людьми удастся избежать. Неважно, какого мазхаба из четырех придерживаться — каждый из них достоверен и правилен. У них нет разногласий, но есть разная точка зрения на некоторые вопросы. Но, повторюсь, противоречий между ними нет.
Тимур, вопрос прислан на электронную почту:
— Является ли посещение святых мест «ширком» — грехом?
— Многие, не совсем правильно понимая понятие «таухид» — единобожие, начинают обвинять людей в «ширке», в большом грехе, которые, скажем, читают Коран умершим, либо посещают могилы святых, где молят Всевышнего Аллаха о прощении грехов. На самом деле таухид — это признание Всевышнего единственным, кто достоин поклонения. Когда человек идет к могиле святого человека — в исламе это называется зиярат — он хочет, чтобы его молитвы были приняты Всевышним. Некоторые говорят: «Вы просите у тех, кто лежит в могилах. А это не дозволено. Просить мы должны только у Аллаха. А поскольку вы просите у умерших, значит, вы признаете многобожничество, а это большой грех — ширк».
На самом деле они глубоко заблуждаются. Человек, который совершает зиярат, читает Коран на могиле усопшего и просит у Всевышнего, не у того, кто лежит в могиле, а у Всевышнего, чтобы он даровал им прощение.
В Коране сказано: «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и попросил бы прощения для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив» (Сура 4. ан-Ниса «Женщины», 64 аят). То есть человек, который хочет получить прощение, должен прийти к пророку и, находясь рядом с ним, попросить прощения у Всевышнего. Конечно, попросить прощения человек может в любом месте, но именно рядом с могилой пророка, грубо говоря, возрастают его шансы на прощение. Но для многих посетить могилу пророка — не вариант, так как она находится очень далеко. И тогда люди идут к могиле святого человека — человека, который отличался своей богобоязненностью, — и просят на его могиле прощения у Аллаха. То есть ни о каком многобожии речи нет.
Конечно, за 70 лет советской власти наш народ забыл все обычаи, все каноны ислама, поэтому допускает ошибки. И действительно, поклоняется тем, кто лежит в земле. А это уже большая ошибка, не допустимая в исламе.
Айгуль Баратова:
— Запрещает ли ислам слушать музыку?
— В исламе запрет зависит от некоторых факторов. Сама музыка запретной быть не может. Также ведь можно задать вопрос: греховно ли человеку разговаривать или слушать? Он же может говорить непристойные слова, оскорблять кого-то. Но мы не можем одному человеку запретить говорить, а другому слушать. То же самое и с музыкой. Музыка — понятие широкое. Не вся музыка в исламе может считаться греховной. Запретной считается та, которая провоцирует человека на нехорошие поступки. Но сама музыка не запретна.
Алексей:
— Будет ли конец света в 2012 году?
— С точки зрения ислама, никто, кроме Всевышнего Аллаха, ни ангелы, ни пророки не знают, когда будет конец света. Есть приметы конца света. И самой первой приметой было появление последнего пророка Мухаммада. То есть прошло уже 14 веков с того момента, как появилась первая примета конца света. Но говорить о том, что конца света не будет, нельзя. Он будет, но когда и как он произойдет, никому не дано знать. Решать не людям и не каким-то гадалкам и предсказателям. Точную дату никто назвать не сможет — потому что такое знание Всевышний Аллах не дал никому.
В исламе конец света — это не конец жизни на планете, а конец всему сущему: звездам, планетам, Галактике. И глупо покупать спички, свечки. Например, в наше время также существуют и рай, и ад. Но при конце света они тоже исчезнут.
Конец света может произойти через секунду, завтра, через неделю. То есть когда Всевышнему Аллаху будет угодно. Но в исламе есть очень много примет конца света. Первую я уже назвал — появление Пророка Мухаммада. Пророк указал, что между ним и концом света расстояние как от указательного до среднего пальца — «Как между ними, так между мной и им» (концом света. — Ред.). То есть близко. Но близко — мы тоже не знаем, сколько это. Например, один день загробной жизни равняется тысяче годам в этом мире. Получается, что со времени пророка до наших дней прошло всего полтора дня. И это ничто по меркам загробной жизни. То есть когда будет конец света, и как это произойдет, не знает никто, поэтому ажиотаж неуместен.
(Продолжение
в следующих номерах)
Подготовила Найля ОСМАНОВА