Общество

В ИНТЕРЕСАХ УЧАСТНИКОВ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Мажилис Парламента одобрил в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения». С целью наиболее полного разъяснения направлений модернизации пенсионной системы мы предоставляем возможность высказаться, поделиться своим мнением на страницах нашей газеты специалистам, представителям самых разных профессий. Сегодня на вопросы отвечает директор Атырауского филиала Национального Банка Республики Казахстан Козыбак КУЛЬБАРАКОВ.

— Какого мнения придерживаетесь вы как работник финансового сектора относительно объединения пенсионных фондов и создания единого фонда?

— В течение последних полутора лет шло активное обсуждение вопросов дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения, в том числе вопроса объединения накопительных пенсионных фондов. Данная модернизация пенсионной системы имеет как свои плюсы, так и минусы. В связи с этим Главой государства в ходе расширенного заседания Правительства по итогам прошлого года было дано поручение выработать предложения по созданию Единого пенсионного фонда, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов.

— В данное время этот вопрос широко обсуждается. Многие поддерживают предложение Главы государства, но есть и те, кто не согласен с этим.

— Создание Единого накопительного пенсионного фонда не представляет никакой угрозы для вкладчиков. Система индивидуальных пенсионных счетов никак не изменится, все накопления в полном объеме будут сохранены на индивидуальных счетах и перейдут с частных пенсионных фондов в ЕНПФ. Система государственных гарантий по сохранности пенсионных накоплений (с учетом уровня инфляции) будет распространяться и на накопления в ЕНПФ.

ЕНПФ предполагается сформировать на базе ГНПФ. Инвестиционная стратегия будет утверждаться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ, персональный состав которого будет утвержден Президентом страны. Это уже само по себе гарантия стабильности в работе фонда.

— Как обстоит дело с подготовкой нашей области к таким большим переменам? После создания фонда ему потребуются большой офис, квалифицированные специалисты…

— В нашей области функционируют семь филиалов накопительных пенсионных фондов, в их числе филиал ГНПФ. Все вопросы, касающиеся создания ЕНПФ, будут решаться на законодательном уровне. Вопросы относительно трудоустройства будут решаться в соответствии с Трудовым кодексом республики. В настоящее время в отношении этих вопросов готовятся законопроекты. Прежде необходимо внести изменения в некоторые законы. Новая система начнет функционировать только после того, как Парламент примет закон, а Президент его подпишет.

— Чем займутся работники частных НПФ, и будут ли работать эти НПФ в паре с единым фондом?

— Что касается действующих накопительных пенсионных фондов, то у них есть три варианта: первый — продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем, второй — в качестве добровольного накопительного пенсионного фонда, и третий — выход из рынка, продав все свои активы.

— В данное время много людей придерживается противоположных мнений. Какой совет вы им можете дать, будучи квалифицированными работниками финансового сектора?

— У всякого решения есть как свои плюсы, так и минусы. Преимущества ЕНПФ, как было сказано председателем Национального банка Григорием Марченко, включают искоренение миграции вкладчиков из одного фонда в другой, так как фонд будет один, и снижение комиссионных вознаграждений.

Также в некоторых фондах были сделки с аффилированными лицами посредством покупки их ценных бумаг, по которым были понесены убытки из-за их обесценивания, а в некоторых случаях дефолтные компании были связаны с акционерами НПФ. В случае, если фонд будет один, то управляться он будет государственными органами, что позволит устранить риск совершения сделок с аффилированными лицами. Таким образом, это приведет к снижению административных расходов.

В связи с этим мы хотим сказать населению, что вопросы, касающиеся создания ЕНПФ, будут решаться на законодательном уровне. И, как было сказано выше, новая система начнет функционировать только после того, как Парламент примет закон, а Президент его подпишет.

— Одним из направлений модернизации пенсионной системы является выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин. Чем это продиктовано и имеется ли такой опыт в мировой практике?

— По данным средств массовой информации, в 19 странах Организации экономического сотрудничества и развития пенсионный возраст увеличен и выровнен для женщин и мужчин. А в таких странах, как Греция, Польша, Латвия, Венгрия, Украина, выравнивание пенсионного возраста уже запланировано. Данная мера является предложением экспертов международных организаций и отечественных экспертов.

Национальный банк, руководствуясь объективными демографическими факторами в стране, поддержал необходимость данной меры. В настоящее время 70% пенсионеров страны составляют женщины (1,2 млн), 36% от 1,2 млн человек — это женщины в возрасте 58-63 лет. Продолжительность жизни растет, уровень рождаемости в последние годы стабилизировался. Соотношение работающего населения и пенсионеров продолжает падать. Доля пенсионеров в общем количестве населения составляет 10%. По оценке исследования ООН, к 2050 году данное соотношение удвоится. Фактическое соотношение работающего населения и пенсионеров составляет в Казахстане 2,1 к 1, что является очень низким показателем. По международному опыту данное соотношение должно быть в пределах 5 к 1. Снижение этого соотношения соответственно приводит к уменьшению размера пенсии, вследствие чего необходимо повышать налоги или пенсионный возраст, или соглашаться на сокращение пенсии. В этих условиях решать вопрос через регулярное увеличение налогов неразумно. При повышении пенсионного возраста сокращается количество пенсионеров. Количество женщин в возрасте 58-63 лет составляет 26% от общего количества пенсионеров. Поэтому повышение пенсионного возраста возникает вследствие вышеуказанных объективных причин.

— Имеют ли граждане Казахстана право досрочного выхода на пенсию?

— В Казахстане предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию только для определенной группы лиц. При этом существует право на досрочное получение пенсионных выплат из собственных накоплений в следующих случаях:

— за счет обязательных пенсионных взносов: мужчины по достижении 55-летнего и женщины — 50-летнего возраста при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии (только при заключении договора пенсионного аннуитета со страховой организацией);

— за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов: по достижении 50-летнего возраста, при наличии стажа работы по профессии, входящей в перечень профессий, определенных Правительством Республики Казахстан, не менее пяти лет;

— Как известно, солидарная пенсия со временем будет снижаться. Означает ли это, что в будущем государство полностью снимет с себя ответственность по пенсионному обеспечению своих граждан?

— Согласно информации заместителя председателя Национального банка республики Дины Галиевой, опубликованной в средствах массовой информации, государство не снимет с себя ответственность по пенсионному обеспечению своих граждан. В свое время Казахстан выбрал наиболее эффективную модель системы пенсионного обеспечения, которая является симбиозом различных систем, включая в себя солидарный компонент. Сохранение солидарного компонента как элемента пенсионного обеспечения необходимо для тех, чья трудовая деятельность приходилась на период функционирования солидарной системы до 1998 года. При этом данный компонент в перспективе не будет расти, а основной функцией бюджета будет борьба с бедностью (демогрант). В связи с этим необходимо изменение политики выплаты базовой пенсии. Существующая система базовой пенсии в Казахстане предполагает выплату в равном размере всем пенсионерам без исключения, и ее размер устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму.

В перспективе демогрант должен выплачиваться только тем, у кого недостаточно накоплений или нет накоплений вообще, а также его роль должна заключаться в борьбе с бедностью. Это позволит оптимизировать социальные расходы государственного бюджета и направить их более адресно.

Также возможно рассмотрение проведения пересчета пенсионных выплат в зависимости от трудового стажа (до 1998 года), что позволит устранить существующие перекосы в размерах солидарных пенсий у пенсионеров, состоявшихся в разные периоды времени, а также повысить размеры пенсий лицам, получающим минимальный размер пенсий при наличии полного трудового стажа.

 

Подготовила

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

2 комментариев

  1. Фото вверху -улыбнуло! где только ваши фотографы нашли таких пенсионерок?))

  2. Для каких женщин делают такие скамейки, если у всех сидящих ноги до земли не достают?

Back to top button