У НАС СВОЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

111015-00Про хиджаб, паранджу и никаб уже столько написано, что, казалось бы, ничего нового не скажешь. Но споры на эту тему продолжаются до сих пор.
Как известно, в новом законопроекте «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» запрета на ношение хиджаба нет – власти решили пойти более гуманным путем и действовать на умы прекрасной половины пропагандой истории казахского народа, его культуры и традиций, где места хиджабу, парандже и никабу точно не было. Каждая девушка, женщина, мать должна понять, что прежде всего она гражданка Казахстана и обязана сохранять ценность, самобытность культуры своего народа.
По этому поводу высказал свое личное мнение и Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев: «Я категорически против паранджи, особенно когда ее носят студентки. У нас никогда такого не было в истории. Наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам».
Несмотря на однозначную позицию государства, некоторые дочери казахской степи продолжают придерживаться культуры и традиций чужого народа. Злободневность и актуальность данной проблемы заставляет нас снова обратиться к истории и вспомнить о прекрасной женской одежде казашек как символе национальной культуры.
— Даже если казашки и надевали платок, — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана АГУ им. Х. Досмухамедова Ания Ермагамбетова, — лица их всегда были открытыми. В арабских же странах абсолютно все женщины независимо от возраста носят хиджаб. Сегодня на улицах Атырау довольно часто можно встретить маленьких девочек в хиджабах. Это и является доказательством влияния пришлой культуры на Казахстан.

БОЛЬШОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
— О том, что именно в западных областях государства сосредоточен нетрадиционный ислам, наслышан весь Казахстан, — продолжила историк. — С одной стороны, на это повлияла благоприятная экономическая среда нашего региона, с другой, свои исторические предпосылки. Вы никогда не задумывались, почему только в западном Казахстане отмечают шектік и көрісу? Казахи Младшего Жуза долгое время вели кочевой образ жизни, поэтому строгие каноны и традиции ислама прочно не закрепились среди постоянно кочевавшего народа. Советское же время наложило вето на все религии. В комплексе все это и стало благоприятной почвой для деструктивных сект. Они пришли сюда с вопросом: «Вы не знаете, что такое вера? – Значит, мы расскажем о ней». Так и началось Великое заблуждение нашего народа. А ведь именно на западе больше всего дорожили своими дочерьми. Кочевой образ жизни наших предков заставлял давать девушкам и женщинам больше свободы, — рассказывает Ания Уржимбаевна, — если в политических вопросах они играли второстепенную роль, то в повседневной жизни были равноправными партнерами. Наравне с мужчинами гордые степнячки участвовали в перекочевках и вели хозяйство.

ЛИЦА ДЕВУШЕК БЫЛИ ОТКРЫТЫМИ
С непокрытой головой разрешали ходить всем детям. Чем младше была девочка, тем ярче и красивее был костюм. Головной убор незамужней девушки – тақия или бөрік – шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали үкі – султанчик из перьев филина, служивший не столько украшением, сколько оберегом. Лицо девушки всегда было открыто. У казахов есть пословица «Жан шашта», что означает: «чем красивее волосы девушки, тем прекраснее ее душа». Отсюда и имена казашек Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гульшаш. Желая красоты своим дочерям, казахи называли их Ботакоз, Ажар, Кыз Жибек, Баянсулу, Кунсулу, Асем, Кырмызы.
Шолпы, украшения для волос, носили не только для красоты, но и как оберег. Когда девушки купались в реке, звон шолпы был слышен на расстоянии, и мужчины знали, что ходить к реке нельзя.
Очень оригинальным был свадебный головной убор невесты – сәукеле – в форме усеченного конуса. Снизу сәукеле оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных и золотых бляшек, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху к головному убору прикреплялись две узорные серебряные пластины, сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты, которые обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к сәукеле были длинные подвески жақтау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет и шелковых кистей.

ПЛАТОК-КИМЕШЕК
С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который не снимала до старости. Он состоял из двух частей: нижней (кимешек), надеваемой на голову, и верхней в виде тюрбана. Обе части убора выполнялись из белой ткани. Вот этот головной убор и не дает покоя нынешним поклонникам арабской одежды. Они уверяют, что этот самый платок-кимешек и есть аналог хиджаба и никаба. По словам Ании Ермагамбетовой, ничего общего между ними нет. Наши традиционные казахские платки не закрывают лица женщины, в них априори присутствует национальная ценность.
Камзолы чаще всего были без рукавов и приталены, что вообще недопустимо для хиджаба или паранджи. Так как казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканого сукна и хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (дамбал). Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. Так что при езде на лошади у степнячек выглядывали из-под широких юбок сапожки (ичиги), что тоже противоречит хиджабу. Платья казашек украшались вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов и ворота. Камзол молодые женщины тоже украшали, обшивая открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки или серебряные пуговицы. Это тоже полное несоответствие хиджабу. Это и был обычный костюм женщины казашки – удобный, строго-нарядный, практичный, полностью соответствующий образу жизни и климату. «Так что не носили казашки ни хиджаба, ни паранджи, ни никаба. Их независимости и свободе завидовали все закрепощенные женщины Востока», — подытожила историк.

Айнура ЖУБАНОВА
Фото
Амангельды МУТИГУЛЛИНА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна