БОРЬБА «ЛЕВЫХ» И «ПРАВЫХ» ИДЕТ К ЗАВЕРШЕНИЮ?

В июне текущего года в Казахстане вступит в силу технический регламент Таможенного союза. Согласно ему в дальнейшем автомобили с правым управлением окажутся под запретом. Такие нововведения обеспокоили атырауских владельцев «неправильных» легковушек. Вместе с тем, как комментируют казахстанские юристы, действие вето какое-то время не будет распространяться на автомобили, приобретенные ранее. К тому же, считают эксперты, это прямое нарушение закона о частной собственности.

По поводу нашумевшего в свое время решения стран ТС о принятии нового технического регламента дал разъяснения глава Независимого автомобильного союза Казахстана (НАС) Эдуард Эдоков. Они были озвучены в казахстанских электронных средствах массовой информации.

— Этот документ не распространяется на уже ввезенные (приобретенные) машины, — сообщил он. — В Казахстане праворульных автомобилей более 200 тысяч. Но все это не так страшно на самом деле, ведь по юридическим нормам закон обратной силы не имеет. То есть, если машина уже была зарегистрирована в дорожной полиции, то никто не имеет права даже с введением новых норм запретить и дальше на ней ездить.

Единственная проблема, как отметил глава НАС в том, что «праворульки» могут не пройти техосмотр.

— Так как они формально не соответствуют требованиям по световым приборам, — пояснил Эдуард Эдоков. — На эту тему мы разговаривали с представителями Минтранскома, которые являлись разработчиками закона о положениях при прохождении ТО, и я тогда предлагал дать хозяевам праворульных машин льготный срок, чтобы они смогли поменять фары на европейские аналоги. Я предлагал вот что: если в этом году вы не проходите ТО, для вас делается исключение — письменное распоряжение, что в 2012 году несоответствие светового потока не станет препятствием в получении талона техосмотра. Но, если вы в 2013 году не проходите ТО по этой же причине, то стоимость техосмотра для вас увеличивается в полтора раза. Потом в два, еще через год в три раза.

Такая система, как считает Эдуард Эдоков, позволила бы воздействовать на автолюбителей экономическими мерами, но не затронула бы пользование самим автомобилем. По словам главы НАС, Министерство транспорта и коммуникаций на этот год собиралось ввести льготный период для «праворулек». Пока, правда, на том все остановилось.

А что у соседей?

Между тем казахстанские эксперты отметили одну интересную деталь — при создании техрегламента Российская Федерация сделала для себя некоторые исключения. Дело в том, что для Казахстана и Белоруссии разработаны несколько отличные правила. К примеру, в России будет запрещено ставить на учет праворульные автобусы и микроавтобусы, а вот легковой транспорт под запрет не попадает. У нас же в стране все категории авто с правым рулем попадают под мораторий.

— Несомненно, Россия заинтересована в продвижении своих легковых автомобилей, — высказывает свое мнение Эдуард Эдоков. — Для нас же ничего запредельно удивительного тут нет — касаемо автобусов и грузовиков в Казахстане давно запрещен ввоз общественного и крупногабаритного транспорта с правым рулем еще с 2007 года. И вообще, уже пять лет у нас запрещены к ввозу любые праворульные автомобили. Однако их все равно ухитряются ввозить. К автобусам с самого начала требования были очень жесткими. Вот для России такие авто реальная проблема, потому что на Дальнем Востоке и в Приморье около 80% праворульных авто, там и «скорая», и «полиция», и автобусы такие. Как они будут решать эту проблему, мне не совсем понятно, запретить 3 миллиона автомобилей с правым рулем, которые насчитываются сейчас на территории РФ, невозможно. Хотя они пытаются в последние годы различными методами стимулировать людей к покупке отечественных машин, но пока у них не особо получается. Люди не хотят менять своих надежных, экономичных, навороченных «японцев» на авто отечественной сборки.

В комитете дорожной полиции МВД РК и в управлении дорожной полиции Департамента внутренних дел по Атырауской области вообще не считают нашумевший вопрос проблемой.

— Да, сейчас пока еще существуют некоторые отдельные непонятности, но их упразднение требует времени, — прокомментировали в атырауском ведомстве дорожных инспекторов. — Если Минтранском грамотно подойдет к доработке вопроса, то и с нашей стороны мы сможем решить возникшие неровности.

 

Насколько все законно

По поводу разговоров о том, что приобретенные ранее и эксплуатируемые на территории Казахстана праворульные авто невозможно будет продать, в Независимом автомобильном союзе считают — эти слухи, скорее всего, не имеют под собой никакой почвы. Потому как идет нарушение закона о частной собственности.

— Это та же самая картина, когда вы приобретаете в магазине бытовую технику, а кто-то запрещает ею пользоваться, — говорит руководитель НАС Эдуард Эдоков в интервью с республиканскими СМИ. — Ваша машина — ваша собственность, ее купили официально с соблюдением всех документов и законов. И право запретить пользоваться вашей собственностью может иметь только суд. Вы и дальше сможете распоряжаться своим движимым имуществом, эти права закреплены во всех законах Казахстана и России. Возможны какие-то препоны с постановкой машины на учет. Например, в Казахстане ввозить-то праворульные машины можно, но их нельзя поставить на учет. Ее можно привезти сюда и продать на запчасти, как, собственно, сейчас и делается. Но получить госномера и ездить не получится.

Пункт 3 статьи 26 Конституции предусматривает недопустимость лишения кого-либо имущества, иначе как по решению суда, а также возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, при условии равноценного его возмещения. Об этом говорит и статья 266 Гражданского кодекса: «В случае принятия Республикой Казахстан законодательных актов, прекращающих право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этих актов, возмещаются собственнику в полном объеме Республикой Казахстан». Но при установлении требований по безопасности автотранспортных средств отчуждения имущества как такового не происходит, а имеет место законодательное урегулирование режима пользования имуществом для решения государственных вопросов — регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Иными словами, на деле применяются Правила дорожного движения и соответствующие штрафные санкции.

— Транспортное средство, ввозимое на территорию стран ТС, должно соответствовать техническим требованиям, регламентируемым законом о безопасности автомобилей, — подчеркнули в управлении дорожной полиции Департамента внутренних дел Атырауской области. — В этой связи любая машина получает сертификат соответствия.

Но тут есть один нюанс, который может аукнуться головной болью для разработчиков регламента и, непосредственно, автомобилистов. Существует «Решение о безопасности колесных транспортных средств», подписанное участниками Таможенного союза в декабре «одиннадцатого» года. Там сказано, что все транспортные средства на территории Таможенного союза должны иметь сертификаты, которые будут действовать до конца их срока, но (!) не позднее 2016 года. Спрашивается, что будет делать хозяин авто далее, если без сертификата эксплуатировать машину нельзя? Сдаст на металлолом или разберет на запчасти с целью продажи?

 

Другая сторона медали

Несмотря на то, что сделанный выбор в сторону праворульных авто по причине их более дешевой стоимости прибавил в свое время радости водителям, специалисты с сомнением отнеслись к такому положению дел. Они считают, что при вождении «праворулек» возникает недостаточная информативность восприятия дорожных знаков, сигналов и других информационных атрибутов, установленных на дорогах. Существуют и ограничения видимости водителя при обгоне с выездом на встречную полосу движения. Особенно на узких участках однополосных дорог. Для того чтобы убедиться, свободна ли встречная полоса, водитель вынужден полностью выходить на полосу встречного движения, создавая постоянно при каждом маневре риски столкновения со встречным автомобилем. Ситуация особенно усложняется при выполнении обгона крупногабаритных автомобилей (автобусы, фургоны и другие габаритные автомобили), а также в городских условиях с плотным интенсивным движением. Есть правила, которые гласят: «Перед обгоном водитель должен убедиться в том, что он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств».

— Правда, сейчас появились технические приспособления в виде системы зеркал, способных значительно увеличить обзор и убирать неудобства при вождении, — поделился житель города Атырау, водитель со стажем Ерлан. — Однако такое оборудование нужно заказывать, и оно довольно дорогое. Кроме того, в негативе — неправильное распределение светотеневой границы и углов установки фар праворульных автомобилей, приводящее к ослеплению водителей встречных автомобилей. Они изначально имеют регулировку светового потока, не соответствующую требованиям безопасности дорожного движения, действующего в Республике Казахстан. Хотя, этот недостаток может быть устранен после приведения светового потока фар в соответствии с государственным стандартом или путем их замены на фары, в полной мере соответствующие установленным требованиям. Но, опять же — в копеечку. Легче предпочесть переоборудованию покупку нового авто.

И последнее. Особые неудобства, с точки зрения безопасности движения, возникают при посадке и высадке пассажиров, которые вынуждены выходить на проезжую часть.

В итоге, выводы таковы, что в скором времени новый технический регламент Таможенного союза, все же, поставит окончательную точку на «правых».

Справка «ПК»

 

На 1 января 2004 года количество праворульных автомобилей в стране было 35 039, рост количества ДТП составил 135,2 процента, погибших — 325,1 процента, раненых — 119,3 процента. В 2005 году, когда их количество возросло до 73 757 единиц, вышеуказанные показатели выросли по республике, соответственно, на 186,5 процента (ДТП), 486,3 процента погибших,  259,6 процента раненых. На 2006 год, по данным статистики Комитета дорожной полиции МВД РК, в республике на учете состояло более 117 тысяч транспортных единиц с правосторонним расположением руля, и по их вине только за десять месяцев 2006 года возникло 613 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 200 и получили различные увечья свыше 800 человек. В текущем году количество праворульных авто в Казахстане достигло более 200 тысяч.

Евгений САМАРИН