ТРЕБУЕТСЯ ВСТРЯСКА
В приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена. Закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу. Для реализации данных подходов потребуется принять новый закон «О государственных закупках». (Из Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева)
Как децентрализация системы госуправления повлияет на нас, казахстанцев, и жителей Атырауской области, в частности? Почему нужна перезагрузка госзакупа и чем интересна модель государс- твенно-частного партнерства? За круглым столом «ПК» эти и другие темы Послания «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общес- тво» обсуждали представители акимата Атырауской области, политической партии.
Непосредственное участие в круг- лом столе «ПК» приняли заместитель исполнительного секретаря Атырауского регионального отделения партии «AMANAT» Арман Азаматов, руководитель отдела информационной политики и мониторинга СМИ областного управления внутренней политики Нурболат Елеусинов.
Уважаемые участники круглого стола, мой первый вопрос будет, наверное, адресован каждому из вас. В Послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Президент отметил о комплексной перезагрузке ключевых госинститутов, которая позволит активизировать совместную работу во имя благополучия каждого гражданина и процветания нашей страны. Как вы расцениваете этот момент в Послании и какая совместная работа ожидается?
Арман Азаматов:
Как вы знаете, на мартовском съезде партии «AMANAT» Президент дал понять, что далее в нашем государстве он не будет состоять ни в какой политической партии, следовательно, не будет поддерживать ни одну из них. С таким заявлением Касым-Жомарт Токаев вышел из рядов партии.
Сегодня партия «AMANAT» — действующая партия, партия власти, так как больше 70 процентов наших партийцев представлены в Мажилисе Парламента РК, свыше 90 процентов в Сенате, к тому же многие акимы областей, министры – также члены нашей партии. И как партия власти мы поддерживаем тот курс, который очертил, разъяснил и который проводит Глава государства. Пусть он и не член партии «AMANAT», но партия поддерживает курс и политику Президента.
КРЫШИ НЕ БУДУТ ТЕПЕРЬ ЛЕТАТЬ?
Действительно, в Послании было сказано о перезагрузке многих структур и госорганов. В частности, будет пересмотрен закон о госзакупках. Это очень важно и даже жизненно необходимо.
Поясню. Я – как раз тот человек, который был в свое время и заказчиком госуслуг, и их поставщиком, когда ушел с госслужбы. То есть знаю все плюсы и минусы закона «О государственных закупках». Мне импонирует то, что Президент сказал об изменении и улучшении новых норм закона о госзакупках, так как действующий уже не отражает реальности. Ведь технологии, приборы, инструменты — всё давно шагнуло вперед, а закон некоторые подобные моменты уже, получается, не учитывает.
Принцип действующего пока закона о госзакупках — дешевая цена. Для примера: госорган проводит закупки – условно – по приобретению бумаги и ставит свою цену. Потенциальные поставщики предлагают свои цены, и выигрывает тот, который указывает низкую (при сопоставлении и других параметров – квалификации, опыта на рынке труда и т.д.). И плюс при этом, поставщик должен заработать на этом – не за бесплатно же предоставлять услуги? Что в итоге? А то, что крыши летают каждый год, особенно в бюджетных организациях. Вы заметили, что в частных организациях крыши не летают? Летают обычно крыши детсадов, школ (и это ужасно! — Н.Ш.). Почему? Потому что заказчик – отдел образования или отдел строительства того или иного района, города – определяет победителя – поставщика, который ставит наименьшую цену. В итоге и материалы дешевые, а то их и меньше, чего уж там скрывать: где 10 гвоздей нужно, там – 5 и т.п.
Вот и получается — ураганный ветер сносит такую крышу.
А самое обидное, что в конечном счете у государства – дополнительные расходы. Вот еще для примера: крышу школы, садика сносит на четвертый год после сдачи объекта. Строителям ничего не будет: по закону время гарантии прошло, поставщик говорит, что ничем никому не обязан. И приходится вновь в бюджет деньги закладывать, снова выискивать деньги – а это все время!
Помните школу в Талгайране? Летом из-за дождей рухнула крыша, вот, кажется, только недавно ее установили. А образование пишет: «Да, мы проводим конкурс, рассмотрение – 20 дней». Потом выбирают победителя, с ним в течение 10 дней заключают договор, потом проводят оплату частично, авансом, через казначейство. А если ошибка в одной букве — казначейство не проводит твою платежку. В общем, головная боль.
Новую редакцию закона о госзакупках я пока еще не видел. Но, надеюсь, что такие бюрократические моменты там уберут.
Продолжая тему строительства: у нас есть партийная программа. Там было предусмотрено строительство детсада в одном из сёл Атырауской области. Были выделены деньги на разработку проектно-сметной документации. ПСД проходит все госэкспертизы, это все занимает порядка полутора лет. Но в нынешней ситуации цены меняются не только через год – каждый месяц они растут, в том числе на стройматериалы. А у ПСД по законодательству срок – 3 года. И вот в течение трех лет партийцы, наконец, добились выделения средств на строительство детсада. Из бюджета выделили деньги, смета расходов есть, но через 2 года приходит реальность – цены выросли, на выделенную сумму уже ничего не построишь. Соответственно, выигрывшая тендер компания говорит: «Я не могу, мне на эту сумму хватит только крышу или стены поставить!» Удорожание проекта идет. Потом он идет в акимат, просит дополнительные средства, акимат артачится – нет, у нас есть ПСД, мы не можем. Потом компания стройку бросает на полпути, судится, а по факту садика нет, дети в поселке сидят дома.
Вот вам наглядные минусы действующего законодательства по госзакупу. Поэтому есть международная норма, когда в течение полугода можно корректировать цены. Допустим на шифер цена поменялась — и ПСД можно поменять, в течение 10 дней буквально. Сверили с рыночной ценой, дали одобрение на поднятие цены на стройматериалы, через месяц, к примеру, если на гвозди стоимость повысилась, подрядчик обосновал их, получил разрешение. В некоторых странах так и делается.
В нашем областном отделении партии «AMANAT» неделю назад заседал общественный совет по региональному развитию с участием заместителя акима Кайрата Нурбаева. Там поднимали вопрос касательно стройки автодороги «Астрахань — Атырау». Мы поднимали вопрос как от управления – от зам- акима области, так и от имени партии, и от имени совета – все предложения в центральный аппарат и в правительство отправили.
Уверен, нужно повысить оперативность и будут маневры, чтобы быстрее реагировать на меняющиеся цены.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСЗАКУПОК БЫ УСИЛИТЬ
Нурболат Елеусинов:
Насчет предложения Президента в Послании о выстраивании качественно новой системы государственных закупок. Действительно, закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу. Для реализации данных подходов потребуется принять новый закон «О государственных закупках».
Приведу вам для примера данные Министерства финансов РК: в 2020 году доля госзакупок в общей сумме бюджетных расходов составила 35%, это семь процентов в структуре ВВП Казахстана, что демонстрирует весьма существенное экономическое влияние на рынок. Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы госзакупок. Каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере.
Разрозненность правовой базы, различных платформ и сайтов закупок является следствием отсутствия единого реализационного подхода и общей стратегии развития этой сферы, несмотря на один источник происхождения средств — бюджет государства. В этих условиях широко распространены факты искусственного завышения закупочных цен.
К тому же, доля прямых закупок из одного источника все еще высокая (61 процент в среднем за 2018-2020 год).
Как отмечают эксперты международных организаций (Азиатский банк развития, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, ОЭСР), отсутствие единой законодательной и нормативной правовой базы в Казахстане создает препятствия на пути к общей и экономически эффективной практике закупок. Поэтому для достижения прозрачности бюджетной политики требуется объединение на единой платформе процессов государственных закупок, планирования бюджета и управления государственными финансами.
Открытость сведений о том, сколько бюджетных средств доходит до конечных получателей, существенно минимизирует коррупционные риски.
К слову, о рисках: в Послании сказано, что «Следует перейти на новую модель государственно-частного партнерства, так как сегодня многие проекты ГЧП стали «кормушкой» для недобросовестных предпринимателей и чиновников». Что скажете?
А.А.: Вообще, тема ГЧП для меня интересна. Во многих странах она практикуется: когда бизнес строит на свои деньги определенные соц- объекты, а потом государство эти расходы возмещает. Допустим, по Дорожной карте партии «AMANAT» только в городе Атырау частная компания строит 9 детсадов на свои деньги, и все работы должны закончиться в этом году. Плюс еще одна компания возводит две школы BINOM. Так вот, потом по договоренности государство возмещает через определенный срок средства. Хорошее дело, считаю! Насчет остального я не в теме.
Н.Е.: В текущем месяце этого года был принят Указ Президента «Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года», где отмечено: за период существования института ГЧП с 2015 года по 1 декабря 2021 года заключено 876 договоров ГЧП на общую сумму 2 триллиона тенге. Согласно Концепции, «для повышения эффективности государственных расходов на поддержку ГЧП будет проведена работа по фокусированию механизма ГЧП на отраслях, где будет получен наибольший эффект, с определением перечня приоритетных отраслей экономики для реализации проектов по ГЧП. При выработке новых подходов к системе отбора проектов ГЧП будут учтены такие требования, как недопущение использования ГЧП для ухода от процедур госзакупок.
Такие изменения необходимы, потому как пятилетний опыт развития ГЧП показывает: некоторые законодательные нормы в данной сфере лишь вредят государству и создают коррупционные риски. Поэтому для государства нужен конкретный перечень объектов, в рамках которого ГЧП-соглашения должны рассматриваться.
Да, пока в Атырау ГЧП в основном замечено в образовательной сфере — детсады и пристройки к школам. Кроме того, по ГЧП проводили освещение и устанавливали камеры «Сергек».
АКИМ, ОСТАВЬ НАЛОГИ СЕБЕ (ПОСЕЛКУ!)
В Послании Президент подчерк- нул: «Акцент необходимо сделать на децентрализации системы гос- управления при одновременном повышении персональной ответственности политических служащих». Для обычного народа это означает, грубо говоря, что чиновники станут доступнее народу? Грамотнее? Ответственнее?
А. А.:
Когда в 2019 году Касым-Жомарт Токаев вступал в должность Президента, сказал, что у нас сильная централизованная страна с сильной президентской властью. Что это? Это когда акимы поселков смотрят в рот – условно говоря – акиму области, а тот в свою очередь оглядывается на Президента. Все ожидают призыва к действию от вышестоящего органа. Мол, будем проводить такую-то реформу – и вниз спускают. Потом по бумажке все исполняют. А с децентрализацией власти дается больше свободы на самый низ. Допустим акиму области расширят круг полномочий, и он уже не будет смотреть на министерства или Президента, он будет в рамках своих полномочий свои проблемы в области решать сам. Или часть бюджета себе оставлять. Это, к слову, началось в 2018 году, когда бюджет 5 уровня (сёла, районы) частично позволили акимам оставить у себя на селе. У сельской администрации источник доходов – налоги в первую очередь. Например, условно, в сельском округе проживает 20 тысяч человек и из них платежеспособных – половина. И вот из этих 10 тысяч один платит подоходный налог, другой — налог на землю, третий — налог на транспорт и проч. И акимам позволили эти налоги частично оставлять у себя. Реальный пример. Ранее я жил в Геологе, который некогда был самым большим сельским округом города – 15 тысяч населения! И на территории Геолога были расположены большие предприятия. Когда уже часть налогов стала оседать у акима сельского округа, он за короткий период на эти деньги — до расформирования нашего сельского округа (теперь Геолог присоединен к областному центру. — Н.Ш.), успел провести электрификацию улиц, установить скамейки, уорк ауты, детские площадки. Народ-то особо не вникает в эту тему и говорит, мол, молодец новый аким, все для поселка делает! А по факту просто акимам таких округов дали возможность использовать свои же средства.
Н. Е.:
Еще один момент есть: многие жители приходят с жалобами – мол, акимат такой-сякой, ничего не делает. Куда смотрит. А акимат-то не может решать, потому что на центральном уровне все решается. Вот где загвоздка. И Президент правильно сказал, чтобы полномочия акимам районов, областей передать.
А.А.:
Если по терминологии крупных компаний, то сегодня аким – это просто генеральный менеджер. Но если ему расширят полномочия, он будет как политическая личность принимать решения, проводить свою политику, по экологии в том числе. Вот почему все ругают акима области – мол, он не может повлиять на экообстановку в регионе? Потому что АНПЗ, Карабатан – все подчиняются напрямую министерству. Да, они находятся на территории Атырауской области, но головные офисы только с министерством работают, налоги платят только центру, поэтому у властей особых полномочий в их отношении нет. Но вот в новом Послании говорится, что теперь эти полномочия дадут – посмотрим.
Руководитель департамента Агентства по делам государственной службы по Атырауской области – председатель Совета по этике Ерлан Ермаханбетов свое мнение в части перезагрузки системы госуправления высказал по онлайн-связи.
Глава государства четко определил задачи Агентства по делам государственной службы в процессе перезагрузки системы государственного управления и реализации реформ в формате «сильный президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство».
В соответствии с этим, Агентству, как полноценному институту стратегического HR, предстоит ответственная работа в усилении кадрового резерва и подготовке новых управленцев для Нового Казахстана.
Поставлены конкретные поручения перестроить систему отбора и увольнения госслужащих с учетом современных требований,
а также повысить прозрачность и открытость государственной службы для профессионалов из частного сектора.
Помимо этого, особое внимание будет уделяться децентрализации системы госуправления, в результате которой персональная ответственность политических служащих будет усилена.
Изменения предусматривают создание эффективного аппарата правительства в соответствии с прогрессивными стандартами управления, оптимизацию центральных ведомств и передачу части компетенций правительства отдельным министерствам в целях повышения их ответственности за конкретную отраслевую политику.
При этом расширение полномочий местных исполнительных органов поможет более эффективно решать задачи в регионах.
Согласно задачам, поставленным в Послании, Агентству определена ключевая роль — совместно с правительством запустить специальную платформу для консолидации потенциала казахстанцев по всему миру.
Каждый госслужащий, понимая высокую ответственность перед народом, будет принимать активное участие в решении задач, поставленных в Послании.