Токаев – последователь политической линии Елбасы
В отношении лидеров любое общество, как правило, любит мыслить некими устойчивыми клише, или внешними образами, которые лежат на поверхности. В отношении президента Касым-Жомарта Токаева также существует определенное, устоявшееся у граждан страны его восприятие сугубо лишь как профессионального дипломата.
Однако, если быть объективным, Токаев – это не просто один из высококомпетентных дипломатов Казахстана. Внимательно изучая его биографию, различные государственные посты и непростые периоды, на которые они пришлись, то понимаешь, что его практический опыт в политике, экономике и государственном управлении гораздо шире и масштабнее.
И нужно начать с того, что Токаев всегда был рядом, вместе с основателем казахстанской государственности с первых дней суверенитета нашей республики и принимал участие в решении сложнейших государственных вопросов на самых разных участках. И все 29 лет независимости он успешно выполнял поручения Елбасы по развитию государства. Но давайте обо всем по порядку.
1. Дипломат-профессионал
Да, Токаев — высококлассный дипломат. А что мы знаем о Токаеве как казахстанском дипломате, кроме того, что он был дважды министром иностранных дел Республики Казахстан (1994-1999, 2002-2007). Его профессионализм и опыт имеют фундаментальную базу. В 1975 году он с отличием окончил МГИМО МИД СССР – лучший вуз мировой державы того периода.
Затем Токаев начал свой трудовой путь в системе советской дипломатии. Мы можем по-разному относиться к Советскому Союзу, но отрицать его геополитическую мощь и сильное дипломатическое влияние нельзя. Такую солидную школу знаний прошел Токаев и можно уверенно говорить о том, что это значительно повлияло на его профессиональные качества. Благодаря им в своей карьере Токаев стал и министром иностранных дел Казахстана, закрепившим отечественную дипломатическую школу, а также дошел до заместителя Генерального секретаря ООН, получив признание своего опыта от мирового сообщества. И он не просто дважды возглавлял МИД нашей страны, а принимал прямое участие в решении всех сложнейших международных вопросов с момента суверенного развития Казахстана.
Все сложнейшие установки и задачи Первого Президента Токаев выполнил, без преувеличения, блестяще. А это и правильное позиционирование молодого государства на мировой арене, и вопросы делимитации национальных границ, ядерного разоружения, создание СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, членство РК во всех международных организациях, привлечение иностранных инвестиций и мн. др.
И все эти вопросы касались не только внешних сношений, а затрагивали экономику, социальное развитие и национальную безопасность Казахстана. Во всех этих сферах имеется след прямого участия Токаева. И, если быть объективным, ни у одного казахстанского дипломата, при всем уважении, на сегодня нет такого мощного бэкграунда.
Вообще, если говорить прямо, то Токаев имел все возможности на момент распада СССР остаться работать в современной России и, скорее всего, благодаря своему образованию и уникальному опыту, сделал бы успешную карьеру в МИД РФ.
Однако, в момент становления Независимого Казахстана, он без колебаний сделал личный выбор. И этот шаг лучше всего характеризует его как настоящего казахстанского патриота и государственника — в те сложные годы он поверил в Елбасы, в его политику и будущее своего Отечества, вернувшись домой созидать родное государство.
2. Свидетель успешных реформ
Если говорить о Токаеве как о дипломате, то давайте вспомним, что свою профессиональную карьеру он начинал в посольстве СССР в КНР. В эту крупную страну Токаев впервые попал в качестве практиканта в 1970-м году — это было сложное для этой страны время спада в развитии. Затем в 1983 году была стажировка в Пекинском лингвистическом институте. И с 1985 по 1991 годы Токаев уже работал в советском посольстве в Китае.
А это накладывает на его опыт свою неизгладимую специфику и дает эксклюзивные знания. Во-первых, в конце 1980-х годов Китай был одним из сложнейших и важнейших направлений советской внешней политики. Как известно, с 1960-х годов советско-китайские отношения переживали политический кризис и идеологическое противостояние.
Во-вторых, в те годы посольство СССР в КНР возглавлял искусный советский дипломат О.А. Трояновский. Это человек, который начинал работать с Молотовым и Хрущевым, а закончил дипломатическую карьеру уже при Горбачеве в 1990 г. Именно благодаря его усилиям отношения двух социалистических держав того времени – Советского Союза и Китая – заметно потеплели.
Свидетелем и прямым участником этих исторических перемен был и молодой Токаев, который впитал в себя сложнейшие дипломатические уроки, не раз пригодившиеся ему в будущем. Кроме того, китайский опыт имел и другое практическое значение.
В конце 1980-х годов в Китае был активный этап реализации политики открытости и реформ, на глазах изменявших облик и устройство Китая. Тем самым, волею судьбы Токаев изнутри видел все процессы реформирования КНР и непростое начало эволюции китайской государственной системы, и переход на новую экономическую модель.
В результате у Токаева имеется четкое понимание успешных реформ и трансформации КНР из бедной развивающейся страны в успешную глобальную экономику «номер два». У него имеется недилетантское понимание китайских реформ и основ успешности современного Китая, и он хорошо знает, что такое «модернизация государства».
В целом с первых дней карьеры Токаев оказался на острие дипломатии сверхдержавы. Не без оснований можно сказать и то, что знание китайского языка и менталитета, понимание логики развития КНР, опыт работы в СССР на китайском направлении, особенно в период потепления советско-китайских отношений, помогли Токаеву реализовать курс Назарбаева на установление и развитие дружеских отношений с Восточным соседом.
3. Политик мирового уровня
Однако и эти значительные штрихи в портрете Токаева все же не до конца раскрывают многогранность его опыта как дипломата. Продолжая раскрытие персоны президента Казахстана, нужно учесть тот факт, что в XXI веке среди высокопоставленных азиатских политиков только Токаев и Пан Ги Мун были в руководстве главной международной структуры — Организации Объединенных Наций.
Более того, Токаев был не просто одним из заместителей Генсека ООН – он два с половиной года на позиции генерального директора руководил женевским офисом, европейским центром политики. А это вторая по значимости после Нью-Йорка штаб-квартира Организации, в которой работают более 1500 международных дипломатов высочайшего уровня.
Как известно, женевский офис занимается вопросами разоружения – сложнейшей сферой международного взаимодействия, где чрезвычайно тонкие границы между компромиссом и конфликтами. И нужно отметить, что благодаря выверенной работе на этом посту Токаев заслужил твердый авторитет своих коллег и многих лидеров государств.
Это дало ему колоссальный опыт управления на международном уровне, а также широчайший спектр прямых политических связей фактически во всех странах мира. Сегодня, благодаря своей работе на Западе, Токаев лично знает почти всех зарубежных высокопоставленных дипломатов и может напрямую обратиться к любому из них без лишней бюрократии и формальностей. А то, что часто связи решают все, говорить нет необходимости.
Вообще, без преувеличения, во всей Азии сегодня крайне мало таких дипломатов-политиков, которые могут без ограничений, прямо и неформально общаться со всем миром. Ну а в современных глобальных условиях, когда грани между внутренней и внешней политикой становятся все более малозаметными, наличие таких возможностей значительно усиливает позиции любого первого руководителя и его страны.
4. Самый успешный глава Кабмина
Понятно, почему Токаев стойко ассоциируется с работой на международном уровне, однако давайте не забывать и том, что в период с октября 1999 по январь 2002 года он был четвертым премьер-министром Казахстана. И это было время после сложнейших реформ, которые эксперты тогда называли казахстанской «шоковой терапией». Но те реформы дали результат, и в стране постепенно начала успешно складываться рыночная экономика.
Никакой опыт не проходит бесследно. Думается, что здесь и пригодился тот опыт китайских реформ, которые Токаев когда-то воочию изучал, работая дипломатом в Пекине. И будучи премьер-министром Казахстана, он на деле проявил себя как дельный антикризисный менеджер, способный эффективно проводить реформы и умело ставить социальные акценты в экономической политике.
Начиная с 2001 года, рост ВВП Казахстана был одним из самых высоких в мире. Казахстанская экономика уверенно вышла в плюс и демонстрировала впечатляющие 9,6%. Промышленное производство демонстрировало прирост в 14,6%, инвестиции в основной капитал выросли на 29,4%, а объем грузоперевозок – на 13,3%. Все это результат работы правительства того времени, статистика – вещь упрямая и с ней не поспоришь. Социально-экономическими приоритетами Кабмина страны при руководстве Токаева были: обеспечение перехода к устойчивому экономическому росту при низком уровне инфляции; улучшение инвестиционного климата; повышение уровня занятости и реальных доходов населения.
Если проанализировать первые решения Токаева на посту президента РК, то параллели напрашиваются сами – этот же курс он проводит и сегодня. Тем самым, Токаев уже ранее проводил и последовательно продолжает сейчас социально-экономическую линию Елбасы по расширению заботы о населении и развитию возможностей экономики.
Премьер Токаев внес значимый вклад в развитие и другого «детища Елбасы» – молодой столицы Казахстана. Именно на период его премьерства в правительстве пришлась активная фаза строительства столицы, заложившая современный технологичный облик главного города нашей республики.
В целом при премьер-министре Токаеве был самый высокий рост экономики нашей страны, что подтверждает наличие у второго Президента РК ясного понимания экономических механизмов. Такой лидер и необходим Казахстану на новом историческом этапе, когда необходимо вывести национальную экономику на новый уровень развития.
5. Мудрый законодатель
Однако управленческий опыт Токаева не заканчивается дипломатией и премьерством. Он дважды (2007-2011, 2013-2019), в совокупности более десяти лет, возглавлял Сенат Парламента страны. Благодаря этому у него имеется тонкое прочтение всех правовых механизмов государственности. Он хорошо понимает законы и их роль в управлении страной в целом, и разными отраслями в отдельности.
За десятилетие парламентской работы через него прошли все правовые основы и различные реформы социально-экономического развития Казахстана. На период его работы в Сенате пришлась реализация задач Елбасы по правовому обеспечению вхождения Казахстана в 50-ку наиболее конкурентоспособных государств мира, а затем и обновление законодательной базы для реализации стратегии «Казахстан-2050».
Токаев хорошо понимает принципы правового и открытого государства. При его участии и поддержке Казахстан провел успешный этап политических реформ. Тогда Парламент страны разработал и принял значительный пакет законодательных поправок, усиливших демократическое устройство государства, и позволивших РК стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году.
И сегодня Токаев может компетентно судить о влиянии законодательства на развитие экономики, общества и безопасности. Таким образом, мы имеем дело с политиком универсальной подготовки, который всесторонне готов к государственному управлению. Он вел экономику, глубинно знает все законодательные механизмы. Он практик, хорошо понимающий смысл правового государства.
6. Рациональный руководитель
Дипломатический бэкграунд помогает Токаеву не только на мировой арене, но и на внутриполитическом поле. В этом смысле особенно отмечается его равноудаленность от всех финансово-промышленных и политических групп. Токаев является последователем политической линии Елбасы. Его сознательным стратегическим ориентиром выступают интересы государства, а не отдельных групп.
Для президента Токаева понятие «национальные интересы» имеет особое значение. Он хорошо понимает их смысл, ведь многие годы он отстаивал и защищал их на мировой арене. И сейчас, на позиции главы Казахстана, он мыслит теми же категориями и проводит в жизнь курс по реализации интересов народа. Взвешенность, объективность и неангажированность позволяют ему принимать выверенные решения, а именно это и нужно от руководителя национального масштаба.
Еще одна важная особенность Токаева – это рациональное политическое мышление. Он хорошо видит проблемы и понимает сложность их решений, поэтому не будет заниматься популизмом, а эффективно продолжит курс Елбасы.
Это, в частности, особенно важно для сохранения мира и согласия в казахстанском обществе, как одного из ключевых достижений первого президента РК Н.А.Назарбаева. В стране, где проживают более 130 этносов, исповедующих порядка 40 различных конфессий, взаимопонимание и толерантность – это ключевые факторы стабильности и развития.
Ну а тот факт, что по поручению Елбасы Токаев стоял у истоков организации первых и последующих Съездов мировых и традиционных религий, говорит лишь об одном – этот политик не только ценит мирный диалог всех религий, но и хорошо знает и исповедует духовные ценности в своей жизни.
Сбалансированность Токаева в этом вопросе дает четкую уверенность в том, что в вопросе межнациональных и межконфессиональных отношений он целенаправленно продолжит курс Елбасы. Поэтому некие страхи по поводу каких-либо вероятных изменений в государственной политике Казахстана не обоснованы.
7. Респектабельный политик
А вообще, если вернуться к уникальному опыту Токаева на международной арене, то в нынешних условиях сильные дипломатические навыки выступают преимуществом. Ведь острые турбулентные процессы делают глобальный мир непредсказуемым. Так называемая текучая современность определяет высочайшую динамику изменений, к которым сложно адаптироваться. В этой связи сегодня от главы государства требуются особые качества и навыки.
Несмотря на расположение в очень непростом регионе, Казахстан выстроил и сохраняет дружественные отношения со всеми окружающими странами. Благодаря дипломатическому искусству Елбасы Казахстан приобрел прочный авторитет на международной арене. Все эти годы Токаев был проводником дипломатической линии Назарбаева, и поэтому лишь он сможет сохранить эти внешнеполитические достижения.
В дополнение к этому Токаев великолепный лингвист. Хорошее знание русского, китайского, английского и французского языков позволяет ему прямо вести диалог с ключевыми глобальными игроками. Сегодня к нему равное отношение везде – в России, в Китае, в США, в Европе и других странах мира его принимают как своего.
Таким образом, Токаев – респектабельный политик. Уважительное отношение всех его будущих контрпартнеров во взаимодействии с Казахстаном гарантировано. Это позволяет ему продолжать многовекторный курс во внешней политике, без преувеличения ставший формулой успеха Казахстана.
Продолжение сбалансированного курса первого президента говорит о том, что Токаев обладает ясным стратегическим мышлением. Ведь «модель Назарбаева» — это выверенная реакция на вызовы развитию и стремление использовать имеющиеся у страны возможности.
В целом Токаев очень многому научился у Елбасы, а именно, способности четко видеть приоритеты и цели, формулировать и реализовывать задачи для их достижения. А в меняющихся международных условиях такие качества позволят ему быстро находить выгодные тактические решения для продолжения базовой стратегии государства.
8. Лучший ученик Елбасы
Можно уверенно говорить о том, что Токаев это — лучший ученик первого президента Казахстана Н.А. Назарбаева. После разных управленческих экспериментов и многолетних наблюдений Елбасы неслучайно остановил свой выбор на Токаеве — другой такой фигуры, равной ему по опыту, мышлению и бэкгранду сегодня в Казахстане пока нет.
Сейчас можно говорить о формировании исторического тандема Назарбаев-Токаев, при котором первый создал успешную государственность Казахстана, а второй эффективно продолжает продуктивный курс развития общества.
Очевидно, что Первый Президент сознательно, в течение порядка 19 лет после назначения на пост главы правительства, апробировал Токаева на самых разных участках и дал ему длительный тренинг по управлению государством. И, по прошествии многочисленных испытаний, будучи тонким стратегом, Н.А.Назарбаев мудро, аккуратно и продуманно подвел к сценарию транзита 19.03.2019 года.
В результате Казахстан, неожиданно для всех, уверенно перевернул страницу политической истории и без потрясений вступил в новую эпоху. И сегодня многие руководители стран мира внимательно наблюдают за очередным блестящим уроком политического мастерства от Елбасы.
В мире еще долго будут изучать тот уникальный управленческий кейс, как создатель молодой центрально-азиатской республики расчетливо справился с внутренними и внешними вызовами и рисками ближайшего будущего, воспитав новое достойное поколение руководства Казахстана и обеспечив стабильность, и понятные безопасные перспективы развития казахстанской государственности.