ТЕХОСМОТР: «ЗАКОННАЯ ТЕОРИЯ И ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА»

120225 02 Общество

С 24 января прошлого года в силу вступил Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного проведения технического осмотра (ТО) механических транспортных средств и прицепов к ним. На основании этого документа была произведена передача ТО в частные руки — бизнесменам. Об этом неоднократно сообщала газета «Прикаспийская коммуна». Вместе с тем, площадка для реализации законодательных новшеств не была подготовлена.

Закон законом, но практика на сегодняшний день показывает, что если ранее атырауские частники были заинтересованы, то теперь они несколько поостыли и с опаской смотрят на это дело, считая его нерентабельным. Пугает их, что придется переквалифицировать работников станций или нанимать дорогих специалистов. Местные предприниматели с сомнением относятся к такой затее, поскольку не знают, где можно найти нужных людей, способных обучить персонал этим навыкам. Плюс, останавливает и то, что станции техосмотра и станции техобслуживания должны быть разделены по функциям. В законе указано — «совмещение оказания услуг по проведению ТО и ремонта транспортных средств и прицепов к ним не допускается». Отсюда переоборудование ремонтных автомастерских либо постройка отдельных боксов влетает предпринимателям в копеечку. У многих СТО просто нет финансовой возможности. В настоящее время в специальный реестр таких центров пока включено только одно ТОО «Атырау Лада».

— Мы приступили к работе с 13 января текущего года, — сообщили нам в организации. — Функционируют две постоянные станции техосмотра и две мобильные, одна из которых в Махамбетском районе. Действительно, удовольствие это довольно дорогое. Стационарное оборудование стоит порядка 15 миллионов тенге, а мобильное — 25 миллионов тенге. Собственно говоря, в день у нас проходит 35-50 авто. Стоимость услуг — от трех до пяти тысяч тенге. Посмотрим, окупятся ли все затраты в будущем.

Наряду с ТОО «Атырау Лада», в конце следующего месяца готовится к открытию еще один пункт проведения обязательного техосмотра на базе АО «Нацэкспертиза». Также в районах определены места площадки, где будет проводиться техосмотр. Однако этого явно недостаточно. Чтобы наладить бесперебойную работу по линии технического осмотра в Атырауской области, необходимо, как считают специалисты, создание еще, как минимум, десяти станций техосмотра. Когда этот минимум организуют — неизвестно. И потом, определить места районных точек техосмотра — еще не значит наладить их деятельность. Помимо этого, в растерянности находятся и сами автолюбители, которые также не могут разобраться с ситуацией. И поэтому многие из «водил» так и ездят без прохождения ТО. Что создает потенциальную опасность ДТП.

Где выход из ситуации?

Ввести годичный мораторий на прохождение обязательного технического осмотра автомобилей в Казахстане призывает депутат Мажилиса Парламента РК Виктор Рогалев. На состоявшемся недавно пленарном заседании он обратился с депутатским запросом к Премьер-министру Кариму Масимову. Об этом сообщается в электронных средствах массовой информации со ссылкой на пресс-службу госструктуры.

— Данный депутатский запрос непосредственно к Вам продиктован следующими обстоятельствами. С 1 января 2012 года у многих автовладельцев возникла проблема по прохождению ежегодного технического осмотра автотранспортных средств, — отметил в обращении господин Рогалев. — Известно, что функции по проведению техосмотра автомобилей перешли от Министерства внутренних дел Республики Казахстан к частным центрам техосмотра, имеющим соответствующее сертифицированное оборудование. Необходимо также отметить, что Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан проводится определенная работа по совершенствованию всей системы прохождения техосмотра автотранспортными средствами. Однако в настоящее время не все автовладельцы могут в срок пройти техосмотр, так как в целом по стране не хватает специализированных станций. Водителям приходится терять время и средства, за сотни километров от дальних населенных пунктов добираться до городов, где имеются спецстанции, подолгу стоять в очередях, с целью пройти предусмотренный законодательством техосмотр.

Виктор Рогалев также подчеркнул, что представителям дорожной полиции, в случае остановки автотранспорта для проверки, сложно будет представить доказательства о тех трудностях, которые имеются у автомобилистов, чтобы пройти предусмотренные процедуры и получить талон техосмотра. Также депутат предлагает рассмотреть вопрос о внесении соответствующих поправок в законодательство, касающихся отмены необходимости прохождения техосмотра в каком-либо виде владельцам новых автомобилей, пробег которых составляет не более трех лет со дня выпуска. За исключением специального автотранспорта и машин, осуществляющих пассажирские перевозки или доставку опасных грузов. В последующем предполагается проходить техосмотр каждые два года без исключений.

— Кроме того, в связи с проблемной ситуацией, с которой столкнулись автовладельцы при прохождении техосмотра, необходимо поручить соответствующим ведомствам рассмотрение вопроса о введении параллельного моратория сроком на один год касаемо применения санкций в отношении владельцев транспорта в виде штрафов, — считает депутат Мажилиса Виктор Рогалев. — Думаю, Министерству транспорта и коммуникаций, и далее по инстанциям на местах, для начала надо активизировать работу по полному обеспечению должным количеством станций техосмотра в каждом регионе нашей страны. И, конечно же, разработать ужесточенные меры контроля в центрах при прохождении ТО с целью исключения возможной коррупции или сговора между владельцами станций по неоднократному прохождению техосмотра заведомо исправными машинами.

Сюда же депутат относит создание апелляционных комиссий, куда мог бы обратиться каждый автовладелец. Он выразил уверенность в том, что данные меры положительно оценят не только автомобилисты, но и все граждане. В конечном итоге, смысл предложения о годичном моратории свелся к тому, что в Казахстане, и в частности в Атырауском регионе, еще не создана мощная практическая база по ТО, включающая в себя высококвалифицированные, оснащенные оборудованием по полной программе, центры технического осмотра. Поэтому, как считает Виктор Рогалев, мораторий может способствовать должной подготовке этой дорожной сферы.

 

Резонанс

Как обычно, мнения хозяев «железных коней» полярны. Обзор общереспубликанских дискуссий на форумах и опросы атыраусцев дали следующие результаты.

«В связи с ужесточением требования к техническому осмотру, автовладельцы вынуждены были заглянуть под капот, где-то что-то поменять, устранить выявленную неисправность, которая постоянно откладывалась на потом. Почему мы этому противимся? Если авто неисправно, пусть себе и стоит в гараже, или вообще его место на свалке, нежели подвергать опасности свою и чью-то жизнь. Есть такое понятие «соответствие всем техническим нормам», и мы должны придерживаться этого. Вспомните, сколько было полемики, когда сняли тонировку с передних стекол авто, а сейчас легко — привыкли, и правильно, видим лица друг друга. Так что, коллеги-автовладельцы, законодательно все делается не в ущерб нам, а, наоборот, в наших с вами интересах. Конечно, есть местами кое-какие недоработки в принятых изменениях, но, думается, в скором времени они найдут свое логическое завершение. Не надо никакого моратория», говорится в комментариях на одном из отечественных информационных веб-порталов.

— Вряд ли его поддержат, — считает житель нефтяной столицы, автолюбитель со стажем 12 лет Дамир. — Закон действует, деваться некуда, так или иначе, но на предпринимателей, подвязавшихся в автомобильной сфере, этот закон окажет давление. Представьте, сколько денег, вложенных в оборудование техцентрами, будет потеряно при моратории! Причем, думаю, взятых в кредит. Если поправки введут, то все эти станции обанкротятся. И, скорее всего, никто больше не захочет открывать такие станции. На том передача ТО в частные руки может благополучно кануть в лету.

Третьи считают, что такие поправки, предложенные мажилисменом, просто необходимы, поскольку надо дать предпринимателям время. И еще один контингент полагает, что передача технического осмотра в частные руки не исправит ситуацию с коррупцией. Люди считают, что в целях повышения прибыли персонал центров по ТО станет «сгущать краски» касаемо состояния транспортного средства, в конечном итоге, предлагая услуги уже по техобслуживанию в соседнем ангаре той же фирмы.

Обсудить данную тему можно на веб-сайте газеты «Прикаспийская коммуна» www.pricom.kz

Евгений САМАРИН

В редакцию «Прикаспийской коммуны» продолжают поступать вопросы от наших автолюбителей. Разъяснения дают соответствующие ведомства — комитет дорожной полиции МВД РК и УДП ДВД Атырауской области.

— Имеют ли право сотрудники дорожной полиции проверять наличие аптечки и огнетушителя? Согласно пункту 7.8 Правил дорожного движения, запрещается эксплуатировать транспортное средство при отсутствии этих предметов. Но в то же время пункт 2 ПДД не регламентирует мою обязанность предъявлять аптечку на осмотр, следовательно, оштрафовать за отсутствие аптечки меня могут, а за непредъявление — нет.

«В соответствии с требованиями п.2.3.2 водитель обязан по требованию сотрудника органов внутренних дел (полиции), поданному в соответствии с пунктом 5.3, остановиться и выполнить его указания. Отказ в предъявлении предметов и средств, наличие которых в транспортном средстве обязательно, будет означать либо неисполнение указания, либо их отсутствие».

— Как должен вести себя дорожный инспектор при возникновении конфликтных ситуаций на дороге? Ведь многие атырауские водители зачастую не имеют представления об этом. 

«При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения согласно пункту 132 Инструкции инспектор дорожной полиции обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение. Кроме этого, он должен разъяснить права и порядок обжалования своих действий, предложить гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении, и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам».

— Какой штраф налагается при пользовании водителем мобильным телефоном либо радиостанцией в момент управления транспортным средством?

«Пользование водителем при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией влечет штраф в размере 8 090 тенге. Действие,  предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф в размере 11 326 тенге. Примечание: во время управления транспортным средством разрешается пользоваться телефоном либо радиостанцией посредством применения наушников или громкой связи».

Евгений САМАРИН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна