Святой провидец
«Для того чтобы возвысить дух ханов, батыров, биев, пиров,
проживавших в прежние эпохи, необходимо формировать новый
подход в изучении истории страны. Поскольку,
не изучив в полной мере жизнь великих личностей, вряд ли сможем глубоко познать свою историю».
Нурсултан Назарбаев,
Президент Республики Казахстан
Только с обретением независимости в Казахстане удалось восстановить историю жизни многих выдающихся личностей, внесших свой вклад в благосостояние общества, в духовно-нравственное воспитание населения, передававших еще при жизни традиционный уклад казахов. Сегодня мы много говорим о потере нравственности, низком духовном интеллекте. Изучая историю, жизнь известных людей, пришла к выводу, что многие из них имели в народе непререкаемый авторитет благодаря тому, что не только декларировали высокую нравственность, но и сами следовали ей.
За годы журналистской деятельности написано немало материалов. И я не скрою, что есть несколько Личностей, которых я просто, как говорит мой внук, обожаю. И один из них святой провидец Аманбай ата Жетемис улы из Младшего жуза, проживавший в 1850-1932 годах. Жители Атырауской и Мангистауской областей до сих пор помнят легенды о его жизни, взглядах на воспитание молодых.
Человек с мягким сердцем
Когда я читала воспоминания о нем (на казахском языке), так повеяло теплотой, как будто он не ушел в иной мир и его дух рядом с нами. Жизнь у него была непростая, характер был достаточно жестким, но только по отношению к людям хвастливым, недалеким и скупым, а сердце его было мягким и отзывчивым. Он очень любил маленьких детей. Аманбай ата так и не женился, поскольку сам понимал, что у него своя отличительная от обычных людей участь. Его близкие еще не понимали, что он Всевышним одарен особым даром. Читая воспоминания о попытках отца женить его, я и смеялась, и плакала одновременно. Он был глубоко религиозным человеком, придерживался традиционного мазхаба Абу Ханифа, стал впоследствии суфием, за что имел святость. Все его предсказания сбывались, его бата — благословение было не обычным набором слов, все, что он желал людям, они получали. В основном в те времена просили не богатств материальных, как в основном сейчас, тогда больше просили детей, а проблема бездетности существовала во все времена. И представляете, если Аманбай ата предсказывал, то через определенное время в доме раздавался детский плач. По этому поводу есть воспоминания одного из жылыойских аксакалов. Как-то Аманбай ата осматривал прилавки на одной из ярмарок, которые проводились периодически и являлись местом встречи кочевавших в бескрайних степях казахских родов, для обмена продуктов натурального производства на муку, рис, конфеты и так далее. К нему прибежал, узнав в толпе, мужчина и произнес впопыхах: «У нас с женой нет детей, дайте нам ребенка!». На что он усмехнулся и отшутился: «Кто тебе сказал, что я раздаю детей?» Мужчина оторопел, а потом, собравшись с мыслями, извинился. Он так давно мечтал его встретить, пригласить к себе в гости и за чашкой чая рассказать о своей проблеме. Аманбай ата прочитал мысли мужчины, согласился стать его гостем, а потом дал благословение. И что вы думаете, наконец-то, за многие годы его жена забеременела! Ровно через год опять на этой же ярмарке этот мужчина ждал Аманбая ата, чтобы щедро вознаградить его, и дождался.
Исламские ценности
Возможно, читая эти строки, кто-то из современных верующих людей скажет: «Разве можно в деяния Всевышнего вмешиваться, ведь это только в его силах. И это ширк». Я не спорю, вообще все в нашей жизни происходит по велению Всевышнего. Говорят, что даже случайности неслучайны, не правда ли? Я думаю, что люди наподобие Аманбая ата ниспосланы нам Всевышним. И спасибо Ему огромное! Ведь у нас появляется как бы «компас» в жизни, «луч», освещающий путь. Поэтому многие люди ездят к местам захоронений святых, чтобы попросить Всевышнего помочь в сложных жизненных ситуациях.
Наша история показывает, что во все времена на казахской земле проживали святые, провидцы, о чем свидетельствуют архитектурные памятники. Как отметила в свой последний приезд в Атырау известная ученый-теолог Айнур Абдирасилкызы, принимавшая участие в работе конференции в АГУ имени Х. Досмухамедова: «Есть ценности материальные, есть духовные. К первым мы относим архитектурные памятники старины, которые разбросаны по всей территории Казахстана. Одним из них является архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане, ставший местом международного туризма. Он является родоначальником суфизма в Казахстане. Казахи народ дружелюбный, но если кто-либо поднимет руку на святые захоронения, на могилы предков, то народ всегда вставал стеной. И это уже проявление духовной силы».
Есть святые и в православной религии, там, где они проживали, также бьют родники со святой водой, есть реликвии. И многие атырауские прихожане совершают поездки по святым местам в России.
Но вернемся к Аманбай ата. Его землянка находится на границе с Байганинским районом Актюбинской области. Один из местных предпринимателей построил дом для ночлега и другие помещения, чтобы создать условия для паломников. Я принимала участие в асе, посвященном 165-летию Ата, на который были приглашены его потомки из Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областей. Сам Аманбай Ата похоронен в Мешитсу Карагиянского района Мангистауской области.
Он из подрода Тогызак — Коскулак рода Адай. Он не искал богатств, довольствовался тем, что имел, и никогда не причинял никому неприятностей. Но если кто-либо, видя его потертую одежду, подшучивал над ним или, более того, проявлял гордыню, глаза его наливались кровью, и он произносил всего несколько слов: «Аманбай чист, а верблюду такого-то не жить!» После этих слов бедная скотина подыхала на месте. Его современники отмечали, что Аманбай ата цеплял на малахай хвосты лошадей, коз и носил с собой в холщовом мешке одежду, алаша, чтобы было что постелить в степи. Несмотря на то, что ходил пешком, он всегда добирался до аулов раньше всех, поскольку за свою святость был вознагражден Всевышним умением летать — передвигаться по воздуху. Стоило ему немного отдалиться от аула, как он улетал в нужном для себя направлении. В наше время подобное не каждый сможет продемонстрировать, исходя из чего можно утверждать, что Ата обладал глубокими не только религиозными знаниями.
Аманбай ата был человеком-загадкой. Он видел все, что было недоступно для простого смертного. Посещая аулы, он предупреждал население о надвигающихся бедах, природных стихиях, и его прогнозы всегда сбывались. Аманбай ата знал молитвы, прогоняющие бесов и чертей. Люди-пустомели, хамы, наглецы сразу же умолкали при нем, поскольку Ата почитал казахский язык. Каждое произнесенное им слово имело глубокий смысл. Он не растерял своей святости до последних дней. Это был подарок Аллаха, основателя восемнадцати тысяч наук, своему рабу. Лечил он людей древними способами.
Последнее предсказание Ата
Ата прожил 82 года. Чувствуя, что силы его иссякают, в ауле Науирзек местности Мешитсу, что в 70 км от Огланды, он созывает местных аксакалов, чтобы проститься с ними. Его слова были следующие: «Власть русских продержится еще 70 лет. Но после этого срока сама по себе распадется, без кровопролития. Пока это правительство не укрепится, оно будет обещать, что поможет бедным и сиротам, но после политика изменится. И в первую очередь пострадают люди состоятельные, затем примутся за религиозных деятелей, так что народ лишится мулл. Не позднее, чем через 11 дней вам придется срочно откочевать с этого места, иначе лишитесь всего скота, который является основой благополучия казахской семьи. Только после распада этого правительства Казахстан станет суверенным государством, люди вернутся к своим истокам, к своей традиционной религии, наступят благостные времена. Дальше я уже не вижу, стар уже. Прощайте». Предсказание святого сбылось в точности…
Гульжан ЕЛЕШЕВА