Общество

Стараться, но не переусердствовать

Мои наблюдения за деятельностью иностранных компаний были бы намного шире и интереснее, если бы мне посчастливилось самому поработать в этой системе. К сожалению, я лишь частично прикасался к их методам, поскольку и на Карабатане, и на Тенгизе являлся сотрудником отечественных предприятий.

Но по долгу службы частенько приходилось сталкиваться с представителями итальянских, американских, турецких, израильских компаний. Хотя я занимался делами, далекими от журналистики, стремление узнать больше, внутренний зуд любознательности всегда толкали меня по возможности завязывать беседы, расспрашивать о том, о сем. Конечно, больше всего меня интересовала повседневная жизнь в других странах, их природа, их взаимоотношения.

А вот у местных ребят, работающих или поработавших в иностранных компаниях, я узнавал об их порядках, их подходе к решению тех или иных проблем, возникающих в процессе производства, а больше всего о дисциплине.

Начнем с доверчивости кадровиков. На работу берут, конечно же, с испытательным сроком, но в первую очередь обращают внимание на резюме. Были у меня знакомые, которые смеялись, что в резюме они многое досочинили о своих успехах в предыдущих компаниях. И еще, в первые годы прихода на казахстанский рынок у них в штате не было такой необходимой в наших реалиях должности, как табельщик. У многих в коридоре висел список работников, и каждый сотрудник сам (!) отмечал время своего прихода и ухода с работы.

Наш человек беззастенчиво пользовался этим, приходил позже, уходил раньше. Но такое отношение быстро обнаруживалось, и санкции к нерадивым применялись суровые – увольнение. Вообще, контракты в основном заключаются индивидуальные, и их пункты соблюдаются неукоснительно. Свою часть обязательств эти фирмы выполняют и того же требуют с противоположной стороны. Один из очень строгих пунктов – хранение коммерческой тайны. У рядового работника он заключается в неразглашении суммы своей заработной платы. Был случай. Два водителя, выполняющие одинаковые функции в одной фирме, были уволены с работы одновременно. И вот из-за чего. В день получки один поинтересовался у другого о сумме полученных денег. Оказалась разница ощутимая. Вне себя от негодования он устроил разборки в бухгалтерии, доказывая, что за выполнение одинакового объема обязанностей люди должны получать одинаковое вознаграждение. В результате обоих вызвали в головной офис и объявили, что в их услугах фирма более не нуждается.

Несколько мягче, но при повторении инцидента также заканчивается увольнением сон на рабочем месте. Тут надо объяснить подробнее. Водители автобусов, доставляющих рабочих на производственную площадку, в промежутках между выполнением своих непосредственных обязанностей вынуждены бездействовать. Они привозят людей на место, затем до обеда сидят, свозили на обед и то же самое до вечера. Такое вынужденное безделье утомляет. Время идет черепашьим шагом, человека клонит в сон. Но спать нельзя. Начальство смотрит на такое нарушение снисходительно, но только в первые разы. Если случаи становятся системой, то также распрощаются без особого сожаления. Наш оператор погрузчика лишился работы в компании «Бонатти» именно по этой причине. «Ну, никак не мог выдержать, – смеялся он, – они мне говорили: «читай!», пробовал, но оказалось, что книга для меня – лучшее снотворное».

Однозначно требуется не покидать рабочее место без уважительной причины. У них нет отговорок типа «сбегал за сигаретами» или «встретил знакомого». Обязательно нужно предупредить. Если ситуация позволяет, никогда не откажут, если, конечно, история не повторяется слишком часто. Но и в этом случае не уволят, просто дождутся окончания контракта и не возобновят. Причем сделают все предельно вежливо, пожелав напоследок удачи в поисках нового места работы и карьерного роста – ни объяснений, ни упреков. Сообразительные люди поймут в чем дело, другие так и остаются в неведении.

Насчет соблюдения техники безопасности я уже писал в предыдущих статьях (см. «ПК», №3 от 18.01.2024 г.) Нарушение этого пункта недопустимо от слова совсем. Мой начальник, объясняя мне правила ношения спецодежды, совершенно серьезно предупреждал: «Человек без каски на разгрузочной площадке – преступник, посадить не посадят, но с работы вылетишь». Впрочем, касательно рабочих местных компаний иностранцы не были столь принципиальны, но при этом, если их замечания оставались без внимания наших руководителей, организацию могли выгнать из проекта. Потому наше начальство поступало в отношении нарушителей не менее сурово, а иногда даже жестче, устраивая показательную порку провинившегося.

Есть еще одна непонятная нашему человеку вещь. Представьте ситуацию – водитель вернулся с рейса в конце рабочего дня, чтобы передать технику сменщику или механику. В ожидании своей очереди, дабы убить время, да и сделать приятное коллеге, протирает машину. Тут подходит механик и делает ему замечание, мол, нельзя этого делать. Наш водитель не может понять, за что его ругают. А все дело в том, что его дело – сдать машину, при этом указав обнаруженные в течение смены дефекты. А уже мыть машину и ремонтировать – на то существуют специальные службы. «Ты отбираешь хлеб у товарища», – может сказать менеджер-иностранец чересчур добросовестному работнику. Так что переусердствовать тоже не есть хорошо.

При всей строгости требований по соблюдению дисциплины они вполне справедливы. И если человек выдерживал первые месяц-два, дальше выполнение своих обязанностей в соответствии с правилами входило в привычку и уже не тяготило. А это в свою очередь приводило к положительным результатам – тебя могли повысить в должности, прибавить зарплату или поощрить премией. В иностранной компании, если ты поступаешь в соответствии с законом, никто тебя не может наказать, еще раз повторю – свою часть договора работодатель выполняет добросовестно, потому что у них в порядке вещей, когда незаслуженно наказанный в поисках справедливости обращается в суд. А судебных разбирательств они боятся как огня, особенно в другой стране.

Я как-то уже писал, что нас часто собирали на тренинги, просто на лекции по технике безопасности. Так вот, любой человек, находящийся на промбазе и заметивший какой-либо риск, опасность для жизни людей, имеет право и даже обязан сделать замечание руководителю работ, и, если не видит ожидаемой реакции, то и остановить работы, поставив в известность соответствующие компетентные службы. Не знаю, воспользовался ли кто таким правом из казахстанцев, но если так, то, несомненно, он окажется в фаворитах у иностранцев.

Кстати, о фаворитах. У иностранцев тоже бывают свои любимчики, которых продвигают по службе, посылают на курсы повышения квалификации, могут отправить в другую страну, где у компании тоже есть объемы. Но при этом они оценивают непосредственно деловые качества человека. У них нет таких понятий, как «земляк», «рулас», «саке-маке». Причем, при нарушении дисциплины такие любимчики наказываются наравне со всеми. А до увольнений практически не доходит. Не зря же эти ребята попали в фавориты, они заслужили это за аккуратность, дисциплинированность, обязательность.

Говоря о дисциплине, нельзя не упомянуть о разных менталитетах. Известный в регионе нефтяник Арыкбай Текеев рассказывал о своей командировке в Соединенные Штаты в начале нулевых. «Нашу делегацию привезли на производство, и знаешь, что меня больше всего удивило, – недоумевал Ареке, – ни один рабочий не повернул голову в нашу сторону, все занимались своим делом, не отвлекаясь на посторонних. А теперь представь себя, если бы к тебе на работу приехали иностранцы…»

И в завершение еще один случай. Не знаю, насколько он относится к дисциплине, но рассказать о нем хочется. У нас зимой заморозило водопровод. Временный выход из положения, конечно, нашли – воду для производства бетона доставляли автотранспортом, но это влетало в копеечку. Наши специалисты оперативно определили замерзший участок, но приступать к операции по устранению аварии «Аджип» не разрешал долго. Больше двух недель потратили на согласования с разного рода службами. Во-первых, потребовали предъявить схему подземных коммуникаций, затем разрешение на земляные работы получить, потом… одним словом, заволокитили конкретно. А каждый день использования арендованного водовоза довольно больно било по карману нашего предприятия. Мы злились, негодовали, но приходилось мириться. В конце концов, все разрешилось с некоторыми потерями, но все же ситуацию выправили. Уже после всего я поинтересовался у одного из тех людей, кто долго не давал нам разрешение на начало работ. «Для чего нужно было разводить такую бюрократию?» – спросил я. «А сколько денег вы потеряли тогда из-за нас?» – вопросом на вопрос ответил он. Я не знал точных цифр, но догадывался, что немало, так и ответил: «Много». «Поверь мне на слово, – стал объяснять мой собеседник, – могли потратиться в десятки раз больше. А если бы рядом были проложены другие коммуникации, например, силовой кабель. Ваш экскаватор его просто порвал бы? Вы бы заплатили такую неустойку, что мама, не горюй. Но не только вас наказали бы за причиненный ущерб. Пришлось бы и мне отвечать за подпись, поставленную, не убедившись в безопасности ведения работ, не проверив все риски».

Вообще, к подписанию любого документа иностранные специалисты относятся очень трепетно. Как мне посоветовал один умудренный опытом израильтянин: «Если есть возможность не подписывать – не делай этого, будешь всегда спать спокойно». Командная система, когда начальник приказал – подчиненный подписал, а потом ответил за чужие грехи, у них не работает. Каждый четко знает круг своих обязанностей, прописанный в индивидуальном договоре, и ни за что не возьмет на себя чужую работу. А это лишний раз дисциплинирует.

Кайрат САТАЕВ
Фото из открытых источников

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button