СИЛА — В ЗНАНИИ

Сегодня религия стала предметом разговора не только богословов. К сожалению, часто люди, не имеющие не то что духовного образования, но и совершенно поверхностно знающие свою историю, традиции, считают, что имеют право толковать религиозное учение и давать советы. В просветительских целях «Прикаспийская коммуна» продолжает серию публикаций о религии. И сегодня наш собеседник — теолог, выпускник египетского университета «Аль-Азхар», ныне наиб-имам областной мечети «Имангали» Еркебулан Карагулов — подробно расскажет о ханафитском мазхабе.

АДАМ ГОРДИТСЯ МНОЮ, А Я — АБУ ХАНИФОЙ
Казахи испокон веков являются последователями ханафитского мазхаба. Мазхаб — это не умозаключение имама, не выводы, к которым он пришел путем мышления, а его понимание священных текстов и их интерпретация. Поэтому, когда мы говорим, что придерживаемся мазхаба имама Абу Ханифы или Шафии, мы не имеем в виду, что придерживаемся его личного умозаключения, оставляя в стороне Коран и Сунну, а придерживаемся его понимания священных текстов.
Основателями ханафитского мазхаба явились имам Абу Ханифа и его ученики — Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани. Абу Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права, которая, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечала требованиям повседневной жизни. При оглашении своего решения по какому-нибудь спорному или неясному вопросу Абу Ханифа не просто буквалистски подходил к источнику (аяту или хадису), но выстраивал доводы в пользу общественного блага, естественно, не входя в противоречие с принципами ислама, таким образом доведя до совершенства технику собственного мнения. Степень познаний Абу Ханифы была такова, что он мог свободно диспутировать практически по любому вопросу и находить выход из самой запутанной ситуации.
Об Абу Ханифе рассказывают, что, узнав о продаже в Куфе мяса украденных овец, он семь лет не ел баранину из боязни съесть запретное — украденное мясо. 55 раз он совершал паломничество в Мекку. Но, несмотря на его поведение сверхблагочестивого мусульманина, Абу Ханифа был подвергнут мучительному наказанию правителями Куфы и халифом Багдада и в 68-летнем возрасте умерщвлен.
В настоящее время последователями ханафитского мазхаба является больше половины всех мусульман мира. Почти все тюркские народы, в том числе и казахи, традиционно являются последователями этой правовой школы. Ханафитский мазхаб учитывает обычаи местных народов, так как их национальные традиции не являются чем-то чуждым по отношению к исламу. Они являются источниками шариата наряду с Кораном, Сунной, иджмой и другими. В ханафитском мазхабе, среди источников шариата, существует понятие «урф», то есть «народный обычай». В целом, данный мазхаб является одним из самых либеральных учений ислама.
К сожалению, наряду с традиционными религиями, в Казахстане появились и деструктивные религиозные течения, о вредоносной деятельности которых наслышан весь мир. Точное число пострадавших нам неизвестно, как и неизвестен список казахстанских парней, которые отправились в горячие точки Афганистана, Пакистана с именем Аллаха и не вернулись.

ПРИВЕРЖЕНЦЫ БУКВАЛИЗМА
Между Богом и людьми, считают салафиты, не существует никаких посреднических звеньев. Находят недопустимым введение института священнослужителей или духовных авторитетов. Они вступали в ожесточенную полемику с представителями других течений в исламе, в том числе и с представителями основных четырех суннитских мазхабов, осуждавших их радикализм и отрицание вековых традиций официальных школ ислама.
Кроме этого, салафиты утверждали, что необходимо в своих суждениях опираться на буквальное понимание Корана и Сунны и не использовать для их объяснения доводы разума и методы логики. Салафиты объясняли это тем, что разум человека несовершенен, а священные тексты являются непосредственным словом Аллаха.
Появившиеся в последнее время радикальные секты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину. Радикальные салафиты же призывают к халифату, отказу от светскости государства, последовательно борются за создание теократического государства и выступают за введение шариатских законов и шариатского суда. Основным инструментом создания халифата они рассматривают проведение вооруженного джихада. Они запрещают женщинам заниматься какой-либо общественной или трудовой деятельностью. Кроме этого, радикальные салафиты проявляют крайнюю нетерпимость к последователям других религий.
Все эти идеологические установки прямо противоречат национальным интересам нашей страны. В некоторых регионах Казахстана культивируются его агрессивные версии, такие как джихадизм и такфиризм, а также более умеренные — вроде мадхализма. В целом течение салафитов не действует как религиозное объединение или же структурно оформленное исламское движение. Поэтому они не имеют юридического статуса в нашей стране ни в качестве религиозного течения, ни в качестве общественного объединения.

ПРИЗЫВ К ДЖИХАДУ
Джихадизм — одно из радикальных направлений, появившееся в XVIII веке. Данное религиозно-политическое движение является прямым идейным наследником религиозной доктрины салафизма. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, являющегося последователем Ибн Таймии. Как правило, сторонники ваххабизма сами себя называют салафитами. Ваххабиты, как и их предшественники, полагали, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и выступали против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.
Наиболее характерная черта ваххабитского движения, отличающая его от всех предыдущих мусульманских течений, это призыв к джихаду. Ваххабиты призывали к священной войне против неверных и заблудших и объявляли отступниками всех, кто их не поддерживает. Священная война в отношении противника, исповедующего ислам, должна была обосновываться тем, что тот отступает от «чистоты» веры, нарушает ее предписания, ведет безнравственный образ жизни. В своих проповедях ваххабиты осуждали алчность, роскошь и ростовщичество, выступали против ношения шелковой одежды, драгоценностей, курения табака, употребления кофе, а также против занятий музыкой и пением. Они призывали к братству мусульман, объединению под знаменем своего учения и к суровой простоте нравов, простой жизни древних арабов. Основные обряды ислама, такие как пятикратная молитва, хадж, ваххабизм сохраняет, однако освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил поздний ислам. Ваххабиты мало считаются с омовением, с правилом снимать обувь. Практику ношения мусульманами талисманов, где написаны аяты священного Корана, называют идолопоклонничеством. Утверждают, что Аллах не дает тайные знания аулие (святым). Они также запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим, поскольку поклоняться, по их мнению, нужно только Аллаху.

НАСИЛЬСТВЕННОЕ СВЕРЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЖИМОВ
Еще одним радикальным направлением салафизма является такфиризм. Данное движение представлено экстремистской сектой «Ат-Такфир валь-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход из общества»), которая была основана в Египте в 1971 году. Идеология «такфиров» обосновывает необходимость насильственного свержения государственных режимов, осуществляющих гонения на мусульман. Присутствующая в названии организации фраза «…уход из общества» имеет вполне практическое наполнение. Членам «Ат-Такфир валь-Хиджра» запрещается учиться и работать в государственных учреждениях, фотографироваться, поддерживать отношения с «неверными», что затрудняет идентификацию «такфиров» правоохранительными органами. В настоящее время секта «Такфир» в большинстве стран мира признана террористической организацией, причастной к убийству высоких должностных лиц в исламских государствах.
Джамааты «такфиров» в Казахстане действуют в западных регионах. На данном этапе их основные лидеры эмигрировали в Чехию. Важным положением секты «Такфир» является то, что последователи данного течения в своих вероубеждениях и воззрениях считают «неверными» каждого, кто совершает большие и малые грехи, не покаявшись, а также правителей и их граждан, не последовавших их законам. «Неверными» считаются те, кто не признает их учение и не вливается в их ряды. Также известно, что последователи «Такфир» не посещают мечеть, проповедуют полный разрыв с окружающей действительностью.
Стратегия организации исламского государства в «такфири» характеризуется поэтапностью. Первый этап заключается в необходимости «доведения до умов» или распространении своих идей и проведении религиозной агитации. Второй этап — хиджра, то есть переселение (эмиграция). В ходе этого периода организация работает над строительством мусульманского общества и подготовкой к использованию оружия. На данном этапе члены организации отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, изолируются и эмигрируют. Третий этап — выход организации из подполья и изоляции для нового открытия неверных земель и установления исламского общества.
Таким образом, можно констатировать, что такфиризм представляет собой одну из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма. Ключевым финансовым и организационным центром является Египет, где различные экстремистские исламистские группировки значительно усилили свои позиции.

СОЗДАНИЕ ИСЛАМСКОГО ХАЛИФАТА
Последователи движения «Хизб ут-тахрир» идеологически противостоят ханафитскому учению. Партия создана в 1953 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином аль-Набхани. Через месяц организацию запретили в Иордании. А в 1955 году самому Набхани запретили въезд в страну. Тем не менее, он продолжал вести активную деятельность в Сирии, Ливане, Ираке, где также подвергался преследованиям со стороны властей. Скончался в Бейруте в 1977 году, но к тому времени у «Хизб-ут-Тахрир» появились последователи в разных странах мира.
«Хизб-ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Цель партии — содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни («все стороны жизни должны основываться на нормах шариата») и распространению исламской веры в мире. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства — халифата.
В настоящее время «Хизб-ут-Тахрир» стала глобальной организацией, имеющей очень хорошие позиции не только в исламских, но и в западных странах, в частности, Великобритании. Вместе с тем ее деятельность носит ярко выраженный экстремистский характер, в связи с чем она была запрещена в Казахстане в 2005 году. Призыв к созданию исламского халифата является глобальным проектом исламского интернационала и направлен против независимости нашего государства.

СДЕЛАТЬ ИЗ ЧЕЛОВЕКА СВЯТОГО
В январе 2009 года объединения «Алля Аят» и «Ата жолы» решением суда попали в список запрещенных религиозных организаций в Республике Казахстан. Однако «отголоски» этого объединения остались и по сей день. Псевдоцелители, вызывая духов предков, выявляют болезни у доверчивого народа и предсказывают будущее. Но одного «лечения» недостаточно. Есть еще много требований, выполнив которые, человек остается без средств к существованию.
Хитроумная схема этой финансовой пирамиды начинается со слова «аруах». Дух предков, верование в которого у казахов, надо сказать, сильно до сих пор. Используя слабость населения к этому понятию и низкий уровень знания мусульманских канонов, в 1997 году некий Кадырали Тарыбаев решает заработать денег. Сегодня его последователи активно распространяют культ святых мест, по два-три раза в месяц совершают «паломничество» к мавзолеям Ахмета Яссауи, Айша-биби и прочих «аруахов». Свои филиалы «идущие по дороге предков» называют «Орда», численность одной составляет пятнадцать-двадцать человек.
Цель всех этих мероприятий — сделать из человека не кого-нибудь, а настоящего «Аулие» (святого) со всеми вытекающими привилегиями. Для этого нужно всего ничего — деньги. Имеют место механизмы манипулирования и воздействия на сознание людей — попытка связать настоящее человека с его прошлым, прошлым его предков, использование эмоционального состояния людей, их чувств и переживаний.
Одним из громких фактов по отношению к «Ата жолы» стало самоубийство 48-летней жительницы Костанайского пригородного поселка Альжанка, которая, по словам родных, отравилась уксусом в результате ее деятельности в секте «Ата жолы».

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Свою историю организация «Алля-аят» ведет примерно с 1990 года, когда Фархат Абдуллаев объявил себя «посланцем внеземных сил». Произошло «чудо второго пришествия» в поселке Чунджа Алматинской области. После его смерти пропагандой лечения занимается его супруга Нина (Святая Нина, Нина Ана). Представители этого течения не признают традиционных религий, сжигают Коран и Библию. Курс лечения начинается путем подключения к энергии Фархат Ата, которая заключается в произнесении некой «Формулы жизни».
В 2006 году прокуратурой города Астаны выявлялись факты развития первичных психозов и обострения психических заболеваний граждан, причинно-следственная связь которых связывается с посещением больными сеансов лечения по методике «Алля Аят».

УЖЕСТОЧИТЬ ЗАКОН И СОХРАНИТЬ ДУХОВНУЮ ОПОРУ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Среди причин подобной ситуации в стране — благоприятный экономический рост Казахстана, границы, прилив миссионеров, отсутствие должного религиозного познания и прочее — многие выделяют либеральность в сфере религиозного законодательства.
Недавно в Астане впервые презентовали новый законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В Казахстане ни одно вероисповедание не будет иметь государственного или обязательного статуса. Однако в преамбуле документа авторы все же прописали историческую роль ислама и православия. Кроме того, депутаты предлагают отныне разделять религиозные объединения на местные, региональные и республиканские. У каждого статуса — ограничения по географии деятельности и численности.
Под запрет могут попасть и молитвенные комнаты в госучреждениях, школах, больницах и воинских частях. В законопроекте не предусмотрена и работа духовных храмов при исправительных колониях.
Принятие законопроекта, как ожидается, потребует масштабной перерегистрации всех религиозных объединений страны. В агентстве рассчитывают, что это позволит упорядочить их работу. Скептики же, напротив, уверены, что таким образом государство намерено оставить вне закона неугодные или сомнительные религиозные течения и их последователей.

Айнура ЖУБАНОВА

One thought on “СИЛА — В ЗНАНИИ”

  1. я не думаю что Алла Аят сжигают Коран,те люди которые посвещает сеанс ничего не теряет и денег в том числе! а наобарот их здоровье становится лучше! я общалась со многими людьми которые посветили сеанс,и они удовлетворены на все сто!!!

Comments are closed.