Общество

Шагать по жизни с чистой интонацией!

Как лучше представить человека, только перечисление заслуг которого перед Ее Величеством Музыкой может занять целую страницу газеты? Дирижер, хормейстер, профессор, Народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии – это вкратце о Базаргали Ажиевиче Жаманбаеве. Он сегодня гость гостиной «ПК».
Пятнадцатилетним юношей он погружается в мир профессиональной музыки в Республиканской средней специализированной музыкальной школе им. К. Байсеитовой. Служба в Советской Армии. И учеба в Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, по окончании которой работает в алматинской консерватории им. Курмангазы.

О жизненном кредо
– Мое кредо: чтобы все музыканты жили среди людей счастливо. Ведь что такое дирижеры-хоровики? Вот музыкант, к примеру, пришел, сыграл и ушел, или певица – спела и ушла. Мы же работаем с людьми, с коллективом. Поэтому, чтобы быть счастливыми, много критериев. Первое – быть профессионалом. Второе – быть порядочным человеком. Третье – внутренний мир должен быть чистым. Четвертое – они должны по жизни шагать с чистой интонацией. Что такое интонация – все прекрасно понимают. Вот мое кредо, которое я воспитываю в своих студентах. Я им всегда говорю, что завтра вы изменитесь, и должны стать лучше. Главное, чему я учу, чтобы они священно служили своей профессии. Служили!
Я приехал сюда, в Атырауский музыкальный колледж «Музыкальная академия им. Дины Нурпеисовой», по приглашению многоуважаемой Клары Киматовой, почетного профессора консерватории им. Курмангазы. Много я не езжу. У меня с ней давний профессиональный контакт. Она здесь воспитывает своих молодых музыкантов, дирижеров, потом своих выпускников отправляет в Алматы в консерваторию. Они оканчивают и возвращаются сюда. Здесь открыто недавно новое отделение народного пения. Таких людей надо беречь. Это главенствующее лицо, на нее буквально надо молиться, чтобы она могла все организовать, собрать, и какой бы конкурс ни проходил – вокальный, дирижерский, народное пение, вокалистов – Киматова все время впереди. Со своими учениками. В консерватории учатся платно некоторые студенты. Платно – это в наше время сложно, тяжело, но уговорить продолжить обучение – это заслуга Киматовой. Учатся очень одаренные ребята из Атырау, Кайрат такой есть, большеглазый мальчик, талантливый, керемет! Когда я сказал, чтобы он шел в драматический театр, не пошел. Он любит дирижерское дело, предан ему, потому что так воспитан Киматовой. Будем переводить его на бюджет. Я рад, что в этом колледже есть профессор, почетный профессор. И не каждый колледж в столицах имеет педагогов с почетным званием. Когда есть такие педагоги, которые любят свое дело, профессия будет расти.

О таланте
– Дирижерская профессия – это элитарный вид искусства, не каждому дано стать дирижером. И не каждый дирижер станет Караяном, это избранные. Даже во всем Казахстане это единицы. Мансуров, Османов, Кажгалиев, Тлендиев –три-четыре фамилии. Но в каждом городе есть оркестр народных инструментов, симфонических мало, но есть. И когда я вижу, что у дирижера руки не развиты, конечно, звучать оркестр не будет. Тут нужна техника. Хоть симфония, хоть опера. Чем я сейчас занимаюсь – это мелкая и крупная мануальная техника, техника рук, потому что дирижер не говорит, как лектор, работают только руки. Я за многие годы выработал для себя специальные упражнения. Есть еще утренние этюды в Алматы. Студентам я вливаю знания с самого первого курса, повторяюсь. И ничего, к четвертому курсу они уже сами что-то могут сказать. Я этому бываю очень рад.
Я всю жизнь проработал в опере. Был десять лет директором оперного театра, и поэтому очень люблю вокалистов. И ими всеми за дирижерским пультом руковожу я. Стоит огромный хор. Надо владеть их вниманием. Не окликнешь, только руками показываешь. Музыку показывать руками, руководя всеми одновременно. Вот она – профессия дирижера.
Важен человек. Профессия дирижера – элитарная. Ну не каждому дано. Что такое талант? Многие говорят про талант. А талант либо есть, либо нет. Каждый, выходя на сцену, идет с тем, что у него есть, только у него, не бывает одинаково у всех. Таковы одаренные люди. Я сам себе судья, сам себе прокурор, и бог, и кто угодно. Вот представьте себе. Ровно в семь часов вечера тушится свет, я у пульта дирижерского – король, всем командую, над всем тем чудом, что происходит на сцене – я командир. Больше никто! Семьдесят человек сидит, сто – это оркестр, восемьдесят человек – хор, сорок солистов, балет. Я командую, только я. Я так чувствую.
– И еще зал.
– Да, зал – 700 человек! Вы не представляете, какое это счастье! Если это испытать… Мне выпала честь дирижировать в лучших театрах мира, и самый престижный, конечно, Большой театр в Москве. Представляете? Когда я обернулся, сам испугался. Это же Большой театр. Когда хлопки идут в Большом театре – так интересно – они не сразу доходят до слуха, а как лавина, каскадом идут аплодисменты. Чувство ни с чем несравнимое!

Быть педагогом
– Я работаю в консерватории 52 года. После окончания Ленинградской консерватории меня сразу взяли на работу. Впрочем, тут есть история. После консерватории я отслужил в армии и пришел в алматинскую консерваторию. А там мне сказали: «Вы нам не нужны, поезжайте, пожалуйста, в Гурьев». А я смело так: «Почему же вы сами не поехали?». На что ответили: «Я казахский язык не знаю». «Ну и что? А я знаю русский язык зато! Вы поезжайте туда и учите казахский язык». С этого момента я стал фигурой номер один, предметом долгих пересудов. Впервые. Был такой Тибенихин, органист, с ним я сделал «Магнификат» Вивальди, и все! Меня оставили! Есть казахская поговорка: «Ағарып алдына шыңпа, қарайып артында қалма». А я «агарып» выскочил вперед. С этого момента на меня сыпалось все, кроме атомной бомбы. И тогда сказал себе: «Я буду преподавать очень хорошо». Мне это очень нравится. Я люблю учить, потому что я люблю своих студентов. Многие из них из других классов, но они стали все моими.
Многие девочки ведь непослушные. Случается, что выходят замуж. Я им говорю: «Ну подождите же немного, давай поучимся». Так нет – у них ведь любовь. Любовь! Любовь! Носятся, а я ведь многое вижу. Иногда бывает махаббат ошибочный. И теперь я у юношей и девушек, которые поженились, спрашиваю, шутя: когда разведетесь? Я ведь как старший должен дать бата. Но иногда не хочу. Вижу, что некоторые не уживутся, ведь я уже давно психолог.

О коллегах в оперном и необходимости делиться
– Я не застал в оперном театре только Куляш Байсеитову. Я дирижировал Жандарбекову, Курмангалиеву, Кенжетаеву, Каукенову, Бисековой, Урие Турдыкуловой, уже не говорю о Серкебаеве, Бибигуль Тулегеновой, Джамановой и так далее. Я на самом деле дирижировал им всем. Стоял за пультом. Я работал со всеми казахстанскими композиторами, кроме Тулебаева, он уже умер, когда я приехал в Алматы. С Брусиловским работал, с Хамеди работал и другими. Все их спектакли прошли через мои руки в оперном театре (ГАТОБ им. Абая — ред.). Сначала я был главным хормейстером оперного театра, дирижером, затем десять лет директором. В то время был расцвет хора. Были такие спектакли, как «Алпамыс», «Братья Ульяновы», «Двадцать восемь панфиловцев». Самый потрясающий композитор, с которым я работал, это Раиса Ахметовна Жубанова. Талантище среди всех композиторов старшего поколения. Мастер высочайшего класса! Профессионал! Я не имею права все это в себе держать! Делюсь с учениками, как надо трактовать «Енлик кебек», «Абая», как дирижировать «Алпамыс». Почему не передать, как дирижировать русскую классику, чему я учился в Ленинградской консерватории, вы не найдете человека, который так хорошо б знал историю оперного искусства, как я. Почему бы мне не поделиться? Я не только работал с композиторами, но и с исполнителями. Ведь что такое хормейстер. Это закулисная работа. Публика не видела и не знала меня. Но потом у меня появилось желание встать за пульт. Первым меня за пульт поставил Жандарбеков, и это было для меня счастьем.

Первое впечатление обманчиво, утверждают иные. И ты обманываешься, попадая под водопад обаяния этого невероятного человека. И уже не важно, что ему семьдесят пять лет, и надо бы соблюсти субординацию, отдавая дань уважения возрасту аксакала. Но ты смеешься над его шутками, шутишь вместе, потому как уверен – он поймет, какой еще возраст?! Какие еще церемонии?! Нет, не обмануло первое впечатление. Он неприлично молод, невероятно уверен в себе и безгранично обаятелен. «У вас есть вопросы?» – спрашивает он и, опережая их, рассказывает сам.

О личном
Я женат. Моя жена – младшая дочь знаменитой Куляш Байсеитовой Раушан Катиятовна Байсеитова. Она – народная артистка, лауреат Госпремии, профессор, лауреат международных конкурсов. Мы с ней уже больше сорока лет вместе. Шучу иногда – столько лет, пора бы и надоесть друг другу. Есть сын. Внучке скоро 20 лет, учится на балетмейстерском факультете в университете им. Жургенева. Внук учится в третьем классе. Лепит. Дети просят в магазине машины, то, се, он просит: «Ата, купи пластилин». Интересный такой. Сам я родом из Актюбинска. Есть сестра. Отец погиб на фронте. Он ушел на фронт, когда мне было шесть дней. Не помню, конечно.
Вся моя жизнь – музыка. Иногда супруга спрашивает, все ли в порядке с моей головой? А я, когда слушаю музыку, себя освобождаю. Начинают работать пальцы, кисти, руки. Ведь я передаю музыку руками, знаками рук. По утрам вместо зарядки я «дирижирую». (Он показывает. Будь я музыкантом, наверняка «услышала» бы мелодию. Но пасы руками мне очень напомнили танец под неслышимую музыку. Завораживает!)

Тонкое мироощущение музыканта и материальный мир
– Как жить музыканту в материальном мире? Как живу я? А я миллионер. Вот вам нравятся мои ботинки? (Озадачил не на шутку, но посмела выразить мнение – нормальные ботинки, добротные). Они стоят 2 тысячи тенге. Это на базаре в Кас-келене. А выглядят ничего. Потому что я миллионер. Когда я вижу в других городах своих выпускников, уже подросших, повзрослевших, я восхищаюсь ими, они такие красивые – это и есть мои миллионы. А если серьезно. Ну разве бывают в консерватории музыканты миллионерами? Конечно, нет. Ну что, вот он – спел, получил зарплату 200 тысяч тенге. И все. А хочется петь, хочется хорошо выглядеть, быть хорошо одетым. Еще только выходя на сцену, тебе должны рукоплескать, восхищаться. И идти – все при мне! Так должно быть, мы, артисты, такие. И весь ужас в том, что ты на виду. Пусть хоть одно платье или рубашка, но безупречной чистоты, выглаженная. Потом подвесишь что-то блестящее на шею, прицепишь на грудь, руки украсишь. Приезжает к нам из аулов молодежь. Все пальцы на руках в кольцах… алюминиевых! Смешно? Но я не смеюсь. Потому что это же стремление быть красивым. Только единственно я им говорю: «Сними все эти колечки, оставь одно, но подороже».

Еще раз о счастье
Когда говорят счастье, это не то, что сегодня, а то, что завтра. То, что получается у меня. Вся прелесть в этом заключается. Если я ничего не умею, какой я счастливый? Конечно, я буду несчастным человеком. Как гласит еврейская мудрость: «Бойся тех людей, которые не состоялись. Бойся!». Не приближайте к себе и не приближайтесь сами к таким людям. Я счастлив тем, что у меня получается. Интерес очень большой. Когда я начинал работать заведующим кафедрой, очень мало народу было. А сейчас идет колоссальный наплыв. Можете себе представить? В Астане только 11 человек поступило на бакалавриат, а у нас мест нет. 95 человек!
Я стараюсь поддержать детей из глубинки. К нам идут из Байганина. Ыргыза, Шалкара, говорят только на казахском, не знают языков. Многие буквально не видели ничего кроме верблюдов. И травы, которую эти верблюды едят. Все. Не видели ничего. Что для них посмотреть Венгрию, Будапешт? Городские все-таки в лучшем положении, выезжают. И мне приходится именно этих ребят проталкивать, из аулов. Ничего не видели, а душа чистая-чистая, не испорченные. И сижу камнем, чтобы таким ребятам показать мир.

И о возрасте
– Да, мне 75. А вы хотели увидеть седого старца с трясущимися руками. Да, когда я еду в аул к себе на родину, рядом со своими сверстниками выгляжу как мальчик. Но это жизнь такая. Я столько отдаю. Но и столько же получаю. У меня общение только с молодыми сейчас. И вокалисты, и дирижеры, и вообще. Меня в консерватории все время на Ученом совете держат. Прошу, чтобы освободили. Но держат. Значит, еще послужу.

Записала
Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button